Потомки джучидов отметили день плуга в Великой степи

Шамиль Неверов: Чудо казаны передаются по наследству из поколение в поколение

Шамиль Неверов: Чудо казаны передаются по наследству из поколение в поколение

Теги:





17
16 Июня 2012г. (26 Раджаб)

В татарско-мишарском «анклаве», в который входят пять сел трех районов Пензенской области и смежные села Республики Мордовия, практически больше недели отмечали праздник плуга. Все эти населенные пункты объединяет единственная соборная мечеть, которая располагается в селе Татарский Шелдаис Спасского района Пензенской губернии, на самой границе с Мордовией.

Согласно старинной традиции, у нас, в конце мая- начале июня, проводится обрекание о благополучии. В народе этот праздник называется «кортелегя», дословный перевод – молотьба в поле, но он не имеет ничего общего с «Сабантуем».

У праздника свои национальные особенности, своя религиозная окраска, – рассказал IslamNews имам-мухтасиб Спасского, Вадинского и Нижнеломовского районов Пензенской области Шамиль Неверов.

По утвержденой жеребьевке «кортелегя» открылся 3 июня в селе Танкаевка Нижнеломовского района, 9 июня эстафету приняло село Белозерка ( родина татарского драматурга Карима Тинчурина), 11 июня праздник прошел в селах Татарская Шуринка (Вадинский район) и Татарском Шелдаисе.

Праздник имеет глубокие корни и национальные традиции. Действие происходит на природе, рядом с большими водоемами. Утром люди собираются на намаз, молят Всевышнего о том, чтобы Аллах ниспослал им хорошие дожди, избавил правоверных от засух, ветров и ураганов. Вечером возвращаются к реке, где разделывают мясо жертвенных животных и варят его в больших котлах (казаны), каждый из которых вмещает по 280 литров воды.

Мы живем очень дружно. По заведенным нашими предками обычаям поддерживаем добрососедские отношения с единоверцами из соседних мордовских и русских сел.

Вместе принимаем участие во всех религиозных праздниках и свадебных обрядах, а на Кортелегя, Сабантуй и Курбан-байрам к нам съезжаются уроженцы здешних мест со всей России и стран СНГ, – говорит имам.

По его словам, в праздничные дни в каждом селе не остаются без внимания русские и мордовские соседи. Есть специальные группы, которые, в знак уважения и дружбы, разносят мясо жертвенных животных и мясную похлебку престарелым людям и многодетным семьям. Этим самым мусульмане стараются заслужить довольство Аллаха, донести в целости и сохранности религию предков до наших дней.

По архивным летописям Татарский Шелдаис был основан на правом берегу одноименной реки на землях, отказанных в 1638 году Кадомской приказной избой касимовским и шацким мурзам и татарам у липяга (возвышенность с лесом) – Леинбор в верховьях Шелдаиса. Но похоже на то, что еще в те времена местное население было смешанным.

К 1677 году восходит история татарской части села. Это место основали рейтары Исаев и Бикбулатов, служившие на керенской оборонительной линии. В 1723 году там числилось девять дворов татарских мурз.

Сам гидроним Шелдаис еще древнее . В 1631 году он был показан как Шальдяс (Шатская книга), в «Книге Большому Чертежу» – Шелда, Шалдай, в 1738 году – Шелдаус. В основе гидронима заложено имя одного из правителей в период существования Волжской Булгарии (9–14 века)

Ученые предполагают, что Шалдай- чувашское (буртасское) мужское имя, а приставка «ис» – это буртасский термин, означавший реку; «Шалдаева река». Шальдяс – уже татарский вариант гидронима, где йас – означает «поле, степь»: «Шелдайское поле». Другой вариант татарского названия – Шелдаус, где ус – »лощина».

По версии местных краеведов тюркская топонимика возникла в здешних местах до золотордынского периода. В частности, есть предположение о том, что роды Исаевых и Бикбулатовых ведут свое происхождение от тараклинцев, одного из родов ногайцев-найманов, после распада Золотой Орды перешедших на службу к русскому государству.

С ними связана и история соседней татарской деревни Белозерки (Таракановка, Озерки), где родился татарский писатель, прозаик, актёр, основоположник профессионального татарского театра и драматургии Карим Галиевич Тинчурин (1887-1938).

Старое название села Озерки – искаженное от мордовского «азор ки», означает «царская дорога». В 13 веке, время правления в здешних местах хана Золотой Орды Узбека и его потомков, она шла от Вадовских ворот по реке Шелдаис в столицу золотоордынского улуса Мокши (современный Наровчат), в котором хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

По всей видимости дорога соединяла средневековые города Мохши и Увек, а охраняли ее потомки древних найманов и тараклинцев, осевшие в здешних местах после опустошительных набегов среднеазиатского шаха Тамерлана, а впоследствии получившие здесь земельное жалование от русского царя.

Справка

Найманы на карте 13 века

НАЙМАНЫ (от монг. найман «восемь») – средневековый монгольский народ. В настоящее время найманы известны в составе монголов, казахов, каракаллпаков, киргизов, ногайцев и узбеков.

Языковая принадлежность народа найманов является дискуссионным вопросом. Одна из версий – Л.Н. Гумилёва – происхождение от монголоязычных каракитаев, которые, перейдя в Западную Монголию, после падения династии Ляо образовали союз родов или племен найман.

Восьмиплеменным народом были кидани, а слово «найма» значит по монгольски «восемь». От найманского языка сохранились только имена собственные и «культурные слова». И те и другие чаще всего бывают заимствованными у соседей. Зато мы знаем, что при столкновении с кераитами и монголами найманы великолепно с ними объяснялись, что говорит об их монголоязычии. А откуда могли монголоязычные кочевники попасть на Алтай во второй половине XII века? Только вместе с киданями. а скорее как часть киданей, соратников Елюя Даши.

Первые достоверные сведения о найманах – у Рашид ад-Дина (XIII в.), который, описывает их так: Эти племена были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые- в равнинах. Места, на которых они сидели, таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй-Сирас и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. Эти племена найманов и их государи были уважаемыми и сильными; они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским.

Этимология этнонима «найман» в переводе с языков монгольской группы числительное «восемь», что указывает на монголоязычный компонент в этническом составе средневековых найманов. По Аристову, имя найманы происходит от названия реки Найма, притока Катуни, где по его мнению было их первоначальное местообитание.

Существуют и иные взгляды на данный вопрос, отрицающие обитание найманов первоначально на притоке Катуни Найме- это конгломерат крупных огузских племен, их, найманов, ареал простерся едва ли не по всей Центральной Азии- от Балхаша и Алтая до территории современной Монголии и Китая (учитывая близкие связи с онгутами и кереитами, и возможно киданями (Ляо).

Профессор Березин, считавший найман восемью племенами в связи с монгольским числительным найм или найман (восемь), противоречиво указывал и на то, что происхождение найман от «союз племен най», что говорит только об уровне развития исторической науки в то время.

Найманы между тангутами, Тувой и Байкалом (территория западной Монголии). В VIII веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от озера Байкал; в 850-ых годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны в Чёрного Иртыша с другой.

После образования государства каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку хана. В 1007 найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. В XII веке. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Найманы были одним из самых сильных кочевых племен Монголии. Их территория, по Аристову, простиралась от pек Тамира и Орхона до Иртыша. Государство найманов занимало земли к западу от кереитов, в нынешних Западной Монголии и Восточном Казахстане. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, как объединенными в государство кереитами. После крушения киданьской державы в 1125 году, на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений, ведущая роль в которых перешла к керетским ханам. У найманов действовало обычное право, имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью. Должности у элитарной части общества передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития.

К концу XII века произошло политическое возвышение Темуджина, который разгромив татар, в 1203 году покорил кереитов, а в 1206 году одержал победу над найманами. Найманы были покорены Чингисханом и вошли в состав его государства. Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тамерлана. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат. В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от реки Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до реки Нуры (Аристов).

У казахских найманов местами кочёвок были урочища по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улытау. Отдельные роды найманов встречаются сегодня по всей территории Центральной Азии: среди монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят). Во Внутренней Монголии по старому территориальному делению существовал сейм, этот сейм включал в себя помимо бааринов, хорчинов и других монгольских хошунов, хошун найманов.

Некоторые рода найманов вошли в состав узбекского народа. По данным некоторых исследователей в начале ХХ века узбеки-найманы подразделяли себя на 17 родов: пулатчи, иланли, куштамгали, каранайман, казак-найман, бурунсав, козаякли найман, карагук, агран, мамай, сакзил, чумчукли, садирбек, укреш-найман, жагарбайли, баганали, балтали найман.

НОГАЙЦЫ (ногай, ногайлар) – тюркоязычный народ на Северном Кавказе. Говорят на ногайском языке, который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков. Письменность с XVIII века до 1928 года была на основе арабской графики, с 1928 – 1938 гг. – на латинской графике. С 1938 года используется кириллица. Численность в России – 103,7 тыс. чел. (2010).

Ногайцы сформировались в XV веке в результате консолидации ряда тюркских племен между Нижней Волгой и Эмбой. Ведущую роль в Ногайской орде играли мангыты. Эти названия многими воспринимались как синонимы, и иногда всех мангытов, обитавших и в других ханствах, тоже называли ногаями. Основателем династии ногайских правителей был эмир Эдигей, однако независимой государственности ногаев в его время не существовало. Эдигей и несколько поколений его потомков были беклярбеками при золотоордынских ханах. Обретение независимости Ногайской орды произошло при правнуке Эдигея- Мусе. Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками.

Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами. Европеоидные кавкасионские черты наиболее заметны среди кубанских и кумских ногайцев.

В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России- в Дагестане (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района), и Астраханской области. От названия народа происходит название Ногайская степь – район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России – Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе.

В Турции и Румынии проживают потомки переселившихся туда в XVIII-XIX веках. ногайцев, которые, в основном, восприняли этническую идентичность окружающего этнического большинства – соответственно, турков и румынских татар, – но помнят о своем ногайском происхождении.

Решение о создании национального ногайского района в Карачаево-Черкесии (аналогично Ногайскому району Дагестана) было принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года. Район был образован 17 октября 2007 г. из части (30 процентов ) территории Адыге-Хабльского района. Площадь Ногайского района составляет около 187 кв. км, или 1,3 процентов территории Карачаево-Черкесии. Ногайцы в Карачаево-Черкесии являются одним из пяти субъектообразующих народов.

Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и наиболее близок к каракалпакскому и казахскому языкам. В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкессия) и карагашский (Астраханская область). Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских татар и алабугатских татар. Другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка.

По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка. Вместе с каракалпакским и казахским языками, степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Ногайско-кыпчакские языки и диалекты (другие обозначения – кыпчакско-ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, кыпчакско-казахские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка.

Традиционное занятие- кочевое скотоводство (разведение лошадей, верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота), отчасти – земледелие, охота, рыболовство.

В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэма «Едиге»)Традиционная религия- ислам ханафитского мазхаба; встречаются последователи шафиитского мазхаба.

Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногаев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н.э.), сарматов (II в. до н.э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.

Так как ногаи, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.

Традиционной одеждой ногаев так же являлся каптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё,кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов. Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Традиционными для ногаев являются молочные продукты: айран,хинкал,лакумы. Жилище ногаев представляло собой юрту с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколесной арбе.

В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. – XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, уйсуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, аланы, найманы, мангыты и др.).

Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, – Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства. В 1728 г. часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джембойлук и Едишкуль), где они признали юрисдикцию Османской империи.

В 1781 г. произошли антироссийские выступления ногайцев на Кубани, которая к тому времени находилась под юрисдикцией крымского хана. Выступления трактовались также и как бунт против Крыма

В 1783 году Екатерина II издала манифест упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки депортации вызвали новые волнения среди ногайцев, и на их подавление был направлен А. В. Суворов. Многочисленные попытки А. В. Суворова заключить мир с ногайцами срывались, а набеги ногайцев на русские поселения всё продолжались. Тогда Суворов 1 октября 1783 г. напал на ногайцев, не ожидавших неприятеля.

Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю.

К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

После Крымской войны 1853-1856 годов ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Десятки тысяч человек были насильственно вывезены. Оставшиеся с Северном Причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии. Возле Кизляр кочевали караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джембойлукцы.

ТАРАКИ, тараклинцы – род ногайцев-найманов, из которых, вероятно, происходили служилые татары, потомки татарских мурз, осевшие в 1677 году на берегах реки Шелдаис ( ныне Спасский район Пензенской области).

В середине 19 века в деревне государственных (татар) и помещичьих (русских) крестьян Озерки ( Татарская Таракановка), основанной в 1677 году рейтаром Бикбулатовым, было 2 мечети и мусульманское училище. До 1975 года в состав Татарско-Шелдаисского сельсовета входила бывшая татарская деревня Пчелка (1959 год – 90 жителей).

Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

АбуМухаммад 16 Июня 2012г.
Ответить

Автор статьи сам себе противоречит 1. Праздник имеет глубокие корни и национальные традиции - сабантуй не когда не был праздником служивых татар прежде всего мишар так как они были своеобразным военным сословием на подобие казаков. у них не было времени работать на земле сначала из того что несли военную пограничную службу на валах и засеках и линиях , потом несли лашманскую службу по заготовки лесах для флота. а чуваши и мордва работали у служивых татар на земле. так же если посмотреть то же казы (колбаса из конины) более известа у мишар,казахов те есть у народов у которых жизнь...
Читать дальше

SamirAga 16 Июня 2012г.
Ответить

Преславен Аллаh. Это что, получается, что татары в родстве с монголами что ли ? Мне кажется здесь ошибка.

АбуМухаммад 16 Июня 2012г.
Ответить

Автор статьи сам себе противоречит 1. Праздник имеет глубокие корни и национальные традиции - сабантуй не когда не был праздником служивых татар прежде всего мишар так как они были своеобразным военным сословием на подобие казаков. у них не было времени работать на земле сначала из того что несли военную пограничную службу на валах и засеках и линиях , потом несли лашманскую службу по заготовки лесах для флота. а чуваши и мордва работали у служивых татар на земле. так же если посмотреть то же казы (колбаса из конины) более известа у мишар,казахов те есть у народов у которых жизнь...
Читать дальше

SamirAga 16 Июня 2012г.
Ответить

Преславен Аллаh. Это что, получается, что татары в родстве с монголами что ли ? Мне кажется здесь ошибка.

Яндекс.Метрика