Политические репрессии в Узбекистане приведут к "ливийскому сценарию"- "Мемориал"

В местах лишения свободы содержатся несколько тысяч политических заключенных, большинство из них осуждены по сомнительным делам о терроризме, исламском экстремизме и незаконной религиозной деятельност

В местах лишения свободы содержатся несколько тысяч политических заключенных, большинство из них осуждены по сомнительным делам о терроризме, исламском экстремизме и незаконной религиозной деятельност

Теги:



5
18 Марта 2011г. (12 Раби ас-сани)
В Узбекистане по политическим мотивам только в течение 2009-2010 годов было осуждено не менее 868 человек. Еще как минимум 550-600 человек подверглись кратковременным произвольным задержаниям в рамках мероприятий по поиску лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме. К концу 2010 года по крайней мере 105 обвиняемых находились под следствием или в ожидании суда.



Данные доклада директора Центральноазиатской программы московского правозащитного центра "Мемориал" Виталия Пономарева "Политические репрессии в Узбекистане в 2009-2010 годах" свидетельствуют о том, что эта страна остаётся одним из наиболее репрессивных государств мира.



Отмечается, что в управляемой на протяжении 22 лет бывшим коммунистическим лидером Исламом Каримовым стране отсутствуют легальная оппозиция и независимые СМИ. Гражданское общество и религиозные общины подвергаются жесткому давлению властей. Политические репрессии являются неотъемлемой частью государственной политики. Пытки носят систематический характер. Число политзаключенных в Узбекистане заметно больше, чем во всех остальных бывших советских республиках вместе взятых.



В местах лишения свободы содержатся несколько тысяч политических заключенных, большинство из них осуждены по сомнительным делам о терроризме, исламском экстремизме и незаконной религиозной деятельности, более 1200 человек находятся в розыске по аналогичным обвинениям, говорится в докладе "Мемориала". "Черные списки" все более разрастаются и включают десятки тысяч жителей страны, которым потенциально угрожает уголовное преследование.



Со ссылкой на практику уголовных дел авторы доклада сообщают, что большое число мусульман, действия которых не несли угрозы общественному порядку и безопасности, осуждалось по сфабрикованным обвинениям в терроризме и экстремизме.



Полученные под давлением пыток признания обвиняемых зачастую служили главным доказательством вины. В ходе следствия и суда имели место многочисленные процессуальные нарушения. Доступ к адвокатской помощи был ограничен. Многие политические дела рассматривались судами в закрытом порядке, для участия в процессах обычно допускались лишь назначенные государством адвокаты. Во многих случаях после ареста были запрещены контакты обвиняемых с членами семьи.



Суды приговаривали к длительному лишению свободы многих из тех, чья вина состояла лишь в не санкционированном государственными органами изучении ислама, хранении религиозных материалов или принадлежности к запрещенным в Узбекистане организациям и течениям.



По обвинению в принадлежности к «запрещенным организациям» в уголовном порядке активно преследовались и члены "Хизб-ут-тахрир", и "Нурчилар" – последователи Саида Нурси, и участники "Таблиги джамаат", и"ваххабиты", некоторые местные течения и группы, в том числе "акромисты", "шохидийлар" и другие.



Жесткие действия против «экстремистов» власти Узбекистана объясняют стремлением сохранить стабильность и защитить общество от угрозы насилия со стороны радикальных исламских групп. Однако репрессии стали частью повседневной жизни Узбекистана, превратившись в важный источник социально-политической напряженности, утверждается в докладе "Мемориала".



По мнению "Мемориала", Запад (как и партнеры Узбекистана внутри СНГ) недооценивает серьезность и масштабы проблем, связанных с политическими репрессиями в Узбекистане, и их возможное драматическое влияние на региональную стабильность. В последние годы в ходе диалога по правам человека вопрос о политзаключенных обсуждается обычно лишь в контексте судьбы примерно трех десятков активистов гражданского общества и демократической оппозиции, освобождение нескольких из них расценивалось как свидетельство «позитивных изменений». Фактически этих заключенных используют как заложников для политического торга с Западом, при этом места освобожденных почти сразу занимают новые осужденные.



Нынешняя real politiс США и Европейского Союза в отношении Узбекистана нуждается в пересмотре, особенно в контексте последних событий на Ближнем Востоке, которые могут повториться и в Центральной Азии, причем для Узбекистана более вероятен насильственный ливийский сценарий борьбы за власть, а не отставка главы государства под давлением демонстрантов, как в Египте, считают авторы доклада.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

tah1508 21 Марта 2011г.
Ответить

Давно весь мир ждёт пробуждения узбеков,дай АЛЛАХ им помощи...

Исм 21 Марта 2011г.
Ответить

Власти Узбекистана получат свое.

yusuf2000 20 Марта 2011г.
Ответить

Да поможет Аллах братьям и унизит в Судный день несправедливых людей, Аллах скор в расчете.

Исм 21 Марта 2011г.
Ответить

Власти Узбекистана получат свое.

yusuf2000 20 Марта 2011г.
Ответить

Да поможет Аллах братьям и унизит в Судный день несправедливых людей, Аллах скор в расчете.

Яндекс.Метрика