Муса Бигеев - долгое возвращение на родину

Здесь будет сквер имени Мусы Бигеева

Здесь будет сквер имени Мусы Бигеева

Теги:




0
23 Декабря 2013г. (19 Сафар)
Откровенный диалог с каменской уммой. Судьба татарского мыслителя в СССР была предопределена политическим курсом советского государства.



Ни пасмурное небо, ни пронизывающий холодный ветер, ни тысячи километров дорог, не помешали российским мусульманам почтить память выдающегося татарского мыслителя и богослова Мусы Джаруллы Бигеева (1873- 1949).



Отрадно, что знаковое событие произошло на его исторической родине в Каменском районе Пензенской области, где открылись первые духовно-нравственные чтения, приуроченные к 140-летию со дня рождения российского религиозного и общественного деятеля. На территории районной соборной мечети, где открылся памятный знак ученому и читались посвященные ему молебны, собрались правоверные со всей губернии и отдельных весей России, проделавшие неблизкий путь, чтобы почтить память человека, еще при жизни снискавшего глубокое уважение мусульман разных стран мира.



Возвращение Мусы Бигеева в российскую умму было долгим и тернистым. Вся его жизнь, творческая, духовная и общественная деятельность прошли в мучительных исканиях того исторического пути, по которому должны были двигаться российские мусульмане в начале XX века.



Можно сказать, что Бигеев, особенно в дореволюционный период, был остро востребован своим временем и приложил немало усилий для того, чтобы поднять наследие татарского народа на высокий международный уровень. За остроту взглядов и прогрессивность религиозных идей современники не случайно называли его "Мусульманским Лютером".



Имея за своими плечами не только богословское, но и светское образование, в том числе Каирский университет "Аль-Азхар", он был всесторонне развит в вопросах лигвистики, философии и права, являлся идейным вдохновителем создания партии "Иттифак аль-Муслимин" (Союз мусульман), участником 4-х съездов мусульманской интеллигенции.



К сожалению, законченный им в 1912 году перевод Корана на татарский язык, являющийся трудом всей его жизни, из – за разногласий с частью мусульманского духовенства, вышел в свет только спустя сто лет.



Незавидная судьба, уже в годы советской власти, была уготована и опубликованной в 1923 году Берлинским издательством "Азбуке ислама". В книгу вошли выступления Бигеева на съезде мусульманских деятелей в Уфе по переустройству мусульманского общества. Но сравнение бигеевского "Воззвания к мусульманским нациям" с исламской конституцией, да еще накануне принятия первого основного закона СССР, предопределило дальнейшую судьбу самого автора.



В том же году его арестовали, но под давлением мусульманской общественности Финляндии и Турции заменили тюремное содержание ссылкой, при условии проживания в столице СССР под надзором властей. Два года он преподавал основы ислама в исторической мечети города Москвы.



В 1926 году Бигеева даже включили в состав делегации советских мусульман для участия в работе международного конгресса проходившего в Мекке, но уже через год, когда движущей силой государства в религиозных вопросах стал "Союз воинствующих безбожников", а в СССР началась атеистическая компания, все духовенство и большую часть интеллигенции отнесли к чуждым советскому обществу элементам.



Храмы и мечети повсеместно начали "перестраивать" под клубы, на амвонах и мимбарах заиграли струнные и духовые инструменты, зазвучал гимн "Интернационала". Лишенный работы и фактически оставшийся без средств к существованию Бигеев, вместе с семьей, был вынужден эмигрировать. С этого времени он порывает с Советским Союзом окончательно и бесповоротно. Начинается путь его скитаний по городам и странам: Китайский Туркестан, Афганистан, Индия, Египет, Финляндия, Германия, Турция, Иран, Ирак, Япония, Китай, Ява, Суматра. В 1947 году, уже будучи больным, он предпринимал попытку вернуться на родину, но два года спустя скончался в Каире.



Вряд ли Муса Яруллович (так звучит его полное имя) надеялся на то, что его труды дойдут до российских единоверцев и они их увидели. В этом тоже определенный знак Всевышнего, пожелавшего направить российскую умму по пути миротворческого созидания и укрепления ислама.



Комментарии






Нурулла Ахтямов

Первый заместитель муфтия ЦДУМ Пензенской области, имам-хатыб соборной мечети Каменки.



При подготовке к мероприятию участники бигеевских чтений обнаружили в российских электронных библиотеках достаточно много информации о традиционном исламе, который исповедовали предки пензенских татар. В доказательство могу привести цитату из выступления президента России Владимира Путина на одной из последних встреч с мусульманами, где российский лидер сказал, что у российских мусульманских организаций есть все возможности для широкого позиционирования в отечественных СМИ.






Александр Елатонцев

Начальник управления внутренней политики правительства Пензенской области



Жизненный путь Мусы Бигеева был очень трудным. Его творчество и расцвет таланта пришлись на годы советской власти, когда начались гонения на религию, и он, наряду с другими российскими мыслителями и религиозными деятелями, составившими золотой фонд международной интеллигенции и вошедших в мировую элиту, был вынужден покинуть Советский Союз. Большая часть его библиотеки, которую он собирал всю жизнь, к сожалению, находится в Анкаре.



Сегодня наследие Мусы Бигеева возвращается на историческую родину, что можно расценивать как знаковое явление по возвращению российских мусульман к своим истокам. От имени губернатора Василия Бочкарева хочу заверить участников чтений в том, что региональная власть и впредь будет поддерживать все духовные начинания мусульман по распостранению традиционного ислама






Валентина Логачева

Первый заместитель главы администрации Каменского района



О человеке судят по добрым делам и поступкам. То, что мы увековечили имя замечательного человека, богослова, философа – это дань нашей исторической и культурной памяти. За то, что мы храним память, чтим исторические корни, поддерживаем религию; за то, что создали не просто красивый уголок, но и восстановили частицу истории, наверное, нам всем воздасться.






Мухамед Саляхетдинов

Председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" (Москва).



Хочу поблагодарить администрацию Пензенской области за созидательную и конструктивную работу по выстраиванию диалога с местной уммой, на что нужно обратить внимание всех пензенских мусульман. Бигеевские чтения один из показателей этой работы. Мероприятие очень важное и символическое, особенно в свете последних событий, инициатив выдвинутых президентом России Владимиром Путиным и председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым по вопросам межнациональной и межконфессиональной политики, по укреплению позиций государства на международной арене.



Отрадно то, что администрации Пензенской области и Каменского района не просто поддержали идею увековечивания уважаемого в мусульманском мире человека, гуманиста и богослова, которого, к сожалению, в нашей стране подзабыли, но и заложили фундамент для изучения его трудов. Весьма символична сама установка стелы, которая олицетворяет будущий сквер имени Мусы Бигеева, а это уже элемент социальной составляющей работы российской уммы, к которой призвал президент страны на встрече с мусульманами в Уфе.



Действительно! Помимо ритуальных обрядов и религиозной деятельности, одним из важных звеньев, скрепляюших народы и конфессии нашей страны, является социальное служение мусульман обществу. И здесь необходимо уделить пристальное внимание изучению трудов таких представителей мусульманской интеллигенции, каким являлся Муса Бигеев. Вот в этом смысле мероприятие в Каменке является важным и поучительным не только для мусульманской общины, но и всего российского общества, поскольку позиции и взгляды ученого способствуют консолидации и взаимопониманию между всеми россиянами.










Тагирджанова Альмира Наимовна, жена внука Мусы-эфенди и биограф М. Бигеева (Петербург).



Свою "Книгу о Мусе-эфенди, его времени и современниках" я назвала сборником историко-биографических материалов, потому что включила в нее ряд статей, в том числе и свои, которые дают читателю возможность полностью погрузиться в ту атмосферу, в который жил и работал Муса Бигеев. Благодаря выходу этой книги были введены в научный оборот дата (25 декабря 1873 г. по старому стилю) и место рождения богослова (село Кикино Каменского района Пензенской области). Издание состоялось при поддержке первого президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. Презентация двухтомного издания репринтного воспроизводства перевода Корана на татарский язык, выполненный М. Бигеевым, но не изданной им в 1912 г., и книги о нем прошла в Казани в Академии наук РТ 8 ноября 2010 г. в рамках конференции "Проблема преподавания Священного Корана в Татарстане и регионах России". В советское время о Бигееве лишь упоминали в редких работах, как об эмигранте и пантюркисте. С началом перестройки его имя вернулось на страницы газет и журналов, о нем начали писать. Я не хочу умалять вклад других авторов, изучающих и изучавших творческое наследие Бигеева, но брошюра турецкого ученого Мехмета Гёрмеза была написана в 1994 г. по имевшимся в Турции источникам, позже она была переведена Айдаром Хайрутдиновым на русский язык. Моя работа содержит уникальный семейный фотоархив, воспоминания моей свекрови Фатимы Мусовны Тагирджановой, младшей дочери Мусы-эфенди, фрагменты из дневников его жены, документы из петербургских архивов, обзор периодической печати, изучаемого периода, автобиографию его ученика и зятя Абдурахмана Тагировича Тагирджанова, доктора филологических наук, ираниста, профессора СПбГУ (ЛГУ). Кроме этого двухтомного издания я передала в дар жителям Пензенской области 20 экзепляров своей новой книжки исторического очерка "Мусульмане в жизни и культуре Петербурга. (XVIII-XIX вв.)", в которой приведена иллюстрация: образцовый (т.е. типовой) проект мечети для Пензенской губернии, созданный в Петербурге в 1829 г.










Равиль Салюков

Председатель регионального общества татарской культуры "Якташлар".



Сейчас в России настало самое благоприятное время для распространения всех религий. Труды великого татарского мыслителя Мусы Бигеева признаны учеными всего мира. Он выходец из татарского медресе, достигший всемирной славы своим трудом и не утративший дух российского ислама за пределами исторической родины. Нам есть с кого брать пример, есть у кого учиться патриотизму. Уверен, что благие начинания каменских татар перейдут на более серезный уровень и станут достоянием всей международный уммы.





Справка



До середины 30-х годов страна жила по Конституции СССР, принятой в 1924 году, но уже тогда, вплоть до 1936 года, начали происходить серьезные изменения в государственном устройстве. С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счёт сужения прав республик. Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезды Советов теряли своё значение, с 1927 года они собирались раз в два года вместо прежних ежегодных. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР или сессиях ВЦИК, а партийными органами.



Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е годы происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1924 году ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на особое совещание при ОГПУ. В связи с требованием Сталина централизовать всю работу правоохранительных органов в 1934 году был образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности. При этом происходило постоянное расширение полномочий ОГПУ-НКВД.



В 1930 году было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 году в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала со 179 тыс. человек (1931) до 2 млн. в 1941 году. Каждый третий заключённый был осуждён по политическим мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.



Изменения в системе госучреждений в 1930-е годы свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые перестановки в руководстве центральными органами. В течение 20-х годов важнейшие посты в правительстве и других центральных учреждениях были заняты сторонниками Сталина.

























Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика