Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмом

Главной движущей силой сепаратизма в масштабах всей страны была высшая русская знать

Главной движущей силой сепаратизма в масштабах всей страны была высшая русская знать

Теги:

24
07 Ноября 2012г.

У истоков поволжского сепаратизма в России стояли не мусульмане, а христианская элита и церковная идеология. Об этом факте детально и подробно рассказал 80-летний "патриарх казанской исторической школы", профессор Казанского федерального университета Игорь Ермолаев, выступив с докладом "Казань в общественно-политической борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 году".



2 ноября 2012 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему "Смутное время в истории России и Казанский край: к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов", организатором которого стал Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.



Политическая нестабильность "Смутного времени" была использована для создания в Среднем Поволжье независимого от Москвы христианского государства во главе с тогдашней русской элитой. В свою очередь элита мусульманская активно выступила против регионального сепаратизма, рассказал Игорь Ерполаев..



По словам ученого, казанские воеводы Василий Морозов и Богдан Бельский, дьяки Никанор Шульгин и Семен Дичков в самых трудных для страны условиях 1610-1612 годах повели себя, мягко говоря, неоднозначно. В тот период времени, когда страна находилась на грани политического краха, в Москве размещался польский гарнизон, весьма странной была ситуация в Казанском крае. Когда стало известно о действиях и насилиях поляков в Москве русские воины на призыв о единении и борьбе против польских захватчиков откликнулись совершенно неожиданно: православные "Казанского государства" целовали крест Лжедмитрию II (в Казани тогда еще не знали о смерти этого самозванца в декабре 1610 года).



"По-видимому, уже тогда у части феодальной верхушки казанского общества возникла идея образования отдельного государства на Средней Волге под эгидой защиты христианской идеологии, т. е. независимого от Москвы самостоятельного христианского государства, руководящую роль в политической жизни которого должна была играть группа средневолжских феодалов русского происхождения. Это была политическая авантюра небольшой группы находящейся у власти феодальной верхушки, в которой в скором времени особенно выделилась фигура дьяка Никанора Шульгина", – считает казанский профессор.



Политические авантюристы решили использовать имя Лжедмитрия II, чтобы потом отказаться и от него, и от московского польского правительства, и от патриотической части российского общества, поднявшегося на борьбу за освобождение Москвы от польской оккупации. Поэтому, по-видимому, казанские власти попытались ввести в заблуждение руководителя Первого ополчения Прокопия Ляпунова, которое в это время начало формироваться. Они обещали выслать свои отряды для сбора ратных сил, но не сделали этого, ссылаясь на финансовые трудности. Бывшие в это время в Казани торговые люди сообщали, что "казанцы" (т. е. жители города и уезда) ничего не знали о сборе ратных людей и о призывах ко всем городам объединиться для освобождения Москвы. Эти данные наводят на мысль, что патриотические призывы были скрыты правящей в Казани элитой от народных масс города и уезда. Согласиться с тем, что власти Казани не получали письма с этими призывами, нельзя, ибо известны ответы руководителей Казани на эти письма, где они выражали своё согласие объединиться с другими городами. "Так что приходится признать, что политика казанских властей в этот период времени была демагогической и предательской по отношению к народам края и России в целом", – отметил Игорь Ермолаев.



Лишь после того, как Казань посетило официальное посольство от имени ополчения, а вместе с тем приехали из полков ополчения казанцы (дети боярские Воин Левашов и Семен Пелепелицын), которые привезли грамоту, обстановка начала изменяться. Но все же и после этого более месяца еще русский гарнизон Казани выжидал, отмалчивался. Здесь шла политическая борьба, в результате которой был убит второй казанский воевода Богдан Бельский. Лишь в июне 1611 года первый казанский воевода Василий Морозов и дьяки Шульгин и Дичков сообщили о согласии участвовать в освобождении Москвы от польских оккупантов.



После ухода из Казани воеводы Морозова с ратными служилыми людьми и стрелецкими отрядами в руководстве местного управления остались только дьяки (Шульгин и Дичков). Не было регулярных правительственных военных сил (стрельцов), отсутствовала и значительная часть наиболее патриотически настроенных русских и татарских служилых людей. Ничто уже не мешало Никанору Шульгину проводить свою политическую линию.



Сохранилось письмо, с которым казанцы в конце августа – начале сентября 1611 года обращаются в Пермь о готовности продолжать борьбу за освобождение страны. Обращают на себя внимание нюансы, появившиеся в позициях казанской региональной элиты. Они призывают "стоять" не только за "Московское государство", но и за "Казанское государство".



В сентябре 1611 года начинается народное движение в Нижнем Новгороде, возглавленное земским старостой, купцом Кузьмой Мининым, а затем и князем Дмитрием Пожарским, которое привело вскоре к созданию Второго, или Всенародного, ополчения. Между тем в Казани в это время все шире развертывал свою деятельность дьяк Никанор Шульгин, стремящийся, возможно, сконцентрировать в своих руках всю власть в "Казанском государстве" и, по-видимому, даже дистанцироваться от лозунгов, под которыми шла борьба Всенародного ополчения. В это время соратником Шульгина стал стряпчий (чиновник) Иван Биркин, направленный руководителями Второго ополчения в Казань для организации ратных сил. Он вступил в сговор с Шульгиным и в дальнейшем проводил единую с ним политику.



В Нижнем Новгороде Минин и Пожарский так и не дождались прихода казанских ратных людей, на которых, по-видимому, была большая надежда. Казанцы подошли к ополчению тогда, когда оно уже было в Ярославле (в мае-июне 1612 года). Но их приход мог только разочаровать руководителей Всенародного ополчения. Иван Биркин, приведший казанцев, ссылаясь на приказ Шульгина, покинул ратные силы ополчения. С ним ушли и многие казанские ратники. Летописи пытались объяснить эту ситуацию тем, что все-таки часть казанцев осталась, в частности Лукьян Мясной, глава отряда, состоящего из татарских мурз. Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается.



После избрания на царство Михаила Романова (21 февраля 1613 года) лидер казанских сепаратистов Никанор Шульгин пытался оправдаться перед царём и направил ему из Свияжска челобитную. Однако его под конвоем доставили в Москву. Затем он был отправлен в ссылку в Сибирь, где вскоре умер. Судьба Биркина неизвестна. Казанский воевода Василий Морозов же упоминается среди участников Всенародного ополчения, освободивших Москву от поляков.



РИСИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (24) Версия для печати

Добавить комментарий

xalifat ★★
10 Ноября 2012г.
Ответить

Есть книга «Джихад татарского народа» автором которого является отец сегодняшнего имама Закабанной мечети Казани Саиджагфара Лутфуллина - ныне покойный Исхак хазрат Лутфуллин. Там конкретно написано кто за кого и за что и сколько.

uralec ★★★
07 Ноября 2012г.
Ответить

Все это разговоры, на самом деле не было мусульман Казани, не было элиты татарской, так как всех жителей Казани вырезали поголовно, а также в последующие годы прошли карательные отряды по Идель-Уралу и вырезали всех у кого находили оружие или смелость противостоять захватчикам.

Туран ★★★
07 Ноября 2012г.
Ответить

Историю России уже много раз переписывали,каждый трактует его,как ему выгодно.Я недавно в одном сайте читала, что в Смутное время татары восстановили Казанское ханство на один год,возможно потом продажная татарская элита опять присоединила его к Московии.

Rinat Piterski ★★
07 Ноября 2012г.
Ответить

«вся земля Казанского государства»
____________________________
Подобные заявления на данном сайте, являются оскорблением в адрес тех шахидов-мусульман Казанского Ханства, которые боролись и борятся за освобождение оккупированных татарских земель от крестоносцев-варваров. Татары -мусульмане, никогда не целовали этот символ орудия убийства - православный крест.

    Серторий
    16 Января 2013г.
    Ответить

    А вы у жителей Казани спросили, нужны ли нам шахиды мифического ханства?
    Дозвольте вам напомнить, что мы уже давно не ханство, а часть одной великой страны, и нам, татарам, куда ближе русские братья, нежели американские марионетки саудиты или какие-нибудь турки.
    Мы с русскими прошли вместе огонь и воду, мы думаем одинаково.

      Rinat Piterski ★★
      16 Января 2013г.
      Ответить

      Мне на таких «братьев» как ты и на вашу «великую срану», поСер торий с высокой горы. Не навязывайся мне в братья, иди по своей сионской тропе. «С русскими вы прошли», да сейчас поверю, твоей еврейской лапше.

      uralec ★★★
      16 Января 2013г.
      Ответить

      манкурт?
      Спросил у жителей Казани, наплевать им на свою историю или нет?

        Серторий
        16 Января 2013г.
        Ответить

        Манкурты - те, кто отринул новейшую историю, и начал вспоминать, кто его пещерного предка треснул по голове берцовой костью.

          uralec ★★★
          16 Января 2013г.
          Ответить

          да?
          манкурт это тот, кто готов лизаться с теми, кто переодически кидает косточку, а также не навилит своих родителей, предков и братьев по крови

            Серторий
            16 Января 2013г.
            Ответить

            Что за бред вы пишете. Какую косточку, каких братьев я ненавижу, что вы несёте?

              uralec ★★★
              16 Января 2013г.
              Ответить

              :) а вы манкурт?
              написано вроде про манкуртов.

                Серторий
                16 Января 2013г.
                Ответить

                Вы просто хотите меня оскорбить?
                Поясните ваши слова.

                  uralec ★★★
                  16 Января 2013г.
                  Ответить

                  нет,оскорблять я вас не хочу.
                  но вы оскорбили щас много людей, высказав свое субективное мнение за весь народ, оскорбили память предков.
                  слабо вериться, что в ваших жилах течет татарская кровь, так как этот деликатный момент - как завоевание Казани, в сердцах татар всегда откликается болью, даже спустя 450 лет.

                    Серторий
                    16 Января 2013г.
                    Ответить

                    Это вы говорите за весь народ, за то, что там откликается, или нет.
                    Орда, иго, завоевания и поражения - дела давно минувших дней. Царей, ханов уже давно исчез даже пепел, о какой боли можно говорить. Не призывайте к ненависти людей, чьи далёкие предки по каким-то своим причинам что-то не поделили.
                    Имеет значение лишь новейшая история, боль нашего народа - истребительная война 1941, и общая радость с русскими - наше совместное строительство общего дома - СССР, который разломали враги.

                      uralec ★★★
                      16 Января 2013г.
                      Ответить

                      ну вот видешь тебе дорога память о 41, а представь щас умник какойнить скажет:«дела давно минувших дней», «о какой боли можно говорить»
                      понравиться? оскорбишься?

                        Серторий
                        16 Января 2013г.
                        Ответить

                        Ваши высказывания также нелепы, как злоба русского к татарину на основании сражения Ильи Муромца с Тугарином.
                        Или припомним этим нехорошим славянам битву Челубея с Пересветом)))

                          رشيد
                          16 Января 2013г.
                          Ответить

                          Эк завернул! Ты-бы еще про Добрыню Никитича вспомнил, Добрана то-есть.

                          uralec ★★★
                          16 Января 2013г.
                          Ответить

                          Можно вопрос: вам так близко к седцу снос статуи будды в Афгане, и так наплевать на «дела минувших лет», наплевать на разрушеный Булгар, Казань, на фальсификацию истории.
                          Как так ?!

                            Серторий
                            16 Января 2013г.
                            Ответить

                            Именно так, кроме конечно фальсификации истории.

                              Туран ★★★
                              16 Января 2013г.
                              Ответить

                              Нишләп татар булсын инде ул. Татар булса,үз халкын кимсетеп язмас иде.Әгәр дә халык үткәнен белми икән,аның киләчәге дә юк.Наш народ должен знать свою правдивую историю, чтобы извлечь из нее уроки и не повторять ошибки.

                              uralec ★★★
                              16 Января 2013г.
                              Ответить

                              Зинхар, :) гадел жавап татарча бир але, син бит татар тугел, син бит Всилий Алибабаевич Либерман?
                              Син бит ничек хурущий молодис айда давай знаком прзнаваться будем!
                              :)

                                ренатт
                                16 Января 2013г.
                                Ответить

                                То что Серторий татарин - липовый сразу видно было. Не пойму зачем ты с ним в бесплодные дискуссии вступал. Причем он явно врал, когда утверждал что братья-мусульмане в Египте требуют пирамиды снести, а ты с ним старался спорил :-)

                                  uralec ★★★
                                  16 Января 2013г.
                                  Ответить

                                  :)
                                  ну зацепило что-то :)

                      uralec ★★★
                      16 Января 2013г.
                      Ответить

                      дустым минем син ничек зомби суляшасен :) Деньяда бутен арбир ахямиятле. Без тарихиныбыз яратарга тиешь. а син нига шулай уянекле булдын :) ?
                      Гафу ит казанче ялгыш эчен, мин уралдан татарча уртача белям ;)Упкалярма!!!
                      Син казандан белки яйбят безнен тел белясен!