О разводах после никаха, смиренности невест и семи грехах

Мусульмане проявили особый интерес к круглому столу

Мусульмане проявили особый интерес к круглому столу

Теги:





6
28 Декабря 2011г. (02 Сафар)

Роль религии в укреплении семейных ценностей обсудили представители религиозных объединений Тюмени на круглом столе, организованном областным комитетом по делам национальностей. Встреча проходила в конференц-зале АНО «Центр изучения общественных инициатив» на минувшей неделе и собрала верующих разных конфессий, участников Конгресса религиозных объединений Тюменской области (КРОТО).

Особый интерес к мероприятию проявили мусульмане. На круглый стол пришли не только руководители всех трех исламских структур региона, но и рядовые активисты. Христианские протестантские церкви были представлены четырьмя организациями из десяти, иудейская – общиной «Мадрегот» в лице ее раввина. Не было католиков и православных. Как обычно, на мероприятие с конфессиональным оттенком прибыли местные религиоведы.

- Наше общество меняется, происходят изменения и в семейно-брачных отношениях, – сказал во вступительном слове политолог Игорь Бобров. – Многие сегодня предпочитают религиозный брак бракосочетанию, регистрируемому государством.

Одни граждане признают только светский брак, скрепленный печатью в паспорте, другие никак не регистрируют отношения. Все это, по словам И.Боброва, приводит к тому, что общество вынуждено вырабатывать свои представления: собственно, что является нормой, ведут ли те или иные формы к разрушению базовых семейных ценностей или создают новые возможности для укрепления этих ценностей?

Представители КРОТО более пяти лет встречаются на круглых столах, но впервые они собрались для обсуждения семейных ценностей


По мнению раввина Игоря Варкина, то, что мы называем светским браком, находится сегодня в глубочайшем кризисе.

- Замечательным достижением человечества является равенство полов, любовь во главе угла при создании семьи, но из такой семьи ушло понятие долженствования, – сказал религиозный деятель. – Семейные ценности всегда держались на жертвенности, люди воспринимали как должное создание семьи, рождение и воспитание детей. Сегодня очень многие принципиально не хотят жертвовать своими интересами, в итоге мы имеем огромное количество разводов, и получается, что такие браки не выполняют свою функцию продолжения рода.

- В этом и есть парадокс. Я не против достижений современного гуманистического общества, но как эти ценности совместить с долженствованием, я не знаю, – заключил раввин.

Взявший слово следующим, имам Амир Балдин коснулся общности религиозных представлений о браке, привел аяты Корана и хадисы о супружеских взаимоотношениях, обязанностях родителей перед детьми и наоборот.

Мусульманские семьи всегда были крепкими, многодетными, разводов практически не было за редким исключением, однако в последние годы количество разводов просто огромное. Некоторые молодые люди умудряются «жениться» несколько раз в году, всякий раз избавляясь от молодой жены через слово «таляк». Намедни одна из жительниц Тюмени, покупая в мусульманском отделе подарки для новых сватов, поделилась тем, что сын ее за последний год женится в третий по счету раз, при этом категорически отказывается регистрировать отношения в загсе, он признает только никах. С первыми двумя женами развелся, прожив по два-три месяца. Есть в городе и абсолютные рекордсмены, сказавшие «таляк» на следующий день после никха.

- Все это дискредитирует само понятие мусульманской семьи, – заявил один из участников круглого стола, представляющий мусульман.

Как бы ни критиковали тех, кто апеллирует к «традиционному» исламу и суфизму, именно среди молодых пар из этих кругов мы видим действительно крепкие семьи. Союз татарской молодежи в Тюмени действует около четырех лет. За это время в организации, объединяющей немало религиозных молодых людей и девушек (именно сторонников «традиционного» ислама) справили более десяти мусульманских свадеб. Только в первый год деятельности шесть семейных пар образовалось в составе молодежной организации. И каждую из этих семей можно ставить пример в качестве образца для подражания.

Проблема как раз с «нетрадиционными» – теми, кто критиковал этих парней и девушек из молодежной организации за совместную экскурсию по мечетям области, называя это «харамом» (запретным деянием).

Имам ЦДУМ по Тюменской области Ильдара Зиганшина также рассказал о работе, которую проводит актив мечети на улице Мельникайте с молодыми людьми, которые хотели бы жениться, но боятся, что не прокормят семью.

- Во-первых, Всевышний говорит в Коране, что Он прокормит и вас и ваших детей, – сказал имам. – Мы разъясняем эти слова Аллаха нашей молодежи.

Во-вторых, в хадисе сказано, что после ухода из этой жизни книга дел не закрывается у того, кто вырастил богобоязненных потомков, которые просят в своих молитвах за ушедших родителей. Поэтому женитесь, рожайте детей и воспитывайте их. В-третьих, не надо мечтать только о мальчиках, учат в мечети. Радуйтесь и дочерям, ибо пророк, мир ему, говорил, что тому, кто воспитает достойно троих, и даже двоих, дочерей, уготован Рай…

Как было отмечено на круглом столе, вероятно большое количество разводов и толкнуло муфтият Казахстана к решению проводить обряды бракосочетания никах только после государственной регистрации брака. Зачастую совершенно не зная друг друга, увидевшись лишь мимолетом, молодые люди решаются на никах на основании «правильной акиды» у обоих. Результат, увы, не всегда положительный. Один из экс-женихов объяснил родителям столь быстрый после никаха развод словами: она (невеста) знает о моих обязанностях больше, чем своих. «Он не может обеспечить себя, не то, что меня», – парировала в ответ она.

Современным медресе, вероятно, следует уделять больше внимания не столько правам и обязанностям женщины в исламе, сколько урокам смиренности невест, послушания старших и мужа.

Глава организации христиан веры евангельской Евгений Шестаков в своем выступлении отметил, что проблема не только в том, что в девочках, будущих матерях, не воспитывается смиренность, но и в том, что мальчиков с детства не учат ответственности.

Для решения проблемы демографии, по мнению пастора, необходимо поощрять рождение не второго, а четвертого, пятого ребенка. В разрушении семейных ценностей большая вина лежит на государстве, считает священник, поскольку такие развратные телепередачи, как Дом-2, идут не на частных, а на государственных каналах.

- С нашей, христианской точки зрения, брак является союзом мужчины и женщины, и этот союз должен быть моногамным, это вытекает из российского закона, а все что за гранью закона мы не приемлем, – сказал Е.Шестаков.

На вопрос мусульман, как христианство решило бы проблему «лишних» женщин в послевоенное время (когда на одного мужчину приходилось по 4 женщины), чтобы не было супружеских измен и безотцовщины, Шестаков отвечал, что христианство твердо остается на позиции моногамного брака, при этом с уважением относится к ценностям ислама, который допускает полигамный брак.

Директор Центра изучения общественных инициатив Светлана Борисова напомнила, что мы подходим к рубежу, когда начинает сбываться прогноз двадцатилетней давности о том, что через 30-40 лет 30-40 процентов людей будут вступать в брак в 30-40 летнем возрасте. Структура семьи меняется, исчезает состояние психологического комфорта, и нет другого института, кроме конфессионального, который стоит на страже семейных ценностей, отметила она.

Светлана Борисова сделала вывод, что со временем одна часть общества выберет еще более «вольные формы» брачных отношений, будет постоянно перемещаться по планете, другая же часть, меньшая, выберет культивацию клана, сохранение традиций, и крепость семей в этой половине общества будет лишь увеличиваться. Директор Центра предложила участникам круглого стола провести анкетирование самого себя на предмет приверженности семи грехам, которые культивирует современное общество потребления: чревоугодие, алчность, лень, зависть, прелюбодеяние, гнев, гордыня. Выявить в себе процент, к примеру, чревоугодия, и лечить ее, в частности, посредством поста.

Пастор организации адвентистов 7-го дня Сергей Ларионов посетовал на то, что программы эстетического воспитания, с которыми верующие выходят в общество, отвергаются образовательными учреждениями, как только становится известно, что ее авторы не православные, а христиане иной церкви.

Коллегу по КРОТО поддержал муфтий Галимзян Бикмуллин, сказав, что в делах пропаганды семейных ценностей надо поддерживать все религии. По словам главы ДУМ Тюменской области, корни сегодняшних проблем лежат в 90-х годах, когда в школах стали учить, как предохраняться при сексуальном контакте. Муфтий привел данные анонимного анкетирования в одной из школ, которое показало, что 81 процент юношей и 67 процентов девушек уже имели интимные связи. По словам Бикмуллина, необходимо возрождать старые добрые традиции раздельного обучения мальчиков и девочек, в семьях разделять разнополых детей, когда они достигли десятилетнего возраста.

Другой тюменский муфтий, Фатых Гарифуллин, привел данные опроса, проведенного на границе с Китаем, где зафиксировано много браков россиянок с подданными поднебесной. Невесты китайцев, по словам лидера регионального отделения ДУМАЧР, объяснили свой выбор тем, что китайские мужья всегда трезвые, всю зарплату они приносят в дом, тогда как местные мужчины – полная противоположность. Муфтий Гарифуллин коснулся проблемы беспризорности, большого количества абортов.

Участники круглого стола также обсудили положительные и отрицательные стороны ювенальной юстиции, выслушали, что предлагают священные тексты Корана и Библии относительно взаимоотношений мужа и жены, ознакомились с данными последней всероссийской переписи показания, которые показали, что, в общем-то, как подметил Игорь Бобров, ничего катастрофического в нашей стране не происходит. Подводя итог, политолог сказал, что правильно то, что мы, представители разных религий собираемся вместе за одним столом и совершенно спокойно дискутируем, учимся слушать друг друга, и если мы и далее будем искать те ценности, которые нас объединяют, наше общество продвинется далеко вперед.

Круглый стол на тему «Роль религиозных организаций в укреплении семейных ценностей и воспитании подрастающего поколения» проходил в таком составе впервые.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

abdulaziz123 28 Декабря 2011г.
Ответить

интересно во время Пророка (с.а.в) тоже существовал традиционный ислам? или их уже не волнует то что делал Пророк (с.а.в) и от чего отказывался?

Abu Salih 28 Декабря 2011г.
Ответить

ошибочка: Джазаакумаллаху хайран! Так правильно.

Abu Salih 28 Декабря 2011г.
Ответить

Джазаакаллахум хайран, уважаемая редакция за поднятие столь актуальной темы.

abdulaziz123 28 Декабря 2011г.
Ответить

интересно во время Пророка (с.а.в) тоже существовал традиционный ислам? или их уже не волнует то что делал Пророк (с.а.в) и от чего отказывался?

Abu Salih 28 Декабря 2011г.
Ответить

ошибочка: Джазаакумаллаху хайран! Так правильно.

Abu Salih 28 Декабря 2011г.
Ответить

Джазаакаллахум хайран, уважаемая редакция за поднятие столь актуальной темы.

Яндекс.Метрика