По краю Прямого пути

news-xh5dkrF6xY
"Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не

следуйте другими путями, поскольку они собьют вас

с Его пути" (сура "Скот": 153)




Согласно сообщению ряда СМИ, на 12 июня с.г. запланировано совместное заседание обеих палат египетского парламента для избрания членов комиссии по выработке новой конституции страны.



В целом, факт подготовки ведущего к прогрессу личности и социума Основного закона жизни любого государства не может не вызывать положительных эмоций. Тонкость же в том, что в преломление к пост-"революционным" Каиру и Тунису (с конца 2011 г. здесь также ведется "конституционная" работа) вырисовывается довольно щепетильная (остановимся на этом термине) картина. Оба общества практически разделись в ракурсе видения основных положений новых конституций. Одна часть предполагает страну с "чисто" светской направленностью, другая – ее функционирование на принципах шариата.



Но если нынешняя тунисская Конституция, фиксируя страну свободным государством с республиканским госстроем, констатирует ислам "всего лишь" религией страны, египетская (параллельно аналогичным пунктам) главными источниками права называет принципы исламского шариата. С параллельной конкретизацией Законом от 1980 г. запрета на занятие руководящих должностей лицами, отрицающими "божественные законы" (заповеди Аллаха). Правда, при этом в египетский Основной закон также помещены аспекты разделения властей, соблюдения естественных прав человека, парламентаризма, местного самоуправления и т.д.



В любом случае, в основной массе факт поддержки "светского" пути представляется как бы результатом нахождения среди сторонников этой линии последователей т.н. "умеренного ислама". Но насколько вообще это понятие исторично? Автор уже обращал внимание на высказывание главы "Ближневосточного форума" Даниэля Пайпса, нередко называемого мировым теоретиком исламофобии, согласно которому главной мировой проблемой является "радикальный ислам". Противоядием чему и видится ислам "умеренный". По его словам, с усвоением данного урока "новая энергия приблизит поражение исламизма в обозримом будущем", причем "только мусульмане могут предоставить противоядие" такого рода(1). Вследствие чего он актуализовал помощь "мусульманам создать альтернативную форму ислама".



В общем-то, вопросов нет, в особенности на фоне "арабского демисезонья", приведшего к появлению на политической арене немалого количества мусульман (отдельных лиц, групп, партий), выдвигающих аналогичные тезисы. Элементарно, как заявил в конце 2011 г. глава изначально поддерживаемого Западом Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдель-Джилаль, новый Триполи не станет "экстремистской исламской страной", т.к. "наш(?) ислам – умеренный"(2).



К сожалению, расслоение внутри вышеотмеченных (да и соседних с ними) обществ по отношению к "версиям" ислама становится миной замедленного действия в ракурсе внутримусульманского столкновения. Благо, внешние силы заблаговременно окрестили одних "антинародными радикальными исламистами", а других ("умеренных" приверженцев ислама) – "истинными" сторонниками прогресса (если не сказать, "правильными" мусульманами). Проявляется же это взаимонеприятие, как минимум, в провозглашении рядом мусульман, представляемых за рубежом "либералами", планов по созданию альтернативных "прошариатскому" проектов конституции.



В контексте вышеизложенного, целесообразно иметь в виду, что речь ни в кой мере не идет о постановке под сомнение важнейшего коранического принципа – умеренности: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины" (сура "Женщины": 143), т.е. сообществом (умой), приветствующим отсутствие излишнего рвения в том или ином вопросе – как по отношению к себе, своим действиям, так и оценке жизнедеятельности окружающих. Однако, тезисы "очищения ислама", с его дальнейшим "приспособлением к нуждам современного общества", аналогично рекламе "умеренного" ислама (ислам light или smooth ислам, по-автору), несут в корне иной подтекст(3), где поле для религии ограничивается исключительно вспомогательными пунктирными линиями по реализации политических установок, имеющих внешнее происхождение.



В свете чего уместным представляется процитировать профессора Еврейского университета в Иерусалиме Моше Шарона, которого даже при всем желании невозможно уличить в симпатиях к исламу. Как четко подчеркивает востоковед, разделение "на умеренное и радикальное направления" в мусульманстве отсутствует по сути; т.к. эта религия – "изначально фундаменталистское учение, основывающееся исключительно на Коране и священных текстах". В ней "по определению нет иных версий", понятие же "умеренный ислам – выдумка Запада"(4).



Как бы то ни было, даже кратчайший взгляд на происходящее сегодня в "революционных" ареалах однозначно свидетельствует о том, что знаменитая "теоретическая" каирская (как симптоматично!) речь президента США Барака Обамы 2009 г., где он подразделил мировых мусульман на "воинствующих экстремистов", чьи действия "несовместимы с правами человека, прогрессом отдельных стран и исламом", и остальных (скажем, "умеренных", хотя это определение и не прозвучало)(5), в переживаемый исторический момент получила довольно уверенное практическое воплощение в арабском преломлении.



В свете чего, повторимся, наиболее проблематичным в рассматриваемом аспекте становятся печальные перспективы внутримусульманского противостояния, будь-то в условиях одной страны или межгосударственных рамках.





1.Межрелигиозный диссонанс в Египте – путь против ислама

http://www.echo-az.com/index.php?aid=10279

2.Руководство Ливии возьмет за основу государства "умеренный Ислам"

http://sunna-press.com/news/islamicworld/412-islamvlivii.html

3.См. подр.: а/Эльмир Кулиев, Теймур Атаев. Исламская умеренность или умеренный Ислам. Видео

http://yurd.tv/articles/7

б/«Умеренный Ислам» или умеренность в Исламе?

http://islam.in.ua/4/rus/full_articles/6407/visibletype/1/index.html

4.Интервью Моше Шарона

http://www.zman.com/news/2010/10/21/86385.html

5.См. подр.: О некоторых тенденциях в мировой геополитике

http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/9113/

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

асия 10 Июня 2012г.
Ответить

Альтернативой для шариата, т.е законам от самого Аллаха они преподносят конституцию придуманную человеком. Аллах в Коране говорит«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Коран 7:3)так о какой альтернативе может идти речь?еще один интересный момент "умеренные мусульмане" и "радикальные"на сегодняшний день радикальными мусульманами называют тех кто хотят жить по всем законам Аллаха и следуют Его приказу "О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по ...
Читать дальше

асия 10 Июня 2012г.
Ответить

Альтернативой для шариата, т.е законам от самого Аллаха они преподносят конституцию придуманную человеком. Аллах в Коране говорит«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Коран 7:3)так о какой альтернативе может идти речь?еще один интересный момент "умеренные мусульмане" и "радикальные"на сегодняшний день радикальными мусульманами называют тех кто хотят жить по всем законам Аллаха и следуют Его приказу "О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика