«Первое апреля» – взгляд исламских ученых

Грустный подтекст «дня смеха»
Портал Onislam, по случаю 1 апреля опубликовал материал, содержащий выводы авторитетных исламских ученых относительно пресловутого «дня дураков».



Общим положением является то, что хотя в этот день принято обмениваться шутками, но часто в этих шутках содержится ложь, а лгать настоящим правоверным не следует.



Далее следует развернутое мнение-фетва шейха Юсуфа аль-Кардави:



«Говорить ложь – это форма плохого поведения, ненадлежащего для праведных людей и подлинных верующих. Это скорее признак лицемерия, ибо Пророк говорил в хадисе: «У лицемера три характерные черты – он говорит ложь, нарушает обещания и не оправдывает доверия» (передано аль-Бухари и Муслимом). Пророк также предупреждал против того, чтобы ложью развлекать людей. «Проклят тот, кто говорит ложь, развлекая людей…» (передано Абу-Даудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи).



В другом хадисе Пророк говорил: «Тот не является подлинным верующим, кто лжет ради смеха и упорно стоит на своем, даже если говорит при этом правду» (упоминается у Ахмада и ат-Табарани). Другой хадис, имеющийся у Абу Дауда, запрещает пугать мусульман, не важно, в шутку или всерьез.



Таким образом, ложь запретна в любой форме, в том числе и первоапрельской шутки, по следующим причинам.

1. Запрет лжи подтвержден Кораном и Сунной.

2. Необоснованный страх, пусть даже на час, может нанести вред человеку и всей семье.

3. Ложь влечет за собой предательство Истины.

4. Подражание глупому обычаю – лгать, не свойственно для нас».



В дополнение к этому бывший глава комитета по фетвам университета аль-Азхар Атийя Садр указывает: «Общее мнение всех религий и добродетельных учений, что справедливость – это добродетель, а ложь – это порок. Говорить правду означает, что ваши слова должны отражать реальность; лгать – означает противоречить тому, что ты на самом деле говоришь или делаешь. Худший вид лжи в высказываниях – это лжесвидетельство, худший вид «лжи делами» – лицемерие.



Ложь запрещена, если она не определяется вынужденной необходимостью. В этом случае принцип необходимости делает незаконное допустимым. Однако при этом необходимо объективно оценить ситуацию и убедиться, что иного выхода просто нет. Некоторые из этих приемлемых ложь – это то, что мы называем коннотацию, слово балансовой двойной смысл. Мусульманин может использовать положительное и не отрицательное истолкование слова. К подобного рода «приемлемой лжи» можно отнести притчи, где слова имеют двойной смысл. Мусульманам надлежит использовать позитивную, а не негативную интерпретацию таких слов.



Ложь дозволяется, если она направлена на благо кого-либо или чего-либо, но не в ущерб им. Пророк говорил: «Тот, кто примиряет двух людей, говоря при этом хорошие вещи, даже не являющиеся правдой – не лжец (аль-Бухари, Муслим). Умм Кульсум бин Укба (сподвижница Пророка, не путать с тезками среди дочерей и жен пророка Мухаммада – IN) говорила в дополнении к этому хадису: «Я никогда не слышала, чтобы Пророк дозволял хоть толику лжи, за исключением трех случаев: войны, примирения враждующих сторон и разговора между супругами». Под последними имеются в виду разговоры о любви, призванные смягчить жизненные невзгоды».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика