По разные стороны церковного раскола

Пензенская епархия приход раскольников не признает

Пензенская епархия приход раскольников не признает

Теги:


0
06 Июля 2010г. (24 Раджаб)

В лоне традиционных конфессий Пензенской области происходят удивительные вещи. Еще не остыли страсти по поводу отшельников из секты «Горный Иерусалим», укрывавшихся три года назад в подземелье Бековского района, как пришла новая напасть. В селе Поселки Кузнецкого района объявился «митрополит Пензенский и Симбирский» Тихон. Именно так представился в сюжете программы «Вести.ru» бывший шофер, а ныне предприниматель Евгений Киселёв, человек явно не равнодушный к комплиментам в свой адрес. И хотя возглавляемая им община никак не претендует на епархию, а тем более на митрополию, ее прихожане уже десять лет препятствуют законной передаче храма Димитрия Солунского в лоно Русской православной церкви.

Сам храм заколочен и службы давно не ведутся, прихожане общины собираются на молитвы в частном доме своего «владыки». Они уже побывали в Автономной, Катакомбной и Зарубежной церквях, а теперь относят себя к Истинно-православной. Конфликтную ситуацию вокруг храма Димитрия Солунского IslamNews прокомментировал секретарь епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина иеродиакон Нестор (Люберанский):

Иеродиакон Нестор (Люберанский): Для церкви – это рана, которая всем клиром и паствой пензенской епархии воспринимается очень тяжело.

»Мы не имеем права называть приход «истинно-православной церкви» православной организацией. Он подходит под определение секта, которое есть в православном лексиконе. 90-е годы, когда храм передавали РПЦ, мы называем временем религиозного возрождения, но то было и смутное время. Именно тогда появилось множество новых религиозных организаций, подпадающих сегодня под определение секты.

По закону храм во имя великомученика Димитрия Солунского, построенный в стиле классицизм в 1826 году вместо сгоревшей деревянной церкви, принадлежит Пензенской епархии РПЦ, но в какой-то момент, из-за за неправильного поведения настоятеля и благочинного Кузнецкого района, туда пришел человек, который использовал религиозную неосведомленность людей и перевел часть прихожан в другую религиозную организацию. С тех пор она переходила под юрисдикцию разных церквей, пока не остановила свой выбор на истинно-православной церкви.

В конечном итоге, когда произошел раскол, почивший в бозе владыка Пензенский и Кузнецкий архиепископ Серафим вернул через суд здание храма Пензенской епархии. Судебное решение вынесли в нашу пользу, но де-факто те люди, которые собрались в общине, не дали возможности передать храм РПЦ. Они с угрозами встали в дверях, закрыли проход своими телами, и не дали провести обряд богослужения православным служителям. В таком подвешенном состоянии ситуация находилась с 2000 года.

Люди жили в храме, а в самой общине сменилось несколько лидеров, но это даже не религиозная организация. Если поинтересоваться в регистрационных органах, то такой организации при храме нет. В областном отделе юстиции Истинно-православная церковь не зарегистрирована. С точки зрения закона по месту расположения храма община находиться не может.

Гибнущие церкви пензенской глубинки

Вначале там были лидеры, которые называли себя архиереями, но дело в том, что все они были связаны с известным раскольником Валентином Русанцовым, который в свое время сильно процветал в Суздале.

Потом они от него отошли, хотели перейти в зарубежную православную церковь, но их ни одна православная поместная церковь (в России или за границей), нигде не приняла и не признала. Сегодня они признаны только Истинно-православной церковью, которая находится в Москве. В составе своей организации она приход признает, но «митрополита» Тихона признает только архиепископом. Они даже не могут договорится о сане, который он носит. И то, что, собственно говоря, связано с иерархией, является достаточно условным. А поскольку Тихон был избран без соответствующих апостольских постановлений, то такая ложь с их стороны всего лишь внешний обряд. Только внешнее облачение, за которым ничего не стоит. Никакого правопреемства Тихон не имеет.

Что касается паствы, то все прихожане храма были крещены в приходах Русской православной церкви. Теперь часть прихожан себя от РПЦ отделила и провозгласила принадлежность к другой церкви. Московскую патриархию они не признают. По их словам, ее создал Сталин. Поэтому они считают себя катакомбниками, истинными православными, навешивают на себя какие угодно регалии. Но так как они ушли в раскол, то все их таинства и обряды, которые бы они не совершали, мы не признаем. С позиции РПЦ они являются безблагодатными, и пока они не вернутся с покаянием обратно, мы не признаем ни одно их священнодействие.

Община у них немногочисленная. Ее костяк составляют 10-15 прихожан, а все остальные жители поселка индифферентны. Они даже не понимают, что происходит в общине, не углубляются в суть содержания вопроса. Им совершенно не интересно, где истинное, а где не истинное православие. Просто приходят, ставят свечки, на этом успокаиваются. Им все равно, какой они храм посещают, какая на нем вывеска.

Те верующие, которые считают себя православными, посещают богослужения в Вознесенском соборе города Кузнецка, где настоятель назначен правящим архиереем. А те посельцы, которые пошли в раскол, посещают молитвенный дом «митрополита», в который он вывез все иконы из храма Димитрия Солунского.

Когда встал вопрос о возвращении храма, то мы, используя традиционно гражданский метод разрешения соответствующих споров, обратились в суд. Он вынес решение о признании храма за пензенским епархиальным управлением РПЦ. С помощью судебных приставов храм нам передали, но мы его сразу закрыли. Теперь он на законных основаниях принадлежит нам. А чтобы не было новых поползновений со стороны сектантов, мы выставили там епархиальную и вневедомственную охрану.

Сейчас хотим храм отремонтировать, поскольку он пришел в плачевное состояние. Там надо будет заново ставить престол, проводить обряд освящения и после этого проводить службы. Владыка Пензенский и Кузнецкий епископ Вениамин намерен начать в нем архиерейскую службу в ближайшее время. Ведь в этом поселке проживает не менее трех тысяч жителей, исповедующих православие.

Сама община ведет себя неподобающим образом, а люди настроены очень агрессивно. Они сами просили приехать к ним центральное телевидение, но когда журналист хотел выслушать все стороны конфликта, набросились на него с упреками. Никакого диалога с ними нет, за стол переговоров они садиться не желают. Костяк общины видит своим лидером только Тихона. Они его очень уважают и преданы ему до бесконечности. Для них он является идеальным образцом священнослужителя, а может и архипастыря. И крышу с прихожанами красил, и по грибы с ними ходил. Менять они ничего не хотят, а если потребуется, то переведут все свои сбережения на Тихона. Лишь бы этот человек оставался у них лидером общины.

Но с нашей точки зрения Тихон никакого отношения к РПЦ не имеет. Он бывший водитель, а по официальным документам проходит как предприниматель, и мы как священника его не признаем. Даже если он покается, то в клир и церковь войдет только мирянином. Уже потом можно будет рассмотреть вопрос: «А стоит ли его рукополагать?» Опять же, если на это будет какая-то исключительная ситуация. Скажем, для того, чтобы за ним пошли оступившиеся люди, которые будут вести себя более достойно. В таком случае, возможно, и стоит рассмотреть его кандидатуру. Но сегодня вопрос об этом не стоит, потому что никто его не поднимает, и никакого диалога с общиной нет.

В такой ситуации мы придерживаемся следующей позиции: РПЦ вернула себе храм, который принадлежал ей со дня основания. Причем в него вкладывали средства именно посельцы. Поскольку храм построен на народные деньги, он должен оставаться для посельского народа, а не для группы самозванцев, которая его захватила и не дает возможности молиться другим. Храм мы откроем и он будет православным.

Те люди, которые в нашем понимании являются не воцерковленными, и не христианами, которые ведут себя без кротости и любви, без всякого христианского понимания, – достаточно опасны. Любой проходящий мимо них человек подвергается насмешкам и упрекам, и мы не видим возможности с ними договориться. Да и не о чем нам с ними договариваться. Сам Тихон, поскольку он частный предприниматель, никакого отношения к храму не имеет и должен сидеть в своем доме. Это позиция епархии.

Но если завтра они придут с покаянием и предложениями, то мы всегда открыты для диалога. Для церкви – это рана, которая всем клиром и паствой пензенской епархии воспринимается очень тяжело. Пока диалога нет. Но мы надеемся, что как только начнется служба, то ситуация оздоровится и эти люди просто рассеются. Я в этом нисколько не сомневаюсь, поскольку у этих людей нет этики поведения. Они ведут себя неподобающе», – заявил Нестор (Люберанский).

Есть похожие проблемы и у духовных управлений мусульман, созданных Екатериной по образу и подобию патриархии

Сурский край, в плане религиозного экстрима, давно является экспериментальной площадкой. В начале 90-х годов, на фоне местной предвыборной кампании, здесь развернулась ожесточенная борьба между сторонниками губернатора Василия Бочкарева и политической оппозицией за влияние в мусульманской умме.

В адрес действующей власти были высказаны претензии по поводу лояльного отношения к мусульманским организациям ваххабитского толка. Сделаны громкие заявления о том, что на территории Пензенской области существуют лагеря по подготовке чеченских боевиков. Выборы вскоре закончились, «ваххабиты и боевики» испарились, а мусульмане так и остались по разные стороны некогда враждующих политических лагерей.

Недавно на сайте Credo.Ru появилось открытое письмо епископа РОСХВЕ Константина Бендаса на имя протодиакона Андрея Кураева. В нем сообщается о закрытых религиозных мусульманских общинах в Пензенской области, которые не подчиняются ни Совету муфтиев России, ни ЦДУМ, и, по оценкам ряда пензенских специалистов в религиозной сфере, при случае также не прочь углубиться в земную кору от суетного мира.

Хотелось бы напомнить об интервью, которое дал пензенской прессе в начале 90-х годов главный специалист в области внешних сношений Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин: «Конечно, нужно иметь в виду, что ситуация в Пензенской области непростая. Есть большое этническо-религиозное многообразие, есть активно возрождающаяся мусульманская умма, в которой ощущается настоятельная потребность в сохранении единства, в надежном заслоне любым проявления экстремизма и радикализма. Я надеюсь что и пензенская епархия в этом контексте ведет и будет вести себя мудро, в духе тех общих и единых принципов христианских конфессий, которые всегда присутствовали в РПЦ.

Но надо иметь в виду, что есть силы, которые пытаются столкнуть православие и ислам, и этим силам нужно стараться активно противодействовать. Наши конфессии более тысячи лет жили в дружбе и мире, и я думаю, так и будет. Очень важно, чтобы исламская умма имела максимум возможностей для своего развития, но в то же время так же важно, чтобы был поставлен заслон любым проявлениям того, чтобы чьи-то личные, политические и экономические амбиции реализовывались через то, чтобы искусственно разжигалась неконструктивная роль политизированных около-мусульманских организаций. Я думаю, дело самих мусульман, как им организовать религиозную жизнь, свои религиозные центры. Не наше дело и не дело государства решать, как будет строиться самоорганизация религиозной жизни мусульман. Но все же еще раз хотел бы сказать, что очень важно соблюсти два принципа. Первое – отрицание экстремизма. Второе – это то, чтобы религиозная исламская жизнь в России развивалась свободно. Так, как этого хочется людям, которые укоренены на почве российского ислама, вместо того чтобы на них оказывалось давление со стороны государства, других конфессий или зарубежных центров, включая Саудовскую Аравию».

Вроде бы уж десять лет прошло. Пора бы и успокоиться, а раскольникам все неймется. То им мерещатся «шайтаны», то они в «митрополиты» себя возводят. Ну, а завтра, глядишь, возомнят себя «султанами и патриархами». Кто же излечит религиозные нарывы? Кто займется восстановлением гибнущих храмов?

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика