Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Момент истины для муфтия Татарстана

Камиля Самигуллина считают главным кандидатом на должность муфтия Татарстана

Камиля Самигуллина считают главным кандидатом на должность муфтия Татарстана

Теги:

27
08 Марта 2013г.

С приходом нового муфтия в Татарстане могут измениться принципы государственно-исламских отношений. В частности, возможен пересмотр особого статуса ханафитского мазхаба, который является одним из четырех юридическо-правовых школ классического суннитского ислама. Такое мнение ИА IslamNews высказал известный мусульманских деятель, ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

Ханафитский мазхаб при муфтии Илдусе Файзове стали усиленно преподносить как некий "умеренный", "традиционный" ислам, являющийся антиподом ислама "агрессивного", "нетрадицоинного". Между тем, ханафизм, будучи всего лишь мазхабом (формальной религиозно-правовой школой), по определению не может являться идеологической панацеей от радикализма. Достаточно отметить, что этот мазхаб, называемый в России "традиционным", распространен далеко за пределами одного отдельно взятого субъекта федерации. Куда большими традиционалистами-ханафитами являются, например, представители афгано-пакистанского движения "Талибан", которые прославились запретами светских развлечений, публичными телесными наказаниями и разрушениями памятников культуры.

По словам Рафика Мухаметшина, "богословско-идеологический контекст, несомненно, очень важен". "Нет в мире какого-то абстрактного мусульманского пространства, – пояснил Мухаметшин. – Необходимо определиться: либо мы говорим, что это ханбалитское богословско-правовое пространство, либо ханафитское, либо маликитское, поскольку мазхаб важен для реализации принципов самого ислама в жизни".

Однако, по его мнению, приверженность ханафитскому мазхабу гипертрофировали настолько, что это стало вызывать обратную реакцию в обществе.

"Когда пришел предыдущий муфтий, Илдус хазрат Файзов, в повестке дня стоял, в основном, вопрос о том, в каком богословско-правовом пространстве должно функционировать современное татарское мусульманское сообщество. Муфтий акцентировал внимание на том, что ДУМ РТ функционирует в ханафитском богословско-правовом пространстве, и это вызвало довольно негативную реакцию и со стороны некоторых имамов, и некоторых мусульман, недовольных такими жесткими требованиями", – отметил собеседник агентства.

Чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли, необходимы новые подходы во взаимодействии государства и уммы, и главную роль здесь должен сыграть будущий муфтий, уверен ректор мусульманского вуза.

"Исполняющий обязанности муфтия должен более четко поставить эти вопросы. То есть вопрос не только в том, что сегодня надо говорить только о ханафитском мазхабе. Вопрос в том, что сегодня надо найти общий язык с современной мусульманской молодежью, которую не всегда устраивают узкие философско-правовые рамки", – отметил мусульманский деятель.

Между тем, первое что бросилось в глаза наблюдателям, это молодость назначенного исполняющим обязанности муфтия. В этой связи возникает закономерный вопрос: сможет ли 27-летний Камиль Самигуллин, в случае избрания духовным лидером, вывести Татарстан из состояния религиозной конфронтации?

Имам известной в Казани исторической мечети в беседе с ИА IslamNews насчитал на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин, не говоря уже об умеренных и крайних ханафитах, салафитах, тахриристах, фейзрахманистах и прочих. Поэтому любые новаторские инициативы в сфере государственно-исламских отношений в Татарстане могут натолкнуться на противодействие оппонентов, в том числе и из числа соратников экс-муфтия Файзова. Ведь в данном случае идеологическая компонента неразрывно связана с возможностью контроля над значительными финансовыми потоками, идущими через единственное в республике духовное управление.

Автор: Галина Полякова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (27) Версия для печати

Добавить комментарий

Islam25
06 Сентября 2013г.
Ответить

Полезная информация!

ПОПРАВКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОШИБКИ, ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕРМИНА ВАХХАБИЗМ

Из сочинения Мухаммада Сагда аш-шувайгир

Ваххабизм, это древняя секта, ибазыя, никакого отношения не имеет к призыву шейха Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба.
Часто враги сунны, враги истинного призыва, из неверного запада, или суфии, поклоняющиеся могилам, шиты, рафидиты, используют термин, прозвище, против ахлюс-сунны, против саляфитов, что они ваххабиты. Подразумевая муджаддида, Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Который ни пришел, ни с чем новым, кроме того, что призывал...
Читать дальше

    ихсан ★★
    06 Сентября 2013г.
    Ответить

    Ваххабиты: кто они на самом деле? (Часть 1)
    Ваххабиты: кто они на самом деле? (Часть 1)Одной из причин возникновения Ваххабизма является внешнее воздействие. Наличие единого мусульманского государства не устраивало ведущие европейские колониальные державы XVIII века. Своим основным методом они избрали провоцирование внутреннего раскола и инициацию перманентного внутри-мусульманского конфликта.
    По мнению многих историков, целенаправленно в этом направлении работала Британская империя. В течение XVII века достаточно заметное количество молодых людей - европейцев христиан, под видом...
    Читать дальше

      Islam25
      13 Сентября 2013г.
      Ответить

      Однажды Пророка Мухаммеда посетили послы из Шама (территория современных Сирии, Иордании, Ливана, Палестины), Йемена и Неджда (северо-восток Аравийского полуострова).

      Вообще то под Недждом подразумевается Ирак, а не город в Аравийском полуострове.
      Шейх Албани сказал: из всех хадисов делаем вывод, что под Недждем в передаче Бухари, подразумевается, не та известная сегодня местность, а это на самом деле Ирак. Также дают толкование этому Хитаби, Хафиз ибн Хаджар альаскяляни. Произошло то о чем говорил Пророк, так как многие большие фитны (смуты), их источником был Ирак. Хад...
      Читать дальше

      ихсан ★★
      06 Сентября 2013г.
      Ответить

      Ваххабиты: кто они на самом деле? (Часть 1)
      Ваххабиты: кто они на самом деле? (Часть 1)Одной из причин возникновения Ваххабизма является внешнее воздействие. Наличие единого мусульманского государства не устраивало ведущие европейские колониальные державы XVIII века. Своим основным методом они избрали провоцирование внутреннего раскола и инициацию перманентного внутри-мусульманского конфликта.
      По мнению многих историков, целенаправленно в этом направлении работала Британская империя. В течение XVII века достаточно заметное количество молодых людей - европейцев христиан, под видом...
      Читать дальше

gi86
30 Марта 2013г.
Ответить

Ас-саламу Алейкум!
Уважаемая редакция сайта,
Мы, блогеры Ингушетии, хотели бы поделиться с вами проблемой возникшей с мусульманкой в хиджабе на ГТРК «Ингушети». Суть проблемы указанна по ссылке http://gi86.livejournal.com/210563.html

Искренне, надеемся, что Вы поможете нас с этим разобраться.

С Уважением, блогеры Ингушетии.

xalifat ★★
16 Марта 2013г.
Ответить

Такая должность, как муфтий, должна быть выборной, а не ставной. Для нас примером является выборы четырех праведных халифов. Если человек придет к власти по их пути, то будет баракат в его правлении, а если по другому, то ждет та же участь, как предшественника. Ведь, по шариату Власть - это харам, халяль будет только тогда, когда она приобретается правильным путем. И только тогда, в Судный день за правильный пробретенный вещь не будет спроса.

    YUSUF ★★
    22 Марта 2013г.
    Ответить

    Хукм того кто взял власть без присяги народа-то он является тираном!а присягнет народ тогда когда он сам его выберет

sunnitsunnit
11 Марта 2013г.
Ответить

Ибн Таймия даёт определение суфизму:
«Поистине суфизм - это качество праведных. Это праведник, который отличился аскетизмом, поклонением усердствуя в этом. Праведные были из этого пути (суфизма). Как говорят: «Праведные алимы и праведные правители - это особые праведники, которые ниже по степени полноценных праведников. Праведность – качество, присущее сподвижникам, табиинам. Когда говорят о аскетах и поклоняющихся из Басры, что они праведные, это подобно тому, что говоришь об имамах факихов из Куфы, что они праведные. Также каждый в соответствии с его путём, на который он вступил на по...
Читать дальше

    Abdulloh bin ★★
    16 Марта 2013г.
    Ответить

    Soglashus' svami SunnitSunnit. K glubokomu sojaleniyu mnogiye musul'mane govoryat chto sleduyut za Ibn Taymiyyey no a na samom dele daje ne znayut chto on govoril ili pisal.

sunnitsunnit
11 Марта 2013г.
Ответить

Имам аз-Захаби (ученик ибн Таймии) сказал: «Поистине тасаввуф это: мораль, этика и любовь, это то, что пришло от сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это довольство Аллахом и обязательность страха перед Ним, это джихад на Его пути, и адаб в соответствии с адабами Шариата, это чтение Корана с выражением и следование ему, это ночные молитвы со страхом перед Аллахом, это посты в одни дни и разговения в другие, это старание и усердие, это альтруизм и обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, это возвышенность в обращении с невер...
Читать дальше

Saam
10 Марта 2013г.
Ответить

Предостережение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял, ведь...
Читать дальше

Функция
09 Марта 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане, братья и сестры! Давайте объединимся на основе Веры, и будем вместе искать решения как поднять, развить нашу уссурийск! Надо ли нам осуждать камиля, пока нет фактов- его явных поступков? А если увидим их, то не за его спиной здесь о нем писать, а ему самому говорить, делать насихаты, советы, разве он не наш брат? Переживаем ли мы за его рай?

kabir ★★
09 Марта 2013г.
Ответить

ко*** ввп еще до конца не понимает что такое суфизм...хотябы книжку по истории почиталиб.

Rinat Piterski ★★
08 Марта 2013г.
Ответить

«на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин»
________________________________
Нам в Татарстане, не хватало только очередного Чиркейского, в лице Самигуллина. Если он не ханафит, то зачем он тогда нужен Татарстану? Может быть его суфиста поставили для того, чтобы Татарстан превратить в очередной Дагестан и стокнуть лбами разные течении? Скорее всего так. Нужно объяснить татарам -ханафитам, чем этот суфизм, грозит всем мусульманам республики.

    sunnitsunnit
    11 Марта 2013г.
    Ответить

    Имам Шафии: «Будь и факихом, и суфием...»
    Сказал Имам аш-Шафии (150-204 г.х.), да будет доволен им Аллах, в своем «Диван аш-Шафии»:

    قال الامام الشافعى فى ديوانه :
    فقيهاً وصوفياً فكن ليسَ واحداً فَإني وَحَقِّ اللَّهِ إيَّاكَ أَنْصَحُ
    فذلك قاسٍ، لم يذق قلبه تقى ْ وهذا جهولٌ، كيف ذو الجهل يصلحُ؟!

    «Будь и факихом, и суфием - но не одним из них.
    Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха.
    Факих, но не суфий – у него грубое сердце и оно не знает вкуса таква (богобоязненность)
    Суфий, но не факих – он джахиль (невежда), а как же пр...
    Читать дальше

    Islam25
    11 Марта 2013г.
    Ответить

    Братья вот хорошая книга есть, расказывает о наших прежних предках, как матридитах и ханафитах, также прежде жил один черкес, по имени кяусари, был враждебен очень к ахлюс-сунне. В даной книге расказывается об манхадже саляфов в общем, также речь идет об ашгаритах и матридитах ханафитах, что они являются сектами, отклонились от пути абу Ханифы. Вообще ханафиты в акыде матридиты, а в фикхе следуют абу Ханифе. И ашгариты и матридиты, оказывается не знали таухида улюхию, дали значение таухиду улюхия значение таухид рубубия, и в резельтате среди них было много, впавших в суфизм и ширк. Данная книг...
    Читать дальше

      MD
      18 Марта 2013г.
      Ответить

      по ссылке не получается перейти пишут, что сайт не найден.подскажите название книги и автора.год издания.

    abumursal
    09 Марта 2013г.
    Ответить

    ты прав,именно для раздробления

    Абдуллах
    08 Марта 2013г.
    Ответить

    Убедился ахи? Все таки суффист. И их в татарстане много.

      sunnitsunnit
      11 Марта 2013г.
      Ответить

      Имам Шафии: «Будь и факихом, и суфием...»
      Сказал Имам аш-Шафии (150-204 г.х.), да будет доволен им Аллах, в своем «Диван аш-Шафии»:

      قال الامام الشافعى فى ديوانه :
      فقيهاً وصوفياً فكن ليسَ واحداً فَإني وَحَقِّ اللَّهِ إيَّاكَ أَنْصَحُ
      فذلك قاسٍ، لم يذق قلبه تقى ْ وهذا جهولٌ، كيف ذو الجهل يصلحُ؟!

      «Будь и факихом, и суфием - но не одним из них.
      Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха.
      Факих, но не суфий – у него грубое сердце и оно не знает вкуса таква (богобоязненность)
      Суфий, но не факих – он джахиль (невежда), а как же пр...
      Читать дальше

      sunnitsunnit
      11 Марта 2013г.
      Ответить

      Оформление комментария не соответствует правиламон не суФФИСТ А СУФИЙ А ВО ВТОРЫХ ТОЛЬКО ИСТИННЫЕ СУФИИ РАСПРОСТРАНЯЛИ ИСЛАМ И ХРАНИЛИ ЕГО К ПРИМЕРУ ИМАМ ШАМИЛЬ САЛАХУДДИН АЙЮБИ ШАФИИ АХМАД МАЛИК ИТД
      раскрыть коментарий
      скрыть коментарий

      Rinat Piterski ★★
      08 Марта 2013г.
      Ответить

      Позвоню своим друзьям и знакомым имамам, узнаю ИншаАлла.

        Tatar_kizi
        11 Марта 2013г.
        Ответить

        что звонить-то? каждый в Татарстане скажет вам, что он суфий. Только что в этом плохого?

        Абдуллах
        08 Марта 2013г.
        Ответить

        Как только Файзов стал муфтием, он сразу же начал скидывать действующих имамов и проталкивать суффистов.В сельских местностях тоже есть имамы суффисты,просто не афишируют они себя.
        Тихо тихо, пока все мусульмане спят ,они работают.

          Rinat Piterski ★★
          08 Марта 2013г.
          Ответить

          Пр и Фаизове мы с одним братом, посетили одну из сельских мечетей. Мы дали Азан и собрались деревенские. Они нам сказали, что дано сверху указание, чтобы никто не вел намазы, не давал Азан и намаз могут вести только назначенные бабаи. Если даже они многое не знают.
          Деревенский имам с одной стороны нас обрадовал: хотя и бывший тракторист, но изучает Ислам в течении последних 7-8 лет. Для деревни, достаточно грамотный, хотя и не учился нигде.

        mirror ★★★
        08 Марта 2013г.
        Ответить

        Если вам не трудно расскажите о результатах

          Rinat Piterski ★★
          08 Марта 2013г.
          Ответить

          Я на днях поговорю и ИншаАлла напишу здесь. Узнаю, что думают о нем имамы в Татарстане.