Просвещать, бороться, созидать

Ахмад Дидат

Эти строки посвящены Ахмаду Дидату, его огромной разносторонней религиозной и общественной деятельности. Но начать рассказ о нем мне бы хотелось со слов, сказанных Дидатом в своей книге «Библия о Мухаммаде»:

- Мы, мусульмане, не отрицаем, что Иисус был «Мессией», что на другом языке, собственно, и значит «Христос»... Мы не оспариваем пророчества, которые предрекают пришествие Мессии, и которыми, по утверждениям христиан, изобилует Ветхий Завет. Мы лишь говорим, что стих Второзакония, 18:18 не имеет в виду Иисуса Христа, но является точным и ясным пророчеством о святом пророке Мухаммаде...

В подтверждение этого тезиса Дидат привел в книге большое количество веских доказательств, в корне изменивших мышление тысяч людей во всем мире и ставших причиной их обращения в ислам.


Ахмад Дидат родился в 1918 году в городе Дурбан на юге Африки в семье портного. В то время Южная Африка переживала трагический период жестокого противостояния белого меньшинства и остального населения. Помимо Ахмада у его отца было еще три сына: Абдулла, Касим и Умар. Впоследствии Касим и Умар стали крупными бизнесменами; Абдулла в 1956 году поступил в университет Аль-Азхар в Каире, где произошло его знакомство с исламским движением. Вернувшись на родину, он совместно с единомышленниками создал организацию «Движение мусульманской молодежи», которая приобрела широкую известность в Южно-Африканской Республике.

Подобно другим небелым жителям Дидат десятки раз в день подвергался оскорблениям и притеснениям на улице, в транспорте, в школе, в магазине.

Успешно закончив начальные классы, Дидат перешел в среднюю школу, но, отучившись в ней два года, был вынужден пойти работать, чтобы помочь своей семье. Устраиваясь в маленький трактир, Дидат и представить себе не мог, что это заведение заменит ему университет, причем самого высокого уровня.

Трактир находился недалеко от католической духовной семинарии. Каждый раз, заходя в него, семинаристы и преподаватели не преминули издевательски поддеть мальчика: «Ты мусульманин?» – выкрикивали они, и не дожидаясь ответа, продолжали: «Твоя религия лжива», «твой пророк – лжец», «твое писание – ложь», «твое прибежище – огонь»... Это повторялось почти каждый день. Поначалу поведение христиан вызывало злобу у юного Ахмада, но затем он сказал себе: «Я должен разобраться, что есть истина, а что ложь». С этого времени мальчик стал каждый месяц откладывать из своей мизерной зарплаты небольшую сумму для покупки литературы.

Однажды ему попалась книга «Выявление истины» индийского богослова, которому также как и Дидату пришлось столкнуться с нападками на ислам со стороны церкви. На ее страницах автор отвечал на антиисламские выпады, а также на вопросы, которые ему задавали индийские христиане по поводу ислама. Впоследствии Дидат скажет: «Эта книга многому научила меня, я нашел в ней ответы на многие важные вопросы».

Следующим этапом в самообразовании Дидата стало изучение Евангелия. Ахмад приобрел несколько разных изданий Нового Завета и, сравнив их тексты, нашел там серьезные противоречия. «Какое из них верное?», – задавался он вопросом. Встречавшиеся ему разночтения юный Дидат аккуратно записывал на бумаге, чтобы затем представить их тем, кто ежедневно насмехался над ним в трактире. Реакция теологов из семинарии на вопросы проницательного юноши надолго запомнилась Ахмаду. «Они стояли как вкопанные, не зная, что сказать, – вспоминает Дидат. – Впоследствии никто из них уже не осмеливался попрекнуть меня тем, что я мусульманин».

Этот эпизод помог молодому Дидату четко уяснить для себя, что лучшая защита – это нападение.

По прошествии нескольких лет, когда Ахмад Дидат был уже сформировавшимся молодым человеком, он познакомился с Гулямом Хусейном Фанакой, южноафриканским промышленником и юристом, обладателем степени лиценциата по юриспруденции. Дидат и Фанака были очень схожи по характеру и мировоззрению, но главной их точкой соприкосновения было страстное желание служить Всевышнему Аллаху и мусульманской умме, подобно тому, как это делали пророк Мухаммад и его сподвижники. В лице своего нового друга и соратника Дидат получил надежную опору в деле исламского просвещения. Они вместе изучали исламские науки, а также углубленно занимались сравнительным религиоведением. К этому времени Дидат, который постоянно участвовал в диспутах с христианскими священнослужителями, развил у себя способности искусного полемиста.

Дидат и Гулям большую часть своего времени посвящали даавату. В 1956 году в Дурбане они зарегистрировали организацию «Даава» и в качестве ее представителей стали посещать церкви и христианские учебные заведения в городах и селах, объясняя людям противоречивость Евангелий и христианского вероучения.

Исколесив вдоль и поперек всю страну, Дидат со своим сподвижником совершили переворот в умах людей, изменив их понятия и убеждения. Кризис в церковной среде Южной Африки вышел на поверхность: сотни некогда убежденных христиан после бесед с Дидатом объявляли о своем переходе в ислам. Двери офиса «Даава» на одной из тихих улиц Дурбана не закрывались от наплыва посетителей со всех концов страны.

Знаменательным событием в биографии Дидата стало знакомство с бизнесменом из Кейптауна Салихом Мухаммадом, которому в городе принадлежала сеть магазинов. Кейптаун – торговый центр ЮАР, население которого состояло преимущественно из христиан. Город имел развитую инфраструктуру церквей и христианских учебных заведений. Что касается ислама, то, несмотря на то, что в Кейптауне проживала большая мусульманская община, статус мусульман в городе был невысок.

Стремясь как-то исправить положение, Салих Мухаммад пригласил Дидата в Кейптаун провести несколько диспутов с христианскими богословами. Первые же баталии мусульманского ученого со своими оппонентами вызвали огромный резонанс в обществе. На каждой такой встрече собиралась многочисленная публика, среди которой были крупные бизнесмены и государственные служащие. За короткое время Ахмад Дидат сумел завоевать умы многих здравомыслящих людей. Имя Дидата встало в один ряд с именем борца за свободу черного населения Нельсона Манделы, а Кейптаун стали называть «городом Ахмада Дидата».

Правящая в то время в ЮАР Националистическая партия, выдвинувшая идею апартеида, лояльно относился к общественной деятельности Дидата, поскольку религиозные проповеди шейха не касались политики. Дидат ненавидел апартеид, но главной целью для себя он считал призыв к исламу. Все свое красноречие, энергию и знания Дидат сконцентрировал на дебатах с теологами разных христианских конфессий. Всегда скромно одетый он своими неоспоримыми доводами заставлял христианских богословов в роскошных рясах и клобуках прерывать дискуссию и ретироваться уже через несколько минут после ее начала.

По словам самого Дидата, большая заслуга в том, чего ему удалось достичь, принадлежит его супруге – Хаве. С первого дня их совместной жизни она была ему настоящим другом и помощником. Деятельность Дидата требовала больших физических и эмоциональных нагрузок. Но всякий раз по возвращении домой, его ждал уют домашнего очага, созданный заботливыми руками жены.

В семье большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей, каждый из которых пошел своим жизненным путем, оставаясь при этом благочестивым мусульманином. Старший сын Дидата Ибрахим стал инженером в области электроники; другой – Юсуф – крупным бизнесменом.

Ахмад Дидат обладал качествами, которых зачастую недостает многим религиозным деятелям и проповедникам и без которых невозможно завоевать доверие и любовь окружающих. Как отмечают друзья и близкие, Дидат всегда был мягок, приветлив, терпелив, умел выслушивать собеседников, вежливо, но твердо отвечал на их вопросы, подчас сформулированные недостаточно корректно. Он всегда выполнял свои обещания, и практически никогда не опаздывал на встречи. Несмотря на огромную популярность, он вел себя на удивление скромно, никогда не излишествовал в еде и в одежде. Старенький «Фольксваген-жук» до самой болезни оставался его единственным транспортным средством. Дидат очень любил чистоту и порядок, его небольшой рабочий кабинет был всегда идеально прибран, книги аккуратно разложены по полкам, на столе никогда не было беспорядка.

Ахмад хорошо понимал, что начатая им работа по призыву в ислам через посредство научного диспута с богословами других конфессий, должна быть продолжена после него. Для этого было необходимо подготовить прочную базу. Со свойственным ему энтузиазмом и настойчивостью мусульманский ученый принялся за осуществление поставленной цели. Благодаря его усилиям, в ЮАР были открыты несколько учебных заведений и центров, среди которых главное место занял Международный центр исламского призыва (IРСI) в Дурбане, где используется методика Ахмада Дидата. Обучение в центре продолжается два года и состоит из восьми курсов. Преподавание ведут ученые и проповедники, многие из которых прошли школу Дидата и хорошо знают его лично. Получив образование в Международном центре исламского призыва, студенты (и студентки) из многих стран мира возвращаются на родину обогащенными глубокими знаниями ислама и самой современной методикой даавата.

Дидат осуществлял свою деятельность, не имея доступа к современным технологиям, телекоммуникациям, интернету и спутниковым телеканалам. Большинство из этого появилось потом, когда ученый уже был тяжело болен. Но несмотря на это, он своими выступлениями и диспутами с христианскими богословами совершил переворот в умах десятков тысяч людей, а его произведения, переведенные на многие языки мира, продолжают служить для нас маяком в бушующем океане ложных догм и предрассудков.

Будучи прикованным к постели, шейх Ахмад Дидат продолжал свое служение Аллаху, ежедневно отвечая на десятки писем и электронных посланий, давая ценные наставления и советы всем, кто обращался к нему.

Мне запомнились слова, сказанные мусульманским проповедником на страницах журнала «Муджтамаа». «Делайте все, что в ваших силах, чтобы донести Слова Аллаха человечеству». Просвещать, бороться и созидать. Это и есть главное наставление Дидата мусульманской умме.

IslamNews, «Современная МЫСЛЬ»
№ 10, октябрь 2002 г.


Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика