Основное различие между капиталистической и исламской экономикой

Исламские банки получают все большее распространение  на Западе

Исламские банки получают все большее распространение на Западе

Теги:


0
15 Января 2009г. (18 Мухаррам)
Ислам не отрицает рыночные силы и рыночную экономику, и стремление к получению выгоды считается приемлемым в разумной мере. Частная собственность не отвергается всецело. В то же время основное различие между капиталистической и исламской экономикой состоит в том, что при светском капитализме стремление к извлечению выгоды и частная собственность получают ничем необузданную власть для принятия экономических решений. Их свобода не ограничивается никакими божественными предписаниями. Если же имеются какие-либо ограничения, то они наложены людьми, и их всегда можно изменить посредством демократического законодательства, которое не приемлет никакого авторитета высшей власти.

Подобная позиция допускает некоторые виды деятельности, приводящие к нарушению равновесия в обществе. Взимание процентов, азартные игры, спекулятивные сделки ведут к тому, что капитал концентрируется в руках нескольких отдельных личностей. Для получения прибыли безнравственными и вредоносными методами эксплуатируются нездоровые человеческие инстинкты.



Получение неограниченной прибыли ведет к созданию монополий, которые парализуют силы рынка или, по крайней мере, препятствуют их естественному функционированию. Таким образом, капиталистическая экономика, утверждающая, что она основана на рыночных силах, практически останавливает естественный процесс спроса и предложения, потому что эти силы могут должным образом действовать только в атмосфере свободной конкуренции, а не при господстве монополий.



Секулярная капиталистическая экономика порой признает, что определенная экономическая деятельность не соответствует интересам общества, и тем не менее ей позволяет эту деятельность, потому что она проводится в интересах некоторых влиятельных кругов, господствующий в сфере законодательной власти. Поскольку какая-либо высшая власть, выходящая за рамки демократического правления, полностью отрицается, и «вера в Бога» (провозглашаемая на каждой долларовой бумажке) практически исключена из социально-экономической сферы, при управлении экономической деятельностью не признается божественное руководство.



Зло, проистекающее из такой позиции, не может быть никогда обуздано, пока человечество не подчинится божественной власти, и не будет выполнять ее указания, приняв их как абсолютную истину и высшие предписания, которые надлежит исполнять в любом деле, чего бы то ни стоило. Именно это и делает ислам. Признавая частную собственность, стремление к получению прибыли и рыночные силы, ислам

накладывает определенные божественные ограничения на экономическую деятельность. Эти ограничения наложены Всемогущим Аллахом, знание Которого не имеет пределов, и они не могут быть сняты какой бы то ни было человеческой властью. Запрет риба (ростовщичества или взимания процентов), биржевых спекуляций, азартных игр, скопидомства, торговли запрещенными товарами, оказания противозаконных услуг, продажи по завышенным ценам и спекулятивных сделок – таковы некоторые примеры этих божественных ограничений. Все эти запреты вместе взятые оказывают общее положительное воздействие на поддержание баланса, справедливость в распределении благ и равенство возможностей.



Из книги Мухаммада Таки Усмани «Введение в исламские финансы», изданной в Пакистане в 2007 году

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика