Рамадан на Ямале, где солнце не садится

В Тазовском районе Ямала. Тюменский краевед Ришат Рахимов во время экспедиции в район Карского моря

В Тазовском районе Ямала. Тюменский краевед Ришат Рахимов во время экспедиции в район Карского моря

Теги:





0
24 Июля 2012г. (05 Рамадан)
Мусульмане Крайнего севера Тюменской области постятся по трем временным параллелям: ямальскому, тюменскому и астанинскому. Ямало-Ненецкий округ растянут с севера на юг на 1230 километров, и если в южной части, граничащей с севером Ханты-Мансийского округа, солнце опускается на несколько часов за горизонт, то за полярным кругом стоят белые ночи – диск небесного светила на небе все 24 часа.



Звоню в Тазовский район, граничащий с Карским морем, за которым ледовитый океан, в самую северную на планете мусульманскую организацию, которая носит название “Марьям”.



-Ас-саламуалейкум, вас также с Рамаданом! – берет трубку имам Салават Муразымов. – Субхан Аллах, проявляем искренность, радуемся, что Аллах дал нам такой месяц очищения, как Рамадан.



Глава общины “Марьям” рассказывает, что мусульмане района постятся по тюменскому времени. (От Тазовска до Тюмени около 1800 км.). Пик солнцестояния – конец июня. Во второй половине июля солнце немного заходит за горизонт. Определить, насколько сейчас опускается оно невозможно: уже неделю из-за туч и облаков солнечного диска не видно совсем, в тундре непогода, пасмурно, идут дожди.



Таравих-намаз мусульмане поселка Тазовский проводят в помещении временного молитвенного дома в здании бывшего музея. Община мусульман, как и везде, интернациональная: много рабочей миграции, немало и ставших коренными во втором-третьем поколении этнических мусульман – потомки рабочих и специалистов, осваивавших в советское время нефтегазовый комплекс тюменского севера.



- Будем молиться по Тюмени, пока из Нового Уренгоя (там сейчас тоже постятся по тюменскому времени) не придет от муфтия Хайдара-хазрата Хафизова указание о переходе на местное время, – говорит имам Муразымов.



- Как движется работа по строительству мечети? – интересуюсь я.



- Получен кадастровый номер на землю, готовы техусловия, сейчас ждем разрешения на строительство, думаю, что после Рамадана приступим к работе.



- Интересно, где мусульмане Тазовского района берут овец на Курбан-байрам. Есть ли возможность разводить живность?



- Овец на Курбан возим с Уренгоя, а туда привозят с юга области. В тундре из живности только олени.



Мечеть Тазовского должна стать самой северной мечетью в мире. Размеры ее молитвенного зала составят 12 на 12 метров, для женщин предусмотрен балкон. Здание будет кирпичным, одноэтажным. МРО “Марьям” входит в состав РДУМ ЦДУМ Ямало-Ненецкого автономного округа.



Опускаюсь ниже по карте и звоню в город Надым, в мечеть “Азат Сафа”. Оказывается и здесь в период Рамадана ориентируются на Тюмень.



-У нас тоже белые ночи, – рассказывает имам Ильнур Нагимуллин. – Солнце заходит, но темнота не наступает, только сумерки, если поститься по солнцу, то уразу надо держать круглые сутки. Люди активно посещают таравих, записываются в очередь на проведение ифтара (ужина-разговения) в мечети. Тюмень – центр области, куда входит наш автономный округ, поэтому мы выбрали этот город. На Салехард, окружной центр.



Мусульманские организации Надыма и поселка Пангоды Надымского района – единственные общины правоверных на Ямале и в Тюменской области, входящие в состав ДУМ Сибири Омского муфтията. Обе мечети – “Азат Сафа” в Надыме и “Закиля” в Пангоды – построены депутатом городской думы, генеральным директором ООО “Надымгоргаз”, председателем общества тюркских народов “Васият” Азатом Сафиным. Мечеть в Пангоды названа в честь матери мецената, в Надыме – в честь самого благотворителя.



Иду по карте чуть ниже Надыма, звоню в город Тарко-Сале Пуровского района. Мобильный телефон имама Багмана Исмаилова оказывается вне зоны доступа. Набираю номер имама мечети следующего по карте вниз города Губкинский Капара Султанмутова.



-Ас-саламалейкум, всем братьям также передайте поздравление с наступлением Рамадана от мусульман Губкинского, – говорит имам Султанмутов. – Мы, Субхан Аллах, постимся уже по местному времени. Солнце заходит в половине одиннадцатого, около трех утра – сухур. У нас все нормально.



Имам Губкинского информирует меня, что мусульмане Тарко-Сале держат уразу по Астане, столице Казахстана, ближайшего мусульманского государства.



Мечеть Губкинского на берегу реки Пурпе входит в юрисдикцию ДУМ Азиатской части России. Построена она директором дорожно-строительной организации “АБС-Строй” Асланбеком Саламовым, который и является председателем местной мусульманской организации “Иман”.



Ниже по карте, в городах Ямало-Ненецкого автономного округа Муравленко и Ноябрьск также придерживаются местного времени, держат пост несколько дольше и встают на утренний сухур пораньше, чем единоверцы в нижних часовых параллелях.



Через несколько лет, инша Аллах, Рамадан придет в декабре месяце, когда на Ямале будут полярные ночи и солнце не будет появляться над горизонтом в течение 24 часов. Если следовать местному времени, то времени для поста не остается совсем, круглые сутки темно, и правоверные Крайнего севера также будут ориентироваться на Тюмень и Астану.





Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика