В конце октября 2005 года в Чувашии было образовано Центральное духовное управление мусульман Чувашской Республике (ЦДУМ ЧР). Возглавил организацию известный общественный и религиозный деятель Айрат Хайбуллов. По его словам, основной задачей новой структуры является сплочение мусульман вокруг конструктивных сил для решения насущных проблем общества.
Организация длительное время проработала в составе Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Однако недавно была обнародована информация о том, что ЦДУМ ЧР приняло решение о продолжении деятельности в автономном режиме. За разъяснениями ИА IslamNews обратилось к ее руководителю.
- Айрат хазрат, правда, что вы вышли из состава ДУМЕР, если да, что стало причиной этого решения?
- Честно говоря, мы уже давно де факто работаем в автономном режиме, абсолютно самостоятельно. В составе ДУМЕР мы были лишь формально. В принципе, это способствовало созданию самостоятельной эффективной системы управления и взаимодействия на всех уровнях нашей деятельности. Другой причиной выхода из состава ДУМЕР и Совета муфтиев является то, что все организации, созданные в постперестроечный период, уже не отвечают насущным требованиям мусульман. Как известно, время не стоит на месте. На сегодняшний день нужны новые прогрессивно думающие люди, подлинные лидеры, высокообразованные, морально устойчивые, от которых требуется реальная работа, которые могут представлять интересы мусульман России на любом уровне. Именно таких нам теперь надо взращивать самим.
Мы благодарны отдельным представителям управления, с которыми долгое время работали и продолжаем сотрудничать. Это действительно, профессионалы своего дела, которые трудятся во благо мусульман.
- Какое значение вы вкладываете в понятие "профессионал своего дела" применительно к мусульманской деятельности?
- Я считаю, что настоящий профессионал должен иметь как светское высшее образование, так и исламское. Он должен быть достаточно молод и активен, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. А человек в возрасте не всегда способен, а главное, не всегда хочет что-то менять.
- Можно сказать, что молодость – отличительная особенность вашего муфтията?
- Самому старшему из наших наставников 45 лет. Многие из имамов – выпускники Российского исламского университета (Казань. – IN). То есть постоянно идет подготовка кадрового состава муфтията как в центральном аппарате, так и в районах, городах республики. Хорошее образование помогает работать со всеми возрастными категориями и не только в плане изучения ислама, но прежде всего, в сфере нравственного воспитания общества. Но особый упор делается на молодежь.
За прошедшее время нам удалось создать крепкую финансово-хозяйственную структуру. Особо плодотворно складывается сотрудничество с организациями, входящими в состав
Ассоциации общественных объединений Собрание", и с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. За эти годы общими усилиями были реализованы различные социальные проекты, рассчитанные не только на мусульман. Наша идея заключается в том, что человек, независимо от отношения к религии, должен жить в соответствии с непреходящими ценностями: не пить, не курить, не совершать богопротивных поступков, тем самым он не мешает жить и развиваться ни мусульманам, ни другим представителям нашего общества.
Другая наша особенность – отношение к строительству мечетей. Мы пропагандируем не возведение храмов, поскольку мечеть – это всего лишь молельное помещение, мы за строительство многофункциональных исламских культурных центров, куда входят и молельный зал, и хозяйственно-административная часть, и учебные аудитории, и кафе, и комната матери и ребенка, и даже спортивные залы, как у нас, например, в алатырском центре. Этого требует время. За время нашей деятельности нашим муфтиятом построены два подобных центра в городе Чебоксары и Алатырь. Этим нашим проектом интересуются лидеры мусульман практически всей России. И мы готовы делиться опытом со всеми желающими.
- А как вы работаете с молодежью?
- Мы прилагаем максимум усилий, чтобы донести исламское вероучение до широкой общественности, особенно до молодежи. Оттого, какой подход мы используем в своей работе, насколько будем искренни, зависит результат работы.
Согласитесь, век информационных технологий требует от нас творческого подхода, креативности. Если мы будем шагать в ногу со временем, будем интеллектуально подкованы, образованы, то и доверие к нам, особенно со стороны молодых, будет соответствующим.
В
Исламском центре Чебоксар мы предоставляем студентам-мусульманам, обучающихся в светских вузах, бесплатное проживание. Таким образом у нас под одной крышей живут будущие врачи, учителя, строители, юристы и т.д. У нас они получают исламские знания с нуля, а по окончании вузов они смогут наряду с основной профессией служить параллельно имамами, проповедниками и так далее. Кстати, в этом и есть одна из наших главных инноваций.
Новая мусалля в Исламском центре Чебоксар
- Почему важно для религиозного деятеля иметь высшее образование и даже какую-то стороннюю профессию?
- Ценность высшего образования в том, что молодой человек учится добывать знания, научными методами познавать мир, систематизировать полученные знания и правильно их передать. А если есть какие-то базовые знания, то важно на основе их развиваться дальше, самообразовываться. Сейчас для получения информации, пласта знаний существует масса средств, в том числе Интернет.
Кроме того, совсем необязательно, чтобы имам просиживал штаны в мечети в ожидании садака (милостыни). Настоящий наставник должен приносить пользу не только духовную, но и материальную. Яркий пример – глава нашей общины
в Алатыре является лучшим в городе тренером по боксу, у которого занимаются как мусульмане, так и представители других религий.
От того, как мы будем позиционировать себя в этой жизни, зависит и то, как к нам будут относиться окружающие.
Ответить
Пока наша умма будет думать только бороде и делать ее предметом бурного обсуждения, никогда она не выйдет из этой трясины куфра. И не станут эти мусульмане похожими на своих предшественников -сподвижников и не даст нам Аллах успеха. У меня много братьев у которых растет борода да еще какая, но нет в них решительности в делах религии, а есть только страх перед ментом и тюрьмой.
Ответить
У женщин конечно не растет, тем не менее и она человек. Лев без гривы - это львица, парень без бороды - девица.
Ответить
Сейчас в Уфимском Аэропорту удерживают Фанзиля Ахметшина(члена Курултая Республики Башкортостан) уже несколько часов, который вернулся после благотворительной акции голодающим Сомали, деньги на которую собирали все мусульмане Республики Башкортостан. Удерживают незаконно!!! Родные и близкие волнуются!!! Вот телефон дежурного в аэропорту 8(347)2295595 У него жена сейчас в Роддоме №4, и готовиться родить третьего малыша, ей нужна поддержка мужа. Помогите опубликовать новости и помочь в решении данного вопроса и произвола правоохранительных органов!
Ответить
ну что вы..."борода"...а если не растет оная у человека? "галстук"...эх-хе-хе... бабаи....
Ответить
Еще одним управлением больше, а что изменилось? Мусульманам легче стало? Раз уж назвался Представителем и главой мусульман, то защищай их и веди, а если страшно и неудобно, то не надо было брать такую ответственность.
Ответить
Шарх к хадису твой что ли?
Ответить
На сегодняшний день у многих мусульман тунельное мышление, кроме бороды они ничего не видят. Думают если у человека если есть борода то он в Раю. ......Сообщается, что (однажды) пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, не смотрит Аллах, ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но взирает Он на сердца ваши», - и, сказав это, он указал себе на грудь. (Муслим) Однако если благочестие скрыто в сердцах, это значит, что об истинной сути его не знает никто, кроме Аллаха. И это значит, что путём совершения внешних действий к благочестию прийти невозможно, так как ...
Читать дальше
Ответить
Не надо противопоставлять, брат, бороду и добрые дела. Борода одно из небольших добрых дел за которым идут и большие дела. А кто не хочет иметь даже небольшую бородку и с упорством достойным лучшего применения каждый день скребет себя бритвой чтобы быть похожим на женщин и кафиров, то достоин ли он быть имамом, а тем более муфтием? Кстати, кто то приводил далиль на то что намаз за бритым имамом недействителен.
Ответить
Уважаемые братья! Замечайте не только бороду, но и благие дела у своих единоверцев.
Ответить
Муфтий Чувашии: Главное - идти в ногу со временем. Главное что бы смысл идти ногу со временим не стало переход в РАИС. А так если А. Хайбуллов не видет смысла находится в СМР это его дело это ведь не РПЦ и его зза не придадут анафеме.
Ответить
Что бы таким муфтиям следовать, действительно измениться надо. Я ведь уже много лет не бреюсь и галстуки не ношу.
Ответить
Айрат Хайбуллов: Мы должны сами измениться, тогда и жизнь изменит свое отношение к нам.вы да бритая борода и галстук не подходят муфтию
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным
Ответить
У женщин конечно не растет, тем не менее и она человек. Лев без гривы - это львица, парень без бороды - девица.
Ответить
ну что вы..."борода"...а если не растет оная у человека? "галстук"...эх-хе-хе... бабаи....
Ответить
Еще одним управлением больше, а что изменилось? Мусульманам легче стало? Раз уж назвался Представителем и главой мусульман, то защищай их и веди, а если страшно и неудобно, то не надо было брать такую ответственность.
Ответить
Шарх к хадису твой что ли?
Ответить
На сегодняшний день у многих мусульман тунельное мышление, кроме бороды они ничего не видят. Думают если у человека если есть борода то он в Раю. ......Сообщается, что (однажды) пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, не смотрит Аллах, ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но взирает Он на сердца ваши», - и, сказав это, он указал себе на грудь. (Муслим) Однако если благочестие скрыто в сердцах, это значит, что об истинной сути его не знает никто, кроме Аллаха. И это значит, что путём совершения внешних действий к благочестию прийти невозможно, так как ...
Читать дальше
Ответить
Не надо противопоставлять, брат, бороду и добрые дела. Борода одно из небольших добрых дел за которым идут и большие дела. А кто не хочет иметь даже небольшую бородку и с упорством достойным лучшего применения каждый день скребет себя бритвой чтобы быть похожим на женщин и кафиров, то достоин ли он быть имамом, а тем более муфтием? Кстати, кто то приводил далиль на то что намаз за бритым имамом недействителен.
Ответить
Муфтий Чувашии: Главное - идти в ногу со временем. Главное что бы смысл идти ногу со временим не стало переход в РАИС. А так если А. Хайбуллов не видет смысла находится в СМР это его дело это ведь не РПЦ и его зза не придадут анафеме.
Ответить
Что бы таким муфтиям следовать, действительно измениться надо. Я ведь уже много лет не бреюсь и галстуки не ношу.
Ответить
Айрат Хайбуллов: Мы должны сами измениться, тогда и жизнь изменит свое отношение к нам.вы да бритая борода и галстук не подходят муфтию
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным