Откуда у мусульман России «этический дефицит»?

Такая молодежь тоже олицетворяет собой ислам

Такая молодежь тоже олицетворяет собой ислам

Теги:




10
13 Мая 2013г. (03 Раджаб)
В беседе наших уважаемых братьев Искандера Бахмутова и Абдуррауфа Забирова (Пенза) всем нам был брошен серьёзный вызов. Они стали обсуждать вопрос, почему у мусульман России «этический дефицит»? К дискуссии подключается культуролог, поэт Джаннат Сергей Маркус (Москва):



Ставим диагноз, выявляя корни



Очень своевременна и актуальна начатая дискуссия, за что благодарю и редакцию сайта и самих собеседников, наших братьев Абдуррауфа и Искандера. Важны и ценны приведённые ими слова из Корана и хадисов, дающие нам ориентиры в жизни.



Я бы предложил сейчас ещё один ракурс при взгляде на проблему: где искать корни? Сказать, что это просто «джахиль – неисламское, доисламское», что это просто такой необработанный плохой «нафс-эгоцентризм» – мало. Само собой разумеется, что это так. Но хочется поступить, как врач: выявить корни, чтобы точнее поставить диагноз и, уже исходя из него, точнее выбрать инструменты, лекарства, методы лечения.



Первое, что на такой подход могут возразить: «да вы предлагаете замерять «среднюю температуру по больнице… а это смешно… ведь у каждой души свой неповторимый стиль и свои достижения и болячки… никто не лечит сразу «всю больницу!»



Действительно, это так. Но я вовсе не предлагаю заменить работу каждой души над собой. Признавая уникальность каждого из нас, мы видим и нечто ОБЩЕЕ. Что это такое? Это черты эпохи, следы, которые на каждом (помимо нашей воли) оставляет эпоха, политический режим, система образования, общий уровень культуры (или бескультурье), наконец, мода.



Итак, какие следы и какой эпохи видны в «этическом дефиците» нашего поколения? Предлагаю тезисно их проговорить:



ТЕЗИС 1 – Корни, уходящие в историю мусульманских народов современной России.



1.1 – Исламская культура в Поволжье и позднее на Урале и в Сибири среди тюркских народов преследовалась со времён Ивана Грозного. Это огромная историческая эпоха от середины 16-ого века, с волнами перемен (то оттепель, то вновь репрессии), вплоть до 1990-ых годов. Что это конкретно означало для культуры? Её высшие носители или уничтожались физически, или бежали из страны, эмигрировали.



А когда у народа нет учителей, образцов и наставников нравственности и культуры (адаба и ахляк керим) – он постепенно маргинализируется. Так ведь устроено общество: если на тысячу человек, условно говоря, нет хоть одного учителя – нет образования, нет врача – все болеют, нет вождя – анархия, нет авлия (святого, друга Аллаха) – нет живого примера для подражания и воспитания нрава, для взращивания ахляк керим.



Страшно подумать: если б не перемены в эпоху Перестройки, давшей свободу всем религиям, включая Ислам – осталось ли бы что-то от уммы? Или одни только «имена и фамилии мусульманского происхождения», да руины архитектурных памятников, некий «Великий Булгар» с его и поныне молчащими камнями…?



Но судьба Великого Булгара, по милости Всевышнего, миновала и татар и башкир – однако, в первые же годы и даже за прошедшие два десятилетия возрождения, налицо вопиющий и культурный, и образовательный, и этический дефицит. Недаром, на рубеже той эпохи великий писатель и мыслитель тюркского мира Чингиз Айтматов вывел, как огромную и страшную метафору-предупреждение, образ «МАНКУРТА»!



И теперь, увы, о многих наследниках великой исламской цивилизации Поволжья мы вынуждены говорить не как о реальных муслимах, но как о манкуртах.



Теперь уже от нас с вами зависит: кто перевесит в народе, манкурты или муслимы? Предупреждение Айтматова не сдано в архив – оно пугает каждый день.



1.2 – Исламская культура на Кавказе среди его тюркских и кавказских народов также преследовалась, как и в Поволжье, но на 300 лет позже, с 19 века. Да, это тоже огромная историческая эпоха, и тоже с волнами перемен (то оттепель, то вновь репрессии), вплоть до 1990-ых годов. Всем очевидно, что исламские традиции здесь оказались более устойчивыми – благодаря двум причинам. Всё-таки географические природные особенности горной страны дают особые преимущества для сохранения самобытности. Но вектор был такой же. И результат мог быть таким же.



По воле Аллаха уничтожения не произошло (а ведь в истории человечества были и тотальные репрессии против верующих, один из них в 20 веке – это Албания). Но в итоге кавказские муслимы вошли в пору свобод с горячим желанием возрождения и с минимумом необходимого для этого опыта.



Не буду разбирать весь «кавказский узел» проблем, но три фактора сыграли печальную роль и до сих пор тормозят возрождение: нехватка подлинных алимов, авторитетных для большинства народов; преобладание национальных, сепаратистско-политических, клановых сил над исламскими; желание врагов России использовать «кавказский фактор» в своих сугубо политических, совершенно далёких от Ислама, целях.



ТЕЗИС 2 – Корни, обусловленные перекосами в развитии современной России.



2.1 – Одновременно с получением свобод в рамках светского демократического государства в 1990-ые годы, мусульмане подверглись мощнейшим СОЦИАЛЬНЫМ ПРЕССИНГАМ, общим для всех народов страны.



В первую очередь, это переход от социалистического к КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ хозяйству. Массы людей были поставлены на грань выживания, особенно в регионах, где нет природных ресурсов (нефти и газа), где быстро развалилась промышленность и сельское хозяйство социалистического типа.



Сегодня уже на верхах власти критикуют прошедший перекос в сторону «капитализма без человеческого лица». Также критикуют данный Ельциным призыв «брать суверенитета столько, сколько сможете». Оказалось, что красивое в теории… на деле привело ко многим потерям и жертвам, даже внутренним войнам типа Гражданской войны.



Скажем прямо: умма России не успела дать свой ответ на эти вызовы времени, разделившись на «охранителей» статус-кво и оправдания любых действий властей – и на наивных «агентов влияния», проводящих антироссийскую политику (в том числе и против российских граждан-мусульман).



Вопрос: до культуры ли было в такое время? До какой там ещё «исламской этики»?... Кто-то рванулся, чтобы «урвать своё в дни перехвата и распила», а кто-то цеплялся за выживание… Молодёжь при этом – вот важнейший момент для нашей диагностики! – была предоставлена сама себе… То есть, по сути, осталась БЕЗ ВОСПИТАНИЯ.



Государство радикально менялось – и сферу образования, мягко говоря, «оставило на последнее», о воспитании от имени государства и силами государственных институтов (школ, вузов и СМИ) стало говорить вообще неприлично (это воспринималось, как «наследие советского тоталитаризма»), а новых воспитателей не появилось. Детям сказали – вы «поколение, которое выбирает пепси». А взрослые промолчали. И каков результат?



К «МАНКУРТИЗАЦИИ» добавилась «ПЕПСИЗАЦИЯ» (в скобках сразу замечу, что к этим тезисам есть масса примеров из жизни – часть их приведу позже).



2.2. Второй мощный прессинг, пережитый и всё ещё переживаемый всеми нами – это ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Она, как минимум, действует по двум направлениям: меняется характер мирового экономического взаимодействия и нарастает невиданная ранее МИГРАЦИЯ населения. Причём, миграция мусульман приобрела неслыханные в истории уммы масштабы! И заметьте: это не Хиджра, не походы во имя продвижения Ислама – а просто экономически вынужденная миграция, поиск куска хлеба. Её сопровождает МАРГИНАЛИЗАЦИЯ молодёжи, которая в отрыве от семей, от корней, от старших в семье и в местной умме, превращается в ЛЮМПЕН-ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Маркс и Ленин о таком масштабном и реальном «смешении народов», «интернационализации» и мечтать не могли!



Из массы люмпен-пролетариев легко иметь не только дешёвых гастарбайтеров (чем пользуются бессовестные бизнесмены и в России и во всём мире), но и лепить потенциальных участников любых теневых сообществ, от криминал-, нарко-, проституто- и прочего «бизнеса» до агентуры спецслужб (чем также охотно пользуются теневые структуры всего мира).



И против этих вызовов наша умма тоже не успела дать ответ. Тут нужны эффективные исламские бизнесмены, экономисты, депутаты, общественники гражданского общества, благотворители. Иначе, сколь ни ругай и ни обличай бедного гастарбайтера, необразованного (ни исламски, ни светски), не знающего ни культуры своей страны, ни принимающего сообщества – всё бесполезно… Ибо он экономически и социально просто «зажат в угол». И не может сам вырваться. Государство, гражданское общество, умма… – если не в стороне (так уже сегодня не скажешь), но пока ещё бессильны.



Налицо ещё такой парадокс: типические для всего мира проблемы трудовой миграции у нас могли бы быть решены быстрее и легче, ведь все исламские по происхождению народы, льющие в Россию свои миграционные потоки – это наши недавние собратья, сограждане по единому СССР, а ранее по Российской империи. Гособразования и идеологии развалились – но общность цивилизации осталась. Отсюда и стремление к евразийской интеграции.



По поводу этой интеграции отмечу лишь два замечательных факта. Инициатор и основной «идейный мотор» Евразийства – казах Нурсултан Назарбаев, с его тюркско-исламскими корнями. А таджики и в наши дни почему-то упорно не едут на заработки в родной им этнически и лингвистически Иран, а по-прежнему… стремятся в Россию.



Иначе говоря, наши «исламские гастарбайтеры» – это издавна «наши люди», история нас свела и сделала единым организмом во времена даже не дедушек наших, но прадедов и пра-пра-прадедов!



3 – Немного примеров, которые вы сами можете преумножить – из своего опыта



Сказанное выше, действительно, лишь тезисы. Ради краткости, не стал сразу приводить реалии из жизни. И уверен, что большинство читателей сами могут дать множество примеров по каждому тезису. Я тоже приведу ряд примеров, не претендуя на всеохватность и полноту описания такого явления, как «этический дефицит» у современных мусульман России. Имён называть не стану: и да примут люди мои критические замечания ради Аллаха, для их же личной пользы, а не как выпад в споре!



К тезису 1 – Выйдя на пенсию, потомок одного из древнейших тюркских родов, ведущих шэжэрэ от самого Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!), взялся за «исламскую политику», любит делать глобальные заявления по социальным проблемам, но при этом намаз совершать… не умеет, жену в соответствии с адабом одеть не желает. Всё объясняет тем, что «мы ведь воспитаны в советское время, нам все эти детали религии не очень-то понятны, быть может, со временем что-то изменим…» И постоянно ссорится с единоплеменниками татарами не той подгруппы (есть ведь и казанские, и мишарские, и сибирские…)



Другой пример – инициативный лидер одного из наиболее известных недавно исламских сайтов своим грубым поведением вынудил многих приближавшихся к делу мусульман, желавших работать в журналистике, отойти в сторону, а сотрудницу даже вынудил обратиться в светский суд… Пропагандировать Ислам в СМИ – дело благое, а вот личным антипримером отвращать… Астахфирулла!



Когда я сопровождал как ведущий концертов малайзийскую нашид-группу «Райхан» в поездке по Дагестану, был поражён, что водитель микроавтобуса, предоставленного гостям-музыкантам, прославляющим Ислам во всём мире, дал нам слушать в дороге «Радио Шансон», то есть блатную псевдо-музыку и псевдо-песни.



Или вот – пришёл я впервые в гости к известному историку-мусульманину, выпускнику саудовского вуза. Сидим на кухне… мимо, не замечая нас, проходит его жена… у них даже в мыслях не было – представить нас друг другу!



Это примеры из мира и татарского и кавказского – по обозначенному тезису 1. Отсутствие элементарного адаба и ахляк керим – последствия и досоветского и советского периодов размыва мусульманской этики на практике. Дополняйте своими примерами!



К тезису 2 – Всегда ли мусульманин-работодатель вовремя выплачивает зарплату своим работникам? Стремится к справедливости в решении производственных, рабочих вопросов? Поздравляет собратьев с праздниками, как это положено по адабу? Все ли торгующие и рестораторы избегают наживаться на хараме?... Гонка за прибылью в наши дни у многих перекрывает иные перспективы, и муслим-предприниматель является таковым лишь по имени, на словах… А как он ответит пред Аллахом и как смотрит в глаза своим людям?



При мигрантов-гастарбайтеров: почему многие так быстро забывают о своих религиозных корнях, оправдываясь тяжестью жизни и нуждой? Почему национальные землячества в первую очередь не ставят задачи духовной поддержки – и нередко совершивший уголовщину соплеменник покрывается в своём преступлении, ибо «он свой, он ведь тоже мусульманин!» Значит, родовые, клановые, тейповые ценности преобладают – а Ислам, кажется, «отдыхает в сторонке». Но людям внешним и большинству СМИ преподаётся образ – «вот они какие, эти мусульмане!»



Или возьмём сюжет про братьев Царнаевых, подозреваемых в Бостоне – практически все о них говорят. Понятно, что делать выводы до окончания следствия и конечного суда нельзя. Понятно, что доверия американскому суду у нас не так уж много… И многое похоже на очередную «игру спецслужб»…



И всё-таки пока «картина КОРНЕЙ событий» такова, как описанный тезис 2. Глобализированные «пепси-манкурты», оторванные от своего народа, изредка посещающие местную мечеть, живущие на гранты и пособия правительства США… и ненавидящие эту страну и её граждан… неприкаянные и вне культуры – чеченской, исламской, американской и прочих...



Думаю, лишь историки будущего, лет этак через сто-двести смогут разобраться, сами ли Царнаевы пришли к такой форме «защиты Ислама», как взрыв самоделок в рюкзаке среди невинных бегунов на радостном для всех спортмероприятии, или их туда грамотно «толкнули товарищи» – из терроргрупп или спецслужб? Все эти детали для нашего анализа сейчас неважны. Важно иное: миру обрисован яркий и пугающий «образ современного мусульманина» – и братья явно дали к тому повод. Как и их мать, воровавшая в американском магазине что-то «женское модное». Как и студенты-казахи, пытавшиеся скрыть улики.



Повторю – надо блюсти презумпцию невиновности. В том числе и относительно указанных братьев. Но очевидно, что из сказанного о них в мировых СМИ сложен, как в мозаике, «образ современного мусульманина». И они дали к тому повод. А ведь таких ребят и даже девушек – увы! – немало. Это своего рода «обобщающий портрет» тех, кто взрывал мирных людей в метро Москвы и Лондона, проник в дом шейха Саида-афанди Чиркейского…



Горькие и страшные плоды тезиса 2… Плоды невежества, распада адата, отсутствия ахляк керим – помноженные на издержки глобализации. Дефицит исламской этики среди мусульман.



Вы согласны с такой диагностикой корней? И чем и как это лечить?

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Cezarium83 13 Мая 2013г.
Ответить

а мне кажется в мусульманских регионах страны нузжен обязательный предмент в школе «Мусульманская этика»....если дети с 5 класса будут с этим знакомиться и стремиться познать, то мусульманский образ в России резко поменяется....а пока ребята собирают воспитание на улице иногда посещая мечеть, ничего не изменится....

hal 13 Мая 2013г.
Ответить

«Вы согласны с такой диагностикой корней? И чем и как это лечить?» Согласен. Как и то, что много чего смог бы добавить к данной статье. Однако как и чем это лечить? На мой взгляд, только воспитанием с детства. Добиться разрешения строительства медресе или внедрения в существующие школы обязательных уроков фикха, Курана, Истории Пророков, арабского языка, личности мусульманина и прочее. Именно со школьной скамьи, повсеместно, в местах компактного проживания масульман,местах большего количества мусульман, наряду с общеобразовательной школой с аттестацией (корочкой)....
Читать дальше

miskin-00 13 Мая 2013г.
Ответить

+++!ваш «краул!»услышан,но где же рецепт?

Cezarium83 13 Мая 2013г.
Ответить

а мне кажется в мусульманских регионах страны нузжен обязательный предмент в школе «Мусульманская этика»....если дети с 5 класса будут с этим знакомиться и стремиться познать, то мусульманский образ в России резко поменяется....а пока ребята собирают воспитание на улице иногда посещая мечеть, ничего не изменится....

miskin-00 13 Мая 2013г.
Ответить

+++!ваш «краул!»услышан,но где же рецепт?

Яндекс.Метрика