Момент истины для муфтия Татарстана

Камиля Самигуллина считают главным кандидатом на должность муфтия Татарстана

Камиля Самигуллина считают главным кандидатом на должность муфтия Татарстана

Теги:






51
08 Марта 2013г. (25 Раби ас-сани)
С приходом нового муфтия в Татарстане могут измениться принципы государственно-исламских отношений. В частности, возможен пересмотр особого статуса ханафитского мазхаба, который является одним из четырех юридическо-правовых школ классического суннитского ислама. Такое мнение ИА IslamNews высказал известный мусульманских деятель, ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.



Ханафитский мазхаб при муфтии Илдусе Файзове стали усиленно преподносить как некий "умеренный", "традиционный" ислам, являющийся антиподом ислама "агрессивного", "нетрадицоинного". Между тем, ханафизм, будучи всего лишь мазхабом (формальной религиозно-правовой школой), по определению не может являться идеологической панацеей от радикализма. Достаточно отметить, что этот мазхаб, называемый в России "традиционным", распространен далеко за пределами одного отдельно взятого субъекта федерации. Куда большими традиционалистами-ханафитами являются, например, представители афгано-пакистанского движения "Талибан", которые прославились запретами светских развлечений, публичными телесными наказаниями и разрушениями памятников культуры.



По словам Рафика Мухаметшина, "богословско-идеологический контекст, несомненно, очень важен". "Нет в мире какого-то абстрактного мусульманского пространства, – пояснил Мухаметшин. – Необходимо определиться: либо мы говорим, что это ханбалитское богословско-правовое пространство, либо ханафитское, либо маликитское, поскольку мазхаб важен для реализации принципов самого ислама в жизни".



Однако, по его мнению, приверженность ханафитскому мазхабу гипертрофировали настолько, что это стало вызывать обратную реакцию в обществе.



"Когда пришел предыдущий муфтий, Илдус хазрат Файзов, в повестке дня стоял, в основном, вопрос о том, в каком богословско-правовом пространстве должно функционировать современное татарское мусульманское сообщество. Муфтий акцентировал внимание на том, что ДУМ РТ функционирует в ханафитском богословско-правовом пространстве, и это вызвало довольно негативную реакцию и со стороны некоторых имамов, и некоторых мусульман, недовольных такими жесткими требованиями", – отметил собеседник агентства.



Чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли, необходимы новые подходы во взаимодействии государства и уммы, и главную роль здесь должен сыграть будущий муфтий, уверен ректор мусульманского вуза.



"Исполняющий обязанности муфтия должен более четко поставить эти вопросы. То есть вопрос не только в том, что сегодня надо говорить только о ханафитском мазхабе. Вопрос в том, что сегодня надо найти общий язык с современной мусульманской молодежью, которую не всегда устраивают узкие философско-правовые рамки", – отметил мусульманский деятель.



Между тем, первое что бросилось в глаза наблюдателям, это молодость назначенного исполняющим обязанности муфтия. В этой связи возникает закономерный вопрос: сможет ли 27-летний Камиль Самигуллин, в случае избрания духовным лидером, вывести Татарстан из состояния религиозной конфронтации?



Имам известной в Казани исторической мечети в беседе с ИА IslamNews насчитал на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин, не говоря уже об умеренных и крайних ханафитах, салафитах, тахриристах, фейзрахманистах и прочих. Поэтому любые новаторские инициативы в сфере государственно-исламских отношений в Татарстане могут натолкнуться на противодействие оппонентов, в том числе и из числа соратников экс-муфтия Файзова. Ведь в данном случае идеологическая компонента неразрывно связана с возможностью контроля над значительными финансовыми потоками, идущими через единственное в республике духовное управление.

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Islam25 06 Сентября 2013г.
Ответить

Полезная информация! ПОПРАВКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОШИБКИ, ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕРМИНА ВАХХАБИЗМ Из сочинения Мухаммада Сагда аш-шувайгир Ваххабизм, это древняя секта, ибазыя, никакого отношения не имеет к призыву шейха Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Часто враги сунны, враги истинного призыва, из неверного запада, или суфии, поклоняющиеся могилам, шиты, рафидиты, используют термин, прозвище, против ахлюс-сунны, против саляфитов, что они ваххабиты. Подразумевая муджаддида, Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Который ни пришел, ни с чем новым, кроме того, что призывал...
Читать дальше

gi86 30 Марта 2013г.
Ответить

Ас-саламу Алейкум! Уважаемая редакция сайта, Мы, блогеры Ингушетии, хотели бы поделиться с вами проблемой возникшей с мусульманкой в хиджабе на ГТРК «Ингушети». Суть проблемы указанна по ссылке http://gi86.livejournal.com/210563.html Искренне, надеемся, что Вы поможете нас с этим разобраться. С Уважением, блогеры Ингушетии.

xalifat 16 Марта 2013г.
Ответить

Такая должность, как муфтий, должна быть выборной, а не ставной. Для нас примером является выборы четырех праведных халифов. Если человек придет к власти по их пути, то будет баракат в его правлении, а если по другому, то ждет та же участь, как предшественника. Ведь, по шариату Власть - это харам, халяль будет только тогда, когда она приобретается правильным путем. И только тогда, в Судный день за правильный пробретенный вещь не будет спроса.

sunnitsunnit 11 Марта 2013г.
Ответить

Ибн Таймия даёт определение суфизму: «Поистине суфизм - это качество праведных. Это праведник, который отличился аскетизмом, поклонением усердствуя в этом. Праведные были из этого пути (суфизма). Как говорят: «Праведные алимы и праведные правители - это особые праведники, которые ниже по степени полноценных праведников. Праведность – качество, присущее сподвижникам, табиинам. Когда говорят о аскетах и поклоняющихся из Басры, что они праведные, это подобно тому, что говоришь об имамах факихов из Куфы, что они праведные. Также каждый в соответствии с его путём, на который он вступил на по...
Читать дальше

sunnitsunnit 11 Марта 2013г.
Ответить

Имам аз-Захаби (ученик ибн Таймии) сказал: «Поистине тасаввуф это: мораль, этика и любовь, это то, что пришло от сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это довольство Аллахом и обязательность страха перед Ним, это джихад на Его пути, и адаб в соответствии с адабами Шариата, это чтение Корана с выражением и следование ему, это ночные молитвы со страхом перед Аллахом, это посты в одни дни и разговения в другие, это старание и усердие, это альтруизм и обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, это возвышенность в обращении с невер...
Читать дальше

Saam 10 Марта 2013г.
Ответить

Предостережение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял, ведь...
Читать дальше

Функция 09 Марта 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане, братья и сестры! Давайте объединимся на основе Веры, и будем вместе искать решения как поднять, развить нашу уссурийск! Надо ли нам осуждать камиля, пока нет фактов- его явных поступков? А если увидим их, то не за его спиной здесь о нем писать, а ему самому говорить, делать насихаты, советы, разве он не наш брат? Переживаем ли мы за его рай?

kabir 09 Марта 2013г.
Ответить

ко*** ввп еще до конца не понимает что такое суфизм...хотябы книжку по истории почиталиб.

Rinat Piterski 08 Марта 2013г.
Ответить

«на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин» ________________________________ Нам в Татарстане, не хватало только очередного Чиркейского, в лице Самигуллина. Если он не ханафит, то зачем он тогда нужен Татарстану? Может быть его суфиста поставили для того, чтобы Татарстан превратить в очередной Дагестан и стокнуть лбами разные течении? Скорее всего так. Нужно объяснить татарам -ханафитам, чем этот суфизм, грозит всем мусульманам республики.

Islam25 06 Сентября 2013г.
Ответить

Полезная информация! ПОПРАВКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОШИБКИ, ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕРМИНА ВАХХАБИЗМ Из сочинения Мухаммада Сагда аш-шувайгир Ваххабизм, это древняя секта, ибазыя, никакого отношения не имеет к призыву шейха Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Часто враги сунны, враги истинного призыва, из неверного запада, или суфии, поклоняющиеся могилам, шиты, рафидиты, используют термин, прозвище, против ахлюс-сунны, против саляфитов, что они ваххабиты. Подразумевая муджаддида, Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Который ни пришел, ни с чем новым, кроме того, что призывал...
Читать дальше

gi86 30 Марта 2013г.
Ответить

Ас-саламу Алейкум! Уважаемая редакция сайта, Мы, блогеры Ингушетии, хотели бы поделиться с вами проблемой возникшей с мусульманкой в хиджабе на ГТРК «Ингушети». Суть проблемы указанна по ссылке http://gi86.livejournal.com/210563.html Искренне, надеемся, что Вы поможете нас с этим разобраться. С Уважением, блогеры Ингушетии.

xalifat 16 Марта 2013г.
Ответить

Такая должность, как муфтий, должна быть выборной, а не ставной. Для нас примером является выборы четырех праведных халифов. Если человек придет к власти по их пути, то будет баракат в его правлении, а если по другому, то ждет та же участь, как предшественника. Ведь, по шариату Власть - это харам, халяль будет только тогда, когда она приобретается правильным путем. И только тогда, в Судный день за правильный пробретенный вещь не будет спроса.

sunnitsunnit 11 Марта 2013г.
Ответить

Ибн Таймия даёт определение суфизму: «Поистине суфизм - это качество праведных. Это праведник, который отличился аскетизмом, поклонением усердствуя в этом. Праведные были из этого пути (суфизма). Как говорят: «Праведные алимы и праведные правители - это особые праведники, которые ниже по степени полноценных праведников. Праведность – качество, присущее сподвижникам, табиинам. Когда говорят о аскетах и поклоняющихся из Басры, что они праведные, это подобно тому, что говоришь об имамах факихов из Куфы, что они праведные. Также каждый в соответствии с его путём, на который он вступил на по...
Читать дальше

sunnitsunnit 11 Марта 2013г.
Ответить

Имам аз-Захаби (ученик ибн Таймии) сказал: «Поистине тасаввуф это: мораль, этика и любовь, это то, что пришло от сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это довольство Аллахом и обязательность страха перед Ним, это джихад на Его пути, и адаб в соответствии с адабами Шариата, это чтение Корана с выражением и следование ему, это ночные молитвы со страхом перед Аллахом, это посты в одни дни и разговения в другие, это старание и усердие, это альтруизм и обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, это возвышенность в обращении с невер...
Читать дальше

Saam 10 Марта 2013г.
Ответить

Предостережение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял, ведь...
Читать дальше

Функция 09 Марта 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане, братья и сестры! Давайте объединимся на основе Веры, и будем вместе искать решения как поднять, развить нашу уссурийск! Надо ли нам осуждать камиля, пока нет фактов- его явных поступков? А если увидим их, то не за его спиной здесь о нем писать, а ему самому говорить, делать насихаты, советы, разве он не наш брат? Переживаем ли мы за его рай?

kabir 09 Марта 2013г.
Ответить

ко*** ввп еще до конца не понимает что такое суфизм...хотябы книжку по истории почиталиб.

Rinat Piterski 08 Марта 2013г.
Ответить

«на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин» ________________________________ Нам в Татарстане, не хватало только очередного Чиркейского, в лице Самигуллина. Если он не ханафит, то зачем он тогда нужен Татарстану? Может быть его суфиста поставили для того, чтобы Татарстан превратить в очередной Дагестан и стокнуть лбами разные течении? Скорее всего так. Нужно объяснить татарам -ханафитам, чем этот суфизм, грозит всем мусульманам республики.

Яндекс.Метрика