Ректор РИУ: Радикального подполья в Татарстане нет

Рафик Мухаметшин уверен, что кондовых салафитов среди татар практически нет

Рафик Мухаметшин уверен, что кондовых салафитов среди татар практически нет

Теги:






23
26 Июля 2012г. (07 Рамадан)
Покушение на религиозных деятелей стали полной неожиданностью для Татарстана, где, несмотря на наличие разных взглядов, никогда не было ярко выраженных идеологических конфликтов, и тем более каких-то организованных подпольных групп. Об этом рассказал ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в интервью изданию "Слон.ру".



"Никакого заметного конфликта нет. В отличие от Северного Кавказа грань между различными течениями здесь особо не прослеживается. Да, в Татарстане есть разные течения, но они не существуют в виде каких-то организованных групп. Это отдельные личности, они высказывают свои взгляды, но умеренно. В Татарстане нет организованного идеологического движения против традиционного ислама", – сказал Мухаметшин.



Религиозные разночтения, отметил Мухаметшин, связаны с отрывом общества от вековых исламских традиций. То же, что принято называть "традиционным исламом", на самом деле является наследием советского прошлого в виде полуграмотных бабаев, которые в отсутствие ученых проводили обряды в мечети.



"В девяностые годы, когда началось исламское возрождение, сюда приезжали преподаватели, открывали медресе, которые функционировали за счет зарубежных мусульманских организаций, – сказал ректор. – Мы все время говорим, что традиционный ислам в России имеет тысячелетнюю историю. Но в советское время мусульманское духовенство представляли необразованные бабаи, которые сидели в мечетях, да и сегодня сидят и для молодежи олицетворяют некую совокупность обычаев и обрядов. Влияние оттуда более привлекательно – это современные проповедники, образованные, которые хорошо знают арабский язык. И поэтому в обществе формируется иллюзия, что наши обычаи устарели, они далеки от ислама, а истинный ислам – вот он, на родине пророка Мухаммеда".



Что касается радикальных течений, о которых в последнее время сообщают некоторые СМИ, то, по словам Рафика Мухаметшина, в Татарстане объективно не существует предпосылок для их появления. Ярким свидетельством тому служит то, что даже идеологические отличия между различными представителями татарстанской уммы не приводят к отходу от практики ханафитского мазхаба. Таким образом, среди татар практически нет салафитов в полном смысле этого слова.



"Это (наличие идеологических разночтений. – IN) не доходит до формирования радикальных течений, просто акценты постепенно сместились в направлении нетрадиционных ценностей. Ситуация осложнилась еще тем, что произошло идеологическое слияние нескольких течений. Намаз они читают по ханафитскому мазхабу, а идеологически придерживаются салафитского течения. Полноценного кондового салафита, какие встречаются на Северном Кавказе, среди татар найти сложно. И когда спрашивают, мол, где ваши ваххабиты, я теряюсь, что ответить. Это феномен центральной России, а не только нашей республики", – пояснил руководитель вуза.



На фоне этого, подчеркнул он, теракт вызвал недоумение в татарстанском обществе.



"Все в недоумении после недавнего теракта. Когда мы говорим про радикализацию в обществе – это не только идеология, это и экономические проблемы, и нерешенные социальные вопросы. А мы знаем, что Татарстан – один из наиболее благополучных регионов, то есть социально-политической подоплеки для радикализации нет. Но и идеологических нет – Татарстан является наиболее толерантным регионом, где никогда не было межконфессионального противостояния. И я не думаю, что отдельно взятое событие станет толчком к радикализации", – сказал Рафик Мухаметшин.



Другой собеседник портала "Слон.ру", журналист и бизнесмен Ленар, полагает, что теракт в Казани стал вызовом для властей и общественности Татарстана.



"Это не татарстанская история, – объясняет он. – Тот теракт был ужасным оскорблением для президента Минниханова, для правоохранительных органов, для всех мусульман республики. Да у нас в Казани людей, которые два синхронных взрыва способны организовать, от силы сто человек, и все в силовых структурах работали…"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Muhammad Amin 18 Октября 2012г.
Ответить

Он говорит что в Багдаде все спокойно?))Кафиры и их слуги могут спать спокойно и оскорблять религию Аллаха?

YUSUF 29 Июля 2012г.
Ответить

Это дело больших политиков,которые хотят Татарстан прибрать в свои руки.

xalifat 28 Июля 2012г.
Ответить

в Казани радикального подполья нет, а есть радикальные силовые структуры, которые ради достижения свох целей могут пытать и насиловать.

muminka 27 Июля 2012г.
Ответить

"Теракт вызвал недоумение в татарстанском обществе", но не в мусульманском. Теракт был необходим для борьбы против ислама. Покушение на религиозных деятелей, появление экстремистов и террористов - все это звенья одной цепи. Все это направлено, чтобы не допустить развития мусульман, устрашить людей Исламом и мусульманами.

SamirAga 26 Июля 2012г.
Ответить

Как это нет !!! СобханАллаh !!! А кем был Абу Ханифа не саляфитом что ли? Значить и я саляфит.

YUSUF 29 Июля 2012г.
Ответить

Это дело больших политиков,которые хотят Татарстан прибрать в свои руки.

xalifat 28 Июля 2012г.
Ответить

в Казани радикального подполья нет, а есть радикальные силовые структуры, которые ради достижения свох целей могут пытать и насиловать.

muminka 27 Июля 2012г.
Ответить

"Теракт вызвал недоумение в татарстанском обществе", но не в мусульманском. Теракт был необходим для борьбы против ислама. Покушение на религиозных деятелей, появление экстремистов и террористов - все это звенья одной цепи. Все это направлено, чтобы не допустить развития мусульман, устрашить людей Исламом и мусульманами.

SamirAga 26 Июля 2012г.
Ответить

Как это нет !!! СобханАллаh !!! А кем был Абу Ханифа не саляфитом что ли? Значить и я саляфит.

Яндекс.Метрика