Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Путешествие в страну Башкорт

Музейная экспозиция знакомит с историей и культурой башкирского народа

Музейная экспозиция знакомит с историей и культурой башкирского народа

Теги:

4
06 Апреля 2012г.

С 26 по 28 апреля в Москве пройдут Дни Республики Башкортостан. Об этом сообщил ИА IslamNews полномочный представитель Полпредства РБ в РФ Рустэм Вильданов. В рамках мероприятия на площади перед Московским международным Домом музыки состоится презентация этнофольклора республики. Представители двух районов региона: Кугарчинского и Зианчуринского представят посетителям выставки историю, культуру, быт башкирского народа.





Как известно, Башкортостан на сегодня – один из значимых субъектов Российской Федерации. Расположен он в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Занимает 7 место в России по численности населения – более 4 млн. человек. В столице, городе Уфа, живет более 1 млн. человек.



Это многонациональный край. Здесь проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3% населения республики - русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. В регионе также живут чуваши, марийцы, украинцы, мордва и представители многих других национальностей.



Республика является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, одним из основных нефтедобывающих районов страны, центром химической промышленности и машиностроения.



История



Вообще, Башкортостан прошел длительный и сложный путь исторического развития. Башкиры - один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос в первой половине 1 тысячелетия н. э.



В X-XI вв. у них сложился определенный социально-экономический и политический уклад жизни. Кстати, сохранились многочисленные исторические предания о том, что в отдаленном прошлом основу башкирского этноса составил устойчивый союз 7 племен, а государственные образования возглавляли Башкорт-хан, Муйтен-бий, Майкы-бий, Мясем-хан, Джалык-хан.



Не случайно арабские авторы конца первого тысячелетия н. э. Саллам Тарджеман, Ахмед ибн Фадлан, Джейхани, Абу-заид Аль Балхи и другие писали о башкирах как о давно живущем на Южном Урале крупном этносе. Знаменитый персидский историк Рашид ад-дин упоминает о существовании до татаро-монгольского нашествия, наряду с такими странами, как Дешт-и-Кыпчак, Булгар, Русь, Черкес, и страну Башкорт, имея в виду территорию Южного Урала.



Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда.



После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.



В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства.



Активнейшее участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773-1775 гг. - крупнейшем в России антифеодальном движении под руководством Е. Пугачева. Весь второй этап восстания - с апреля до середины июля 1774 года - пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли.



Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Проявив себя талантливым военачальником, Салават Юлаев осуществлял руководство крупными очагами повстанческой борьбы, распространял пугачевские манифесты среди населения, снабжал армию Пугачева деньгами, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогервик (Палдиски, Эстония).



Культура и религия



Башкиры создали богатейший фольклор, отражающий наиболее существенные стороны своей жизни. Со времени принятия ислама развивались письменная духовная культура и своеобразная система образования. Через эту религию башкиры восприняли немало достижений восточных народов.



Интересно, что ислам начал проникать на территорию Башкортостан в Х-ХI вв. Уже в нач.ХIII в., по свидетельству Юлиана, башкирские ханы преданы Аллаху и пророку его Муххамеду. А в ХIV в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входили и башкирские земли.



Первым из «золотоордынской верхушки» принял ислам Береке хан, который царствовал в 1225-1266 гг. В ранг государственной религии возвел ислам Узбек хан (годы правления 1312-1342 гг.).



Началось строительство мечетей и медресе. Для мусульман Урала имело большое значение распространение арабского алфавита, на основе которого возникла новая письменность, впоследствии условно названная «книжный язык тюрки». На языке тюрки писались грамоты, ярлыки, шежере (генеалогические родовые записи), велась дипломатическая переписка, создавалась художественная литература.



В ХVII- ХVIII вв. шариат становиться важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений. Здесь справляются мусульманские праздники, получила распространение паломничество к местам захоронения святых (Хусейн-бека, Тура-хана).



По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское Духовное собрание (1788 г.) во главе с муфтием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (4) Версия для печати

Добавить комментарий

Туран ★★★
08 Апреля 2012г.
Ответить

Не надо противопоставлять татар и башкир.Эти народы близнецы-братья.Я одинаково люблю Татарстан и Башкортостан.Только объединенными усилия мы сможем добиться процветания народов наших республик. В единстве - сила, как сказал Ленин.

    TOTAR
    08 Апреля 2012г.
    Ответить

    ха-ха! какой Ленин который в кремле,что ли,которого до сих пор земля не принимает .может до него эти слова кто-то говорил ? да и вообще когда мы обсираем какую либо нацию мы забываем аят,что Аллах создал нации,что бы познавали друг друга в добре.лучше меня знаете этот аят.надо везде искать положительное хоть в нации,хоть в людях.этому нас учит религия.кто то пас скот,кто то занимался земледелием.не важно кем ты был важно кем ты стал,или станешь.Аллах нам дал шанс ,пока душа к горлу не подошла.

      Туран ★★★
      08 Апреля 2012г.
      Ответить

      Абзыкаем,несмотря на веления Аллаха народы никак не могут жить в мире, им обязательно нужно выяснять отношения друг с другом,навязывать свой образ жизни,ассимилировать одного народа другим.Кому-то это выгодно поссорить народы.

Rinat Piterski ★★
06 Апреля 2012г.
Ответить

Зачем вешать такие сказки, сочиненные Рахимовскими холуями лет 10 назад? У башкир не было никогда государства и они занимались скотоводством и жили в юртах. И татар там по количеству 1 850 000 человек, а башкир с насильственно обашкиреными татарами, чувашами, русскими не более 450 000. А если поскребсти, то там чистых "башкир" не более 100 000.
А ихний "герой" салават Юлаев по национальнсоти татарин.
Не было башкисркого государства, значит не было и ханов башкирских. Видимо ханами они называли главного чабана, так как они вели кочевой образ жизни и пасли скот....
Читать дальше