Парадокс исламского банкинга в России

Камиль Биберсов
Государству необходим исламский банкинг. Но бюрократия проявляет безразличие. А общество пока всего лишь «сосредотачивается». Каковы перспективы?



В деле развития исламского банкинга в РФ есть две группы людей, от которых зависит становление этого института в РФ. И «несостыковка» между ними негативно сказывается на внедрении исламского банкинга в России.



Первая группа – это ряд высокопоставленных чиновников федерального уровня, которые могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Но тут бюрократический штиль. И это не недооценка роли исламского банкинга, не настороженность, даже не люди, которые тормозят реализацию исламского банкинга в России. Нет, это скорее инерционная проблема. И это немаловажно, ибо определяет многое. Социально-психологический фактор в истории никто не отменял. У каждой нации есть этапы зарождения, развития, но есть и периоды системной депрессии, которые порой заканчиваются распадом. Когда довлеет причудливый симбиоз профессиональной апатии и отторжения всего нового. С 1991 г. Китай совершил фантастический экономический рывок. А «российский медведь» с 1991 г. меланхолично–депрессивно «сосёт лапу», прибывая в неподвижном анабиозе в своей всё больше разрушающейся берлоге. И этот процесс необратим?



Но я, гражданин РФ и мусульманин, категорически не хочу быть свидетелем этого. Вспомните одну из важных заповедей православия: «уныние – великий грех». Давайте вместе, мусульмане и православные – граждане РФ, выходить из ступора и уныния. Характерный симптом из многих. Несколько лет назад Путин на заседании Правительства РФ возмущался: 20% поручений Президента и Председателя Правительства в министерствах РФ не исполняются. И это тогда, когда приказы начальников, которые могут наказать – игнорируются. И как в такой ситуации вторая группа – энтузиасты исламского банкинга (экономисты-практики, учёные, религиозные деятели) – могут влиять на инертность высокопоставленных чиновников, от которых что-то зависит? На что-то тут надеяться и предпринимать – это тупиковый вариант. В лучшем случае будут половинчатые успехи на небольших территориях: Татарстан, Башкортостан, Кавказ. Остальные проблемой не прониклись. Нет достаточной информированности. Ситуация ещё не созрела. Есть целый комплекс субъективно-объективных причин. Но это не означает, что в этом направлении не стоит работать.



Я не алармист. Но вариант апелляции, даже с очень убедительными аргументами, к финансовым чиновникам РФ не реализуем в обозримом будущем. Нужно избавиться от инфантильности. Невозможно представить, чтобы Совет Федерации, Госдума, Минфин, Минэкономики начали вдруг синхронно и солидарно переиначивать законодательство РФ с учетом исламского банкинга, даже в очень небольшой части. И причина не в конфессиализации проблемы. Тут, скорее, присутствует разность культур. (Представьте: будет ли мусульманский Судан переиначивать свои финансовые законы под финансовые законы РФ лишь на том основании, что появилась группа лоббистов–энтузиастов, скажем так, российского банкинга?) Это абсурд. И ситуацию нужно рассматривать очень жёстко. Тут я максимальный пессимист.



Но я и максимальный оптимист. Если проблему рассматривать и решать в другом формате, в РФ огромная потребность во внешних финансовых ресурсах. Но не в кредитах, когда наступает время, и ты должен отдать больше, чем взял. (Это очень болезненная тема для финансов РФ). Экономике РФ не нужен спекулятивный капитал, когда «деньги делают деньги». РФ нужны финансовые вливания в реальный сектор экономики: в промышленность, сельское хозяйство, фармацевтику, лесное хозяйство, в развитие передовых технологий. Например: на паритетных началах создаётся завод в РФ. Мусульманский инвестор и гражданин РФ – совместные хозяева предприятия. Начинают получать прибыль. Это рационально и результативно. И в этом формате взаимодействия есть элементы исламского банкинга. И в этом взаимодействии нет места проценту за кредит, с его фантасмагорией Босха, когда возникает ситуация «деньги важнее человека». Когда из-за специфических действий кредитных отношений наносится тотальный ущерб всем трем субъектам экономики: государству, предприятиям и рядовым людям. Мы свидетели того, как лопаются «пузыри» и возникают тысячи личных человеческих трагедий (есть и смертельные исходы). И структурных катаклизмов, которые обрушивают мировые промышленные отрасли. А в это время топ-менеджеры спекулятивных финансовых компаний получают многомиллионные долларовые бонусы.



Успешность реализации исламского банкинга в России нужно рассматривать и в контексте тех событий в стране, когда ущербность финансовых схем ортодоксальных монетаристов теряет свою абсолютизированность. И этот процесс пошёл. Реальная жизнь, подлинные ценности общества и человека сильнее искусственных схем. И этот процесс идёт по нарастающей. Ряд известных экономистов РФ прямо или косвенно, но объективно пропагандируют и отстаивают методики финансирования по исламским стандартам, как бы они не назывались. И неизбежен этап, когда критическая масса реальных дел, различных факторов, взаимодействий, приведет к «состыковке» и унификации финансово–правовых инструментов.



Да, Россия исламских инвесторов привлекает. Но в России не всё благополучно с инвестиционным климатом. И исламские инвесторы внимательно и осторожно анализируют ситуацию. И Москва, в свою очередь, должна доказать исламским инвесторам, что в России, рано или поздно, стандарты инвестирования будут более цивилизованными. А пока что исламским инвестициям более комфортно в Западной Европе, Северной Америке, Австралии. Но и у нас есть свои преимущества. Поэтому предстоит большая работа по укреплению взаимного доверия и понимания.



Великобритания, Люксембург, Гонконг, Сингапур – эталонные мировые финансовые центры. Здесь безупречное функционирование и выдающиеся финансовые эксперты. И у них нет неприятия исламского банкинга. Они его внедрили. Исламский банкинг работает. Эти страны проиграли? Наоборот – выиграли.



В конце 80-х в Китае шли идеологические дискуссии: что праведнее и рациональнее – действующая коммунистическая плановая экономика или нарождающиеся рыночные капиталистические отношения? Великий китаец Дэн Сяо Пин сказал: «Неважно, какого цвета кошка. Главное, чтобы она ловила мышей». И рыночную экономику не отвергли, и она с элементами плановой, регулируемой экономики дала к 2011 г. фантастический результат. В различиях коммунистической и капиталистической экономик китайцы искали не противоречия, а вариант разумного симбиоза.



Сегодня у нас ситуация с исламским банкингом в чём-то напоминает китайскую. И отвергать категорично исламский банкинг – это нерационально.



Выигрывает и вырывается вперёд тот, кто воспринимает сложный и противоречивый современный мир (в том числе и экономику) не как единственный и незатейливый мотивчик простенькой дудочки, а как полифонию симфонического оркестра.



Критики исламского банкинга заявляют, что якобы он навязывает себя миру. Совершается экспансия. Это примитивные рассуждения тех, кто боится потерять позиции своего спекулятивного капитала. Идёт подмена понятий. Не буду говорить обо всём мире, но для России исламский банкинг это не «навязывание», а объективная финансово-экономическая необходимость.



Англичане придумали футбол. Данный спорт распространился по всему миру. Это мировое явление, никем не оспариваемое. Тысячи миллионов приверженцев. Чемпионаты мира по футболу – грандиозные, феерические события мирового масштаба. Англичан, родоначальников футбола, даже в чём-то превзошла Бразилия, добавив в этот спорт свою колоритную неповторимость. Но кто может обвинить англичан в футбольной экспансии? В навязывании футбола миру. Футбол – это интернациональный фактор. Это составная часть мировой культуры. Это и мировая индустрия со своими стадионами, СМИ, яркими, неповторимыми личностями игроков и тренеров. Это часть жизни. Я думаю, что сравнение футбола и исламского банкинга в данном аспекте корректно, имея в виду народность, бизнес-потенциал исламского банкинга, и неиспользованный потенциал его распространения. Исламский банкинг, как мусульманский интеллектуальный феномен, имеет не только экономическую, но и гуманитарную и культурную составляющие. Как и либеральный монетаризм имеет свою культурную и гуманитарную составляющие. К сожалению, не всегда позитивные.



Ислам – это не вызывающее поведение некоторых кавказских жителей на улицах Москвы. Ислам – это не экзотически–провокационное предложение башкирского религиозного деятеля водрузить полумесяц на гербе РФ. Ислам – это не взятка среднеазиатского мигранта российскому чиновнику за незаконные действия (если первый преступает мораль, то второй не только преступает мораль, но и разрушает государство, которому обязан служить). Это, а также многое другое, настораживает людей в РФ. И нужно доказать, что вышеуказанное – это не проявление ислама. Ислам – это другое. Ислам – это созидание, приоритет морали, ответственная солидарность классов, приоритет интересов рядового человека. Ислам – это высокие стандарты социальной защищённости рядовых граждан в ряде исламских стран, и эти стандарты порой превосходят стандарты Западной Европы и Северной Америки. Исламский банкинг – это когда деньги не разъединяют, а объединяют людей. И исламский банкинг в России имеет возможность своими действиями, прямо или опосредованно, ежедневно доказывать это. Исламский банкинг в России содержит и такую составляющую, как воспитание населения. И «верхов», и «низов».



В деле продвижения исламского банкинга необходим анализ и мониторинг ситуации. Нужны публицистика и дискуссии. Но не рациональнее ли находить точки соприкосновения исламского банкинга и национальной экономики, которые будут приветствоваться федеральной властью? Перейти в формат реальных дел. Находить взаимный интерес в проблемах, которые актуальны для экономики России. Да, есть «утечка мозгов» на Запад. Спекулятивный капитал, несмотря на многочисленные увещевания Правительства РФ, отказывается финансировать решение этой проблемы. Ему надо «много и сразу». И молодые учёные из России уезжают на Запад, и престиж и прибыль от внедрения их технологических открытий достаются тем странам, которые их приютили. А может, тут исламскому банкингу и российской власти начать работать вместе? Пусть функционирует Сколково. Но всему есть альтернатива. Можно и без многомиллионных затрат развивать венчурный капитал при содействии «бизнес-ангелов». Создаётся небольшая структура совместно с Правительством, которая в провинциальных университетах, провинциальных исследовательских центрах находит молодые таланты с их идеями. А таких в РФ много. Затраты на гранты будут минимальные, а результаты могут быть ошеломляющие. И полученная прибыль, и признание всего мира, и технологический прорыв – это мусульманскому инвестору и России. Но это специфический бизнес.



Есть направления более приземлённые, которые при относительно небольших затратах обеспечивают быстрый возврат денег. Есть «дорожная карта»: от небольших проектов к более крупным. Эпоха нефти и газа закончится через 25-40 лет. И дальновидные государственные деятели, и представители крупного бизнеса арабского мира должны думать о стратегической перспективе. За 25-40 лет необходимо создать совместные высокотехнологические предприятия в с/х, на транспорте, в промышленности, в развитии современных технологий в лесном деле, в создании композитных материалов, в фармацевтике. Россия может быть для мусульманских инвесторов той производственной площадкой, где будет развиваться промышленность и современные технологии арабского мира. И это должно быть мощной и постоянной тенденцией. Есть поучительный пример Японии (где нет полезных ископаемых и небольшая территория), которая имеет свои предприятия в Азии и Латинской Америке. Да, не всё будет легко и просто. Но настойчивость и упорство в итоге побеждают. И первые шаги нужно делать уже сегодня. В России есть много интересных проектов.



Большое начинается с малого. Не нужно сразу создавать большой банк с дорогостоящим оборудованием и многочисленным штатом. Для начала это группа экспертов из 4-5 человек, которая ищет интересные проекты в России, а затем их представляет на рассмотрение мусульманским инвесторам. Эта группа может называться, допустим, инвестиционно-экспертная компания.



Идёт процесс глобализации и взаимопроникновения. Гражданин России Сикорский уехал в США и изобрёл вертолёт. Гражданин России Зворыкин уехал в США и изобрёл телевизор. Вертолёты и телевизоры – во всём мире. Без этих изобретений невозможно представить современный мир. Но никто не говорит о российско-американской (а если в конфессиональном формате – о православно-протестантской) технологической экспансии. Так почему продвижение арабско-мусульманского интеллектуального продукта трактуют как экспансию? В феномене исламского банкинга, если кто-то и видит только конфессиональную составляющую, но отказывается видеть высокие стандарты морали, которые всеобщи и обязательны для всего мира, а не только для мусульман, тот или лукавит, или заблуждается. Есть пример Москвы. Это трагедия безвозвратных потерь. (И тысячи потерь в промышленности, культуре, науке, технологиях. Это результат торжества апофеоза монетаристского либерализма в РФ за последние 20 лет.) В основу московского строительного бизнеса Лужков заложил аморально-оголтелые принципы либерального монетаризма. И произошла архитектурная катастрофа. За 20 лет уничтожили 1500 исторических зданий. На месте изумительных по красоте купеческо-дворянских особняков и других исторических архитектурных шедевров 16-20 вв. возникли безликие ангары-модули. Москва – цитадель православия – во многом потеряла своё неповторимое лицо.



Крайние противоположности смыкаются. Либеральные монетаристы повторили вакханалию своих антиподов – большевиков, которые с 1917 по 1989 гг. в Москве и окрестностях уничтожили множество исторических зданий, потрясающих по красоте и эксклюзивных по исторической ценности. Это был первый удар по архитектурной уникальности Москвы. И мне, мусульманину, небезразлично осознавать потерю православных храмов. Правильно сказано в Библии: «нельзя менял пускать в храм». Я понимаю эти слова так: ростовщичество и безумная погоня за чистоганом несовместимы с созиданием.



Исламский банкинг требует: в основе всей финансово-экономической деятельности должна быть мораль. Оппоненты возражают: бизнес и мораль не пересекаются. Нет. Мораль обязательна в бизнесе. Бизнес без морали – это война одних против других. Бизнес без морали рождает вокруг себя мёртвый ландшафт. Да, мораль (религия) не имеет физических параметров. (Поэтому некоторые считают, что их можно игнорировать.) Но там, где исчезает мораль, возникает агрессия, которая разрушает не только человеческие отношения, но и материальный мир.

_____________________



Биберсов Камиль Аркадьевич, известный ульяновский политический и общественный деятель. В 1990-1993 – депутат ульяновского гор. и обл. советов. 1986-1990 – социолог ульяновского горисполкома. На ряде ульяновских заводов был зам. ген. директоров. В 1999-2001 – руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии М.С.Горбачева. В 1998-2002 – советник президента банка "Авангард" (Москва).

Автор: Камиль Биберсов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика