Право собственности на Россию

Государственный ресурс привлекает своими возможностями

Государственный ресурс привлекает своими возможностями

Теги:





0
07 Октября 2013г. (02 Зу-ль-хиджа)
Представители светской общественности заявляют о культурном прессинге со стороны ультаконсервативных религиозных и монархических кругов, потребовавших запретить одну из известных картин Ильи Репина, на которой изображен Иван Грозный в припадке ярости убивающий собственного сына.



Соответствующее письмо группа граждан, в которую вошли историки, православные и общественные деятели, написали главе Минкультуры Владимиру Мединскому и директору Третьяковки Ирине Лебедевой, сообщает портал «Культурология». После чего Государственная Третьяковская галерея выставила возле драгоценного полотна охрану – на всякий случай.



Со своей стороны представители либерального сообщества, принявшие участие в программе «Культурный шок» на радио «Эхо Москвы», охарактеризовали подобные культорологические тенденции как «наступление православного фашизма».



Между тем, почти одновременно с письмом, обличающим художника Репина, официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил о праве православных защищать свою идеологию, в том числе и с использованием государственного ресурса.



Следует отметить, что многочисленные запреты классических произведений в России до сих пор касались в основном исламской литературы. Произведения русских классиков пока оставались неприкасаемыми, если не считать попыток творчески переработать сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде», в которой нелицеприятно описывался служитель православного культа. Атака на «Ивана Грозного и его сына Ивана» может положить начало новому тренду.



В обращении православных говорится: «В уникальном собрании галереи есть картины, содержание которых является клеветой на русское государство, русский народ, на благочестивых русских царей и цариц. Этим картинам не место в уникальном собрании живописных шедевров Третьяковки. Речь идёт в первую очередь о клеветнической, мерзкой и ложной по сюжету картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван».



Авторы обращения называют убийство царем Иваном IV своего сына клеветнической историей. По их мнению, это полотно – «неприкрытая клевета не только на Иоана Грозного, но на весь народ русский и православное самодержавие».



Судя по всему, авторы письма не являются почитателями творчества Репина. Они отмечают, что в «благословенные царские времена» художник приобщился к богоборческим идеям, стал поборником революции и начал пренебрежительно относиться к традициям православия. В качестве примера авторы обращения приводят её одно полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». По их мнению, это картина ни что иное, как отражение русофобского взгляда на русское духовенство и на православие.



В этой связи общественные активисты и историки просят Лебедевы и Мединского убрать картину, на которой царь Иван убивает своего сына, из выставочного зала Третьяковки в запасники пока не решат вопрос о судьбе полотна.



По мнению участницы программы на «Эхе Москвы» историка Ирины Карацубы, дело здесь – «в общем наступлении православного фашизма и в православно-государственнической идеологизации истории».



«С точки зрения истории это все полный бред от начала и до конца, – утверждает Карацуба. – Что Бойко (один из авторов обличающего Репина письма – IN) говорит, что его не убили, а отравили, потому что, когда исследовали костные останки, обнаружили повышенное содержание ртути, это просто анекдот. Потому что есть акт, подписанный многими профессорами, в том числе знаменитым Герасимовым, о том, что, действительно, в костных останках повышенное содержание ртути. Но ртуть в 16-м веке входила в состав многих лечебных препаратов, в том числе тех, которыми лечили от сифилиса. Как раз тот же самый акт костных останков выявил, что у царевича Ивана был сифилис 3-й степени».



По ее словам, «ни один серьезный историк ни 19 века, ни современный – ни Зимин, ни Флоря, ни Скрынников не сомневались в том, что царевич Иван пал от руки собственного отца».



То, что представители светской интеллигенции называют наступлением «православного фашизма», в самой церкви расценивают, как неотъемлемое право последователей данной конфессии защищать свою самобытность и противостоять идеологическим угрозам для православия, от кого бы они ни исходили. При этом в РПЦ не скрывают: для благого дела не грех использовать административный ресурс.



В своей статье с характерным названием «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», протоиерей Всеволод Чаплин, озвучивающий официальную позицию Русской православной церкви по общественно-политическим вопросам, заявил о законном праве православных использовать государственный ресурс для защиты своих святынь.



«Что же делать в этих условиях тем, кто хочет оставаться верным Писанию и учению святых, то есть Православию? – вопрошает в своей статье Чаплин и отвечает. «Прежде всего – свидетельствовать «во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Чтобы не дать заменить настоящего Христа фантомом, который принял бы и одобрил бы любой грех. Чтобы нас, православных людей, не лишили законного права и заповеданного Богом стремления защищать свои святыни и ценности, в том числе используя для этого наше государство. (Причем оппоненты сами от такого права отнюдь не отказываются, порой призывая на помощь чужие государства.)»



С учетом сегодняшних российских реалий развернувшаяся полемика – о правах одних групп, равно как и о том, в какой мере они затрагивают права остальных граждан, а также роли во всем этом государства – будут продолжаться и впредь. И каждый раз, когда суд вынесет очередной запрет на то или иное произведение, этот спор будет затрагивать новые, все более тонкие струны российского общества.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика