Омский имам о шуре, мусульманских форумах и джамаате

Имам «Хайр Ихсана» будет рад каждому семинаристу

Имам «Хайр Ихсана» будет рад каждому семинаристу

Теги:



2
21 Сентября 2011г. (22 Шавваль)
В Омске готовится семинар по повышению квалификации имамов, которые не заканчивали медресе и исламских университетов. Заниматься с ними будут земляки, имеющие религиозное образование. Один из лекторов – имам мечети «Хайр Ихсан» Закир Шарыпов, сфера деятельности которого не ограничивается стенами мечети. Закир ведет исламскую страницу в местной газете «Татар доньясы» (Татарский мир), вместе с коллегой по Омскому казыяту Магажаном Жаваровым занимается вопросами «халяль», работает с исправительными учреждениями и воинскими частями. В канун семинара омский имам ответил на вопросы корреспондента «ИсламНьюс» в регионе.



- Уважаемый Закир! В России десятки духовных управлений мусульман. Почти в каждой области их несколько. В Свердловской и Тюменской областях, например, по четыре духовных управления, в Омской – два. Как ты считаешь, хорошо это или не очень? И вообще, пророк, мир ему, не создавал ведь в Медине духовное управление. Может быть, мусульманам стоит поискать параллельные пути развития?



- Духовных управлений, как известно, не существовало до царицы Екатерины Второй, это привнесенный институт, которого не было в исламе, это с одной с стороны. С другой стороны государство должно как-то с нами, мусульманами, взаимодействовать. Какими бы мы верующими и набожными не были, государство не будет с нами работать, если нет структуры управления, поэтому ДУМ в первую очередь – это институт взаимодействия с государством. Безусловно, необходимый институт, но требующий модернизации.



Нам в ДУМах не хватает совещательности. Если мы создали духовные управления, так давайте включаться в работу, возрождать принцип шуры (совета), принимать управленческие решения. Если нет совещательности, не будет и бюджета, и стратегии развития, и менеджмента, а значит, не будет и шагов вперед. Нужна постоянная планомерная работа, тактические движения, нацеленные на достижение стратегической цели. В появлении новых духовных управлений я не вижу ничего плохого, если они будут работать во благо ислама. Главное, чтобы не было застоя, чтобы духовные управления не жили, ничего не меняя вокруг себя от одного мусульманского праздника к другому, от одного форума к другому. Искать и развивать параллельные пути развития нам нужно и важно, для этого есть все условия, законодательная база, было бы желание.

Закир Шарипов с сыновьями Юсуфом и МансуромЗакир Шарипов с сыновьями Юсуфом и Мансуром




- Вероятно, новые ДУМ и появляются там, где старые не справляются с управленческой задачей. Ты упомянул о форумах. Твои впечатления от поездки в Казань на форум татарских имамов в июне сего года.



- Я против любых мусульманских форумов, организованных по национальному признаку. Да, сам форум был организован Всемирным конгрессом татар на высшем уровне. Я был в восторге от Казани, которая сильно преобразилась со времени моего последнего приезда в Татарстан. Много новостроек, стало больше соблюдающих мусульман. Душа радовалась при виде такого количества сестер в хиджабах.



- Но ведь есть правило: сначала приведи в ислам свою семью, потом свой народ, а затем и другие народы. Разве инициатива Всемирного конгресса татар противоречит этому?



- Я никогда не соглашусь с выступлениями некоторых делегатов о том, что проповеди в мечетях нужно вести только на татарском языке. Я бы понял, если бы речь шла о проповедях в мечетях Татарстана, хотя и здесь надо учитывать, кто сидит у тебя в молитвенном зале. В мечетях городов за пределами Татарстана сидят в основном отнюдь не татары, и настойчивое желание вести хутбу на родном тебе, но непонятном для других мусульман языке, только осложнит взаимоотношения. Если бы на форуме звучали предложения усилить работу с призывом в ислам татар, я был бы счастлив.



Не идут наши имамы (за редким исключением) в народ с призывом идти в мечеть, изучать ислам. А для таджиков и узбеков мечеть – кусочек родины, то безопасное место, где они могут и чаю попить, и земляков встретить, и расслабиться полной грудью.



Я также против призывов о возврате к суфизму, накшбандизму. В какое-то историческое время суфизм был нужен, но все в этом мире меняется, движется вперед, совершенствуется. Что-то, конечно, нужно взять из опыта предков, практиковавших суфизм, но не пытаться копировать все полностью. Взять, например, институт наставничества. Наставник, учитель должен быть, чтобы молодой человек, делающий первые шаги в религии, не заблудился, не стал выносить обвинения в куфре (неверии) другим, прочитав две брошюры об исламе, как это происходит порою сегодня.



- Как мне известно, ты приходишься правнуком ишану Халилу, последнему шейху накшбандийского тариката в Сибири из Юрт Турбинских, что под Тобольском. Каким образом одна ветвь потомков ишана оказалась в Омске и как ты сам пришел в ислам?



- Мой дед Хамза Халилов, сын ишана Халила, был репрессирован в тридцатые годы, как член семьи муллы. Прошел этапы и лагеря по всей России. Мать родилась в Салехарде, в лагере для ссыльных. Отец мой тоже из религиозной семьи. Аллах распорядился так, что они обосновались в Омске, где я и родился. Фундамент веры во мне был заложен в детстве родителями, которые, хоть и не читали намаз, но соблюдали другие традиции. Я был подростком, когда мать повела нас с братом Халитом на закладку первого камня соборной мечети в Омске. Старший брат тогда сильно впечатлился азаном, чтением Корана, стал посещать мусульманскую воскресную школу. После окончания десяти классов у меня была неудачная попытка поступления в университет. Халит как раз в то лето собирался ехать в Андижан для продолжения учебы в медресе. Я тоже решил поехать в Узбекистан вместе с братом. Там в Андижане Всевышний Аллах и открыл мне сердце для ислама. Потом была учеба в Тунисе.



- На территории Омской области коренными жителями являются два мусульманских этноса – татары в северных районах (Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском, Большереченском) и казахи в южных (Исиль-Кульском, Называевском и др. районах). Омский джамаат (общину) в соответствии с этим можно назвать «татарско-казахским»?



- Скорее, среднеазиатско-казахским джамаатом. Кавказцев у нас немного, а татар и того меньше, я имею в виду в мечетях областного центра. Татарские общины раскиданы в северных районах, где от Омского казыята у нас активно работают два старших имама – Ахмат Ратиб Ахметов по Тарскому району и Руслан Вахитов по Усть-Ишимскому и Тевризскому районам. На севере области есть общины и от ДУМ Сибири Зулькарная Шакирзьянова. Мусульмане сотрудничают между собой, разногласий у них нет, принадлежность к разным духовным управлениям никак не отражается на деятельности, в чем я убедился недавно на открытии мечети в деревне Ильчебага, где среди гостей были имамы общин разных муфтиятов.



- Сколько имамов примет участие в семинаре по повышению квалификации?



- Это известно одному Всевышнему Аллаху. В Омске сегодня работают семь мечетей и две намазханы (молитвенные комнаты), плюс молитвенные помещения имеются в трех колониях города. В составе Омского казыята двадцать семь мусульманских организаций, более двадцати общин объединяет ДУМ Сибири. Я говорю только о зарегистрированных организациях, кроме которых в ряде районов есть мечети (молитвенные дома), официально не зарегистрированные. Всем, кто пожелает принять участие в семинаре, мы будем только рады.



Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Дмитрий Ванин 24 Сентября 2011г.
Ответить

По событиям 23.09.2011 в г.Баймак Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Сегодня 23.09.11 в городе Баймак произошли массовые аресты мусульман. Аресты производились ФСБ. Было задержано около 20 мусульман, в их домах были произведены обыски. В ходе обысков, как обычно принято у российских силовых структур, были «обнаружены» взрывчатка, боеприпасы и оружие. Примечательно, что все эти предметы были «обнаружены» в домах активистов-мусульман г.Баймака, которые принимали непосредственное и активное участие в конфликтной ситуации, произошедшей в городе на И...
Читать дальше

Дмитрий Ванин 24 Сентября 2011г.
Ответить

По событиям 23.09.2011 в г.Баймак Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Сегодня 23.09.11 в городе Баймак произошли массовые аресты мусульман. Аресты производились ФСБ. Было задержано около 20 мусульман, в их домах были произведены обыски. В ходе обысков, как обычно принято у российских силовых структур, были «обнаружены» взрывчатка, боеприпасы и оружие. Примечательно, что все эти предметы были «обнаружены» в домах активистов-мусульман г.Баймака, которые принимали непосредственное и активное участие в конфликтной ситуации, произошедшей в городе на И...
Читать дальше

Яндекс.Метрика