Мусульманские проблемы Обамы

Выступление Барака Обамы в штате Висконсин 12 июня

Выступление Барака Обамы в штате Висконсин 12 июня

Теги:




0
27 Июня 2008г. (22 Джумада ас-сани)
Оказавшись в лидерах списка претендентов на пост президента от демократов, Барак Обама столкнулся с «мусульманской проблемой», основанной на ложном обвинении в том, что он мусульманин, или некогда был им.

Не приходится сомневаться в том, что эти обвинения, какими бы несправедливыми они не были, возникнут снова, когда Обама схлестнется с Джоном Маккейном, республиканским кандидатом в президенты, на ноябрьских выборах.



Но если предположить, что он преодолеет это и другие препятствия и победит в исторической схватке за Белый дом, гораздо более серьезная проблема ожидает «президента» Обаму: большая часть из 1.4 миллиарда представителей мирового мусульманского сообщества ни на йоту не доверяет США.



Однако опыт проживания в мусульманской стране (школьные годы сенатор провел в Индонезии), вкупе с его относительной моложавостью и стараниями внушить людям надежду, возможно, помогут Обаме преодолеть это недоверие.



Он обладает достоинствами, которые могут произвести впечатление на молодых мусульман точно так же, как ему удалось вдохновить молодых американцев.



Нужны существенные перемены



Но реализовать этот потенциал будет нелегко, частично из-за пресловутой политики администрации Буша и ее влияния на мусульманский мир.



Большинство моих знакомых мусульман из поколений X и Y, от Марокко до Пакистана, не впечатлятся возвышенными рассуждениями Обамы, если они не будут подкреплены существенными изменениями во внешней политике США.



Действительно, молодые и образованные граждане тех стран, в которых мусульмане составляют большинство, гораздо более политически и исторически подкованы относительно внешней политики Вашингтона, чем их ровесники в США.



Они ощущают глубокое и негативное влияние этой политики, пытаясь обнаружить какую-то последовательность и стабильность в подвергшейся после 9/11 хаотичным изменениям картине мира.



Исламская демография



Как же Обаме достучаться до играющего ключевую роль поколения мусульман – горячей и впечатлительной молодежи? Ведь это не однородная масса, а весьма разнообразная.



Начиная с Саудовских тинейджеров, которые слушают Бритни Спирс, египетских металлистов, которые ходят по пятницам в мечеть, а после мечети играют Black Metal – и кончая исламабадскими студентами, чей талибано-подобный вид не вяжется с изучением иврита и новейших теорий о сравнительной религии.



Хотя и приятно слышать, как Обама обращается к молодежи по всему миру: «Вы очень важны для нас. Ваше будущее – это наше будущее. Наше время настало», из этого вовсе не следует, что став президентом он воспользуется этим «нашим временем», чтобы воплотить эти взаимные чаяния.



Сегодня в США выступать за диалог с нашими оппонентами уже считается радикальным. Но студенты, активисты, религиозные деятели и художники, которые борются против жесткого авторитаризма, доминирующего в мусульманском мире, хотят действий.



Что должен сделать Обама



Сенатор из Иллинойса должен перестать предлагать политическую, экономическую и военную помощь деспотичным режимам, которые пытают политических заключенных, подавляют экономические и политические реформы и подвергают цензуре Facebook, YouTube и другие ключевые узлы появляющейся мусульманской общественной и культурной сферы.



Он должен приложить все усилия, что бы вывести американские войска из Ирака немедленно. И, что возможно еще более важно, он должен применять ко всем странам Ближнего Востока – включая Израиль – единый стандарт.



Удовлетворит ли президент Обама все эти требования? Вряд ли. Обама видит корень всех бед этого региона исключительно внутри него, «произрастающий из извращенной и ненавистной идеологии радикального ислама».



Анализируя проблемы Ближнего Востока, он не желает даже задуматься о роли и влиянии политики США в этом регионе.



Он не подвергнет даже слабой критике Израиль, в то же время от всей души поддерживая отказ Тель-Авива рассмотреть предоставление Палестине суверенитета в какой-либо части Восточного Иерусалима, что исключает любую возможность заключения мира.



Трудно представить себе, как при таких взглядах можно применить те «решительные дипломатические усилия» ко всему региону, к которым призывает сенатор.



Диалог с Ираном



Более того, очень сомнительная готовность Обамы вступить в переговоры с Ираном подрывается его поддержкой применения политики конфронтации.



Например, он был сторонником того, что Революционную гвардию отнесли к террористическим организациям, и требовал усилить санкции против Исламской Республики – еще до того, как сесть за стол переговоров с руководством страны.



Еще показательнее то, что Обама уклончиво обещает ограничить американское присутствие в Ираке, в то же время отказываясь от полного вывода войск США и призывая к увеличению действующего состава армии.



Это предполагает, что в качестве президента он поддерживать и даже увеличивать военное присутствие США в регионе, вопреки желанию подавляющего большинства его населения.



К счастью, начинающие уже объединяться люди на Ближнем Востоке – в особенности молодежь – не желают, чтобы «президент» Обама, или кто-нибудь другой, спасал их.



Активная американская молодежь



Растущее активное сообщество, и религиозное и светское, противопоставляет склеротической политике своих правительств и идеологии сопротивления исламского экстремизма – в киберпространстве, в появляющейся медиа-сфере, и когда возможно на улицах – позитивный, мирный, справедливый и ориентированный на развитие ислам.



Но это не «умеренный» ислам, который предпочитает американская политическая элита. Он, скорее, основан на резкой критике нынешнего status quo – всемирного экономического и военного превосходства США, а также существующие в их обществах проблемы, в которых повинны сами эти общества.



Если администрация Обамы не захочет или не сможет освободиться от геополитических и экономических приоритетов, которые уже давно определяют политику США на Ближнем Востоке, молодые американцы, которые поддержат его на выборах, сами должны будут решать, присоединиться ли им к их ровесникам в мусульманском мире в требовании того, чтобы слова глав их государств о мире, демократии и справедливом развитии перестали расходиться с их делами.



И тогда Белый дом Обамы сможет стать родоначальником новых, более позитивных взаимоотношений между США и мусульманским миром.



Марк Левин, историк, специалист по Ближнему Востоку

Аль- Джазира

Автор: Марк Левин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика