Москва становится глобальным миротворцем с помощью Судана

Беженцы из Дарфура. Фото с сайта Chaskor

Беженцы из Дарфура. Фото с сайта Chaskor

Теги:



0
25 Сентября 2009г. (05 Шавваль)
В начале октября в Москве состоится международная конференция, посвящённая ситуации в Судане. Мероприятие уникальное для российской столицы, впервые принимающей крупный международный миротворческий форум. Однако широкой огласке данный дипломатический прорыв почему-то не предаётся. Есть сомнения в его целесообразности?



Нет, – констатирует Chaskor.ru. Можно сколько угодно дискутировать о том, стоит ли вообще ждать от экспертно-консультативного в целом форума каких-либо конкретных результатов. Но необходимость в проведении данной конференции, безусловно, назрела. После распада СССР у Москвы ещё не было возможности играть первую скрипку ни в одном крупном международном кризисе за пределами постсоветского пространства. Судан вполне может дать такой шанс, утверждает автор статьи.



По его словам, на Балканах, в Афганистане, в Ираке, в палестино-израильском конфликте, в ситуации вокруг иранской ядерной программы Россия хоть и полноправный участник, но не инициатор событий. Как правило, её роль сводится к роли постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладающего правом вето при решении глобальных вопросов. До сих пор то же положение сохранялось и в суданском вопросе. Но место лидера-посредника в его урегулировании пока остаётся вакантным.



Напомним, что в этой африканской стране две горячие точки. Одна – на юге, где христиане и анимисты борются за независимость от Хартума, власти которого представляют мусульманское большинство государства. Вторая – на западе в провинции Дарфур, где конфликт несёт межэтнический характер. Роль миротворца на обоих направлениях играет лишь ООН на пару с Африканским союзом. Но их деятельность сводится в основном к решению гуманитарных задач.



На разных этапах попытки политического урегулирования кризисов совершали соседи Судана, в частности Кения, Эфиопия и Египет, но безуспешно. Западные державы склонны упрощать ситуацию, считая, что официальный Хартум преследует свои политические и экономические интересы, применяя насилие. США и ЕС вводят экономические санкции против страны. А летом 2008 года Международный уголовный суд вовсе выдал ордер на арест президента страны Омара аль-Башира по обвинению в геноциде.



Подобная практика явно не способствует созданию атмосферы доверия между Суданом и Западом, утверждает журналист. Вакансию главного экономического партнёра страны уже фактически занял Китай (хотя у России тоже неплохие позиции). Место политического ещё свободно. Если Москва продолжит успешную реализацию начатой почти год назад программы по сближению с Хартумом, у неё все шансы это место получить.



В ноябре 2008 года в Москве прошла встреча делегации Национальной ассамблеи Республики Судан и комитета по международным делам Совета Федерации. Тогда председатель комитета по международным делам ассамблеи Осман Халид Мудави заявил, что Судан должен стать воротами России в Африку. А уже в начале декабря Дмитрий Медведев назначил Михаила Маргелова специальным представителем президента России по Судану.



Так начался «дранг нах Хартум». Почти сразу после вступления в новую должность Маргелов отправился с шестидневным визитом в Судан. Там он открыто заявил, что Россия «хочет, чтобы её голос учитывался в международных дискуссиях по проблемам Африки», что получило полную поддержку суданского руководства. МИД страны отметил, что намерения Москвы «подчёркивают особую прочность российско-суданских отношений».



Вероятно, уже тогда стороны приступили к согласованию деталей московского форума. Во всяком случае, Судан ни разу не выразил скепсиса или претензий к организации международной конференции в Москве, в отличие от аналогичного предложения Египта. Весной 2008 года Хартум объявил о бойкоте египетской инициативы обсудить проблемы Дарфура и юга с участием Франции, Великобритании и США, которые как раз накануне поддержали решение МУС по делу Омара аль-Башира.



Тем временем в Москву прибыл министр финансов и национальной экономики Судана Авад Ахмед аль-Джаз. Он же спецпредставитель суданского президента (коллега Маргелова). Суданский гость встречался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и передал послание Медведеву от имени аль-Башира. По-видимому, в нём содержалось согласие на организацию международной конференции по Судану в Москве.



При этом своё участие в мероприятии подтвердили спецпредставители и США, и ЕС, что уже не стало вызывать нарекания у суданской стороны. Кроме того, по словам Маргелова, в Россию приглашены спецпредставители также от ООН, КНР, Нидерландов, Финляндии и Швеции наряду с руководителями Африканского союза, Лиги арабских государств, международных гуманитарных организаций, ректорами высших учебных заведений и руководителями научно-исследовательских учреждений. Кроме того, ожидается присутствие гостей, представляющих юг Судана и Дарфур.



Несмотря на представительность делегаций, московская конференция вряд ли завершится подписанием каких-либо исторических документов и даже историческими рукопожатиями. Собственно, это и не является целью настоящего форума. Главным его итогом должно стать широкое международное признание того факта, что именно Москва – главный брокер урегулирования суданских конфликтов, прогнозирует автор статьи.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика