Муфтий Алтая обратился в прокуратуру

Мечеть "Расул Акрам" в ауле Ташанта, которую посещали работники пограничного пункта

Мечеть "Расул Акрам" в ауле Ташанта, которую посещали работники пограничного пункта

Теги:








7
23 Июля 2012г. (04 Рамадан)
В пункте пограничного пропуска «Ташанта» в Кош-Агачском районе республики Алтай не допускают на работу пятерых мусульман, предлагая написать заявления об увольнении по собственному желанию. Они посещали мечеть аула Ташанта и оказались «неблагонадежными» для работы на режимной территории.



За прихожан ташантинской мечети заступился муфтий Жанболат Охтаубаев из Горноалтайска. В распоряжении IslamNews оказалась копия письма главы алтайских мусульман в адрес прокурора республики Николая Мылицына, в котором муфтий Охтаубаев просит прокурора «разобраться в создавшиеся ситуации в МАПП «Ташанта», дать правовую оценку действиям должностных лиц, которые без суда и без следствия всех казахов-мусульман обвинили в причастности к деятельности запрещенной религиозной организации».



Как следует из обращения муфтия, уволиться по «собственному желанию» верующих вынуждали директор Красноярского филиала ФГКУ «Росгранстрой» АП.Попович, начальник Горно-Алтайской таможни Е.Н.Титанаков. После отказа писать заявления об уходе по собственному желанию, заместитель директора Красноярского филиала ФГКУ «Росгранстрой» С.Б. Толкачев направил в адрес пограничной службы МАПП «Ташанта» письмо, в котором распорядился изъять пропуска на режимную зону у следующих работников пограничного пункта: Сахарьянова А.А, Мамырбекова Т. А, Есенжарова К.Е, Туратпаева А.А. и Имангалиева Ч.О.



При этом, указывает Ж.Охтаубаев, должностные лица не разъяснили гражданам, на основании каких нормативных правовых актов изымаются пропуска.



МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска) «Ташанта» находится на российско-монгольской границе. Самый крупный район Алтая, Кош-Агачский, граничит также с Китаем и Казахстаном, внутри России – с республикой Тыва.



Увольнение мусульман с пограничного пункта стало маслом в огонь и в без того непростую межэтническую ситуацию в Кош-Агачском районе. Еще не забылась июньская история с «акцией устрашения», когда по казахским аулам Тобелер, Жана-аул, Ташанта проехалась автоколонна алтайской молодежи из разных районов республики, и вот новый накат. По данным местной газеты «Листок», в акции «автопробега» по аулам участвовало около 150 человек. «Представители правоохранительных органов заявляли, что целью акции было создание межнационального конфликта, поскольку прибывшие «вели себя вызывающе, громко слушали музыку близ мечети, а также демонстративно играли в футбол», – пишет газета.

Муфтий Жанболат ОхтаубаевМуфтий Жанболат Охтаубаев




- «Это было актом устрашения, которого никто не испугался, – говорит имам Кош-Агачского района Сержан (Сайфуллах) Сватов. – Мы не сомневаемся, что автоколонна была целенаправленно организована с целью разжигания конфликта, и мы догадываемся, кто из руководства республики стоит за нею. Жители аулов рассказали, что приехавшие пили пиво возле мечетей, демонстративно шумели, пытаясь втянуть местных в конфликт. Субхан Аллах (Слава Богу), люди не поддались на провокацию».



Мимо мечети Кош-Агача колонна из легковушек промчалась без остановки, там как раз проходил джума-намаз, мечеть была переполнена.



- «Машины проехали в Ташанты, хотя там режимная зона, нужны пропуска, – рассказывает имам. – Потом «группа устрашения» направилась в алтайское село Бельтир, где ее чествовали, организовав угощение в столовой местной школы. Все это подтверждает наши догадки о высоких покровителях в Горноалтайске».



Следственные органы не нашли в действиях организаторов «автопробега» признаков правонарушения, в итоге акцию списали на знак протеста алтайской молодежи в связи со срывом в мае концерта алтайского национального театра танца в селах Тобелер и Жана-Аул, где местные жители дружно проигнорировали приезд артистов, не купив ни одного билета.



По мнению юриста из Кош-Агача Али Алдогамова, непростая межконфессиональная ситуация в районе, начиная с уголовного преследования имама С.Сватова и нескольких прихожан по подозрению в членстве в международной организации «Таблиг Джамаат», есть результат подковерных игр в канун выборов главы Кош-Агачского района. От позиции мечети, в частности главы мусульманской организации многое зависит в ходе избирательной компании в районе, большинство населения которого составляют казахи-мусульмане. По сути, стоит вопрос, кто возглавит район, представитель какого народа и религии?



Кош-Агач – место компактного проживания казахов, потомков кочевников Среднего жуза из родов керей, найман, уак, часть которых с разгромом в 18 веке казахским ополчением Джунгарского ханства продвинулись на восток, и впоследствии оказалась зажатой между Российской, Цинской империями и Монголией. С демаркацией границ между державами, кочевники оказались в составе разных государств, но сохраняли некоторую автономию.



По данным исследователя истории алтайских казахов И.Октябрьской, жители Кош-Агача особо чтят память Абдульдо Сарыкалдыкова, который в конце 19 в. контролировал районы, прилегавшие к торговому тракту от Кош-Агача в Кобдо (Монголия). Постепенно его влияние распространилось на всю 50-верстную приграничную полосу. Не раз Абдульдо Сарыкалдыков подавал прошения об административном устройстве казахов с выделением их в самостоятельную волость и с предоставлением ему печати и статуса волостного старшины или родового старосты, отмечает исследователь. Уездное и губернское руководство считало целесообразным создание Казахской волости для установления контроля над населением, однако не стремилось к признанию власти «свободного зайсана» Абдульдо. В 1908 г. на имя уездного исправника поступил рапорт пристава 5-го стана Бийского уезда с ходатайством о тюремном заключении и высылке в Нарымский край политически «неблагонадежного зайсана» Абдульдо Сарыкалдыкова. В 1912-13 годах на Алтае возникла Казахская волость на землях нынешнего Кош-Агачского района.



Рубеж 19-20 вв. – время постоянных войн, миграций, борьбы за пастбища и места под солнцем, которые закалили характер алтайских казахов, но, похоже, не научили единству.



На предыдущих выборах голоса мусульманского электората разделились между четырьмя казахами-кандидатами, и выборы выиграл единственный, участвовавший в предвыборной гонке алтаец Леонид Ефимов, обойдя на сто голосов основного соперника, экс-главу Кош-Агачского района Ауельхана Джаткамбаева, нынешнего руководителя "Национально-культурной ассоциации казахов Республики Алтай".

На предстоящих выборах за пост первого лица района, по мнению местных наблюдателей, должны были бороться ныне действующий глава Леонид Ефимов, Ауельхан Джаткамбаев, глава сельского поселения Кош-Агач Даудхан Кыдырбаев, и возможно, заместитель главы района, бывший имам Кош-Агача Ерболат Бегенов. Последние два кандидата являются практикующими мусульманами.



Ранее поддержка имамом С.Сватовым кандидатуры Даудхана Кыдырбаева на выборах главы села обеспечила тому 80 процентов голосов кош-агачцев, поэтому соблюдающий мусульманин Д.Кыдырбаев имеет все шансы стать главой района, отмечают местные, если конечно в отношении него не будет каких-либо провокаций со стороны инициаторов «автопробега устрашения». До Кыдырбаева должность главы села занимал Ерболат Бегенов, бывший имамом мечети Кош-Агача до Сержана Сватова.

Имам Сержан СватовИмам Сержан Сватов




Тем более, фигура Кыдырбаева (Джаткамбаева или Бегенова) стала проходной на должность главы района, после возбуждения уголовного дела в отношении действующего главы района Леонида Ефимова. Как отмечается на сайте Следственного комитета РФ по Республике Алтай, глава администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" Л.Ефимов подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ (побои) . По данным следствия, в дневное время 18 июня 2012 года в селе Кош-Агач в кабинете главы района, во время планерки между Леонидом Ефимовым и Даудханом Кыдырбаевым возникла словесная перепалка, в результате которой Ефимов нанес один удар в область лица своему оппоненту.



Газета «Листок», раскрывая подробности, сообщает, что конфликт на планерке возник с вопроса о потравах покосов села Теленгит-Сортогой коровами Кош-Агача. Возникла словесная перепалка. «Ефимов не сдержался и обругал Кадырбаева в грубой форме. Кадырбаев сказал: мол, требовать – требуй, но не матерись. В ответ Ефимов ударил Кадырбаева по лицу. Тут главы сёл разняли конфликтующих. Кадырбаев сказал, что «Аллах – свидетель» и ушёл с планёрки», – информирует «Листок».



Село Теленгит-Сортогой – то самое поселение, где местный зайсан (шаман) Андрей Едешов препятствует строительству мечети, мотивируя это тем, что рядом находится священная гора теленгитов. По словам юриста А.Алдогамова, несколько местных женщин подстегивают в этом деле зайсана, заявляя, что из мечети будет разноситься азан (призыв к молитве), который будет отпугивать духов природы со священной горы.



На прошлой неделе конфликт между главами района и села рассматривался на республиканском уровне. Как стало известно, на совещание пригласили национальных лидеров, в том числе бывшего главного имама Алтая Амангельды Кобдабаева, и предлагали убедить Кыдырбаева забрать заявление из следственного комитета: в случае доведения дела до суда и обвинительного приговора Л.Ефимов не сможет участвовать в выборном марафоне.



По словам Сержана Сватова, некоторые должностные лица в руководстве республики не хотят усиления роли ислама в Кош-Агачском районе, и увольнение практикующих мусульман с пограничного пункта, как и уголовное преследование имамов, является следствием этого.



«Благодаря исламу в райцентре Кош-Агач и аулах в последние годы резко сократилось количество употреблений спиртного, район вышел в лидеры по количеству рождаемости, что немаловажно для нашей страны, испытывающей демографическую проблему, – говорит имам Сайфуллах. – Поэтому надо способствовать развитию религии, а не преследовать верующих».



Уголовное преследование алтайских имамов силовиками по обвинению в членстве в запрещенной организации «Таблиг» стоило жизни правозащитнику Рустему Валиуллину, который трагически погиб по пути в Кош-Агач, куда ехал защищать братьев по вере.



По словам имама Сватова, отдельные националистически настроенные персоны в Горно-Алтайске затеяли опасную игру, организуя неискушенную молодежь на провокаций, пытаясь рассорить братские тюркские народы, тем более, что на Алтае немало смешанных казахско-алтайских семей, как немало и мусульман среди коренных алтайцев.



«Должностные лица пограничной службы, таможенного органа и ФКГУ «Росгранстрой» превысили свои полномочия, нарушили нормы ст. 28 Конституции РФ, где прописано, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними, – говорится в заявлении муфтия Жанболата Охтаубаева к прокурору. – А также нарушены нормы ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».



Незаконно уволенные работники пункта пограничного пропуска вышли в вынужденные отпуска и готовят в суд иски к работодателям.









Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Амыр 23 Июля 2012г.
Ответить

ВСе казахские сплетни и домыслы собрали. В рамках дела таблиговцев Сватова и Бугусынова вышеуказанные сотрудники пограничного перехода были привлечены в качестве свидетелей, а потом и подозреваемых. По этой причине приостановили действие их пропусков в погранзону. Статью как я понял написал тоже казах - К. Кабдулвахитов, солгал здесь два раза - казахи пришли на Алтай не как завоеватели, а как беженцы, и не в 18 в., а в 19, пришли из Китая. Даже фамилию юриста переврали - не Алдогамов, а Абдолданов. И казахов в грызне за власть участвовали не четверо, а семеро, Калиль, надо проверять фак...
Читать дальше

Maryana 23 Июля 2012г.
Ответить

"Уголовное преследование алтайских имамов силовиками по обвинению в членстве в запрещенной организации «Таблиг» стоило жизни правозащитнику Рустему Валиуллину, который трагически погиб по пути в Кош-Агач, куда ехал защищать братьев по вере". Кстати было бы напомнить фамилию, имя, отчество этого козла-силовика и пустить этого барана пастись в горы, чтобы там его охотник и заприметил.

Maryana 23 Июля 2012г.
Ответить

"Уголовное преследование алтайских имамов силовиками по обвинению в членстве в запрещенной организации «Таблиг» стоило жизни правозащитнику Рустему Валиуллину, который трагически погиб по пути в Кош-Агач, куда ехал защищать братьев по вере". Кстати было бы напомнить фамилию, имя, отчество этого козла-силовика и пустить этого барана пастись в горы, чтобы там его охотник и заприметил.

Яндекс.Метрика