Ренат Беккин - об экономических взглядах Ибн Каййима ал-Джаузийи

news-BC6176ucUw
Ученик Ибн Таймийи Шамс ад-дин Абу Абдалла Мухаммад б. Аби Бакр, или Ибн Каййим ал-Джаузийа (1292–1350) анализировал в своих работах как общие вопросы, которые можно охарактеризовать как экономическую философию ислама, так и конкретные проблемы, с которыми сталкивалась и сталкивается мусульманская община: особенности ценообразования, преодоление пропасти между богатыми и бедными, толкование исламского запрета ростовщичества, роль закята в экономике и др.

Подобно своему учителю, Ибн Каййим не считал богатство пороком. Сам факт владения материальными ценностями не является, по мнению ученого, признаком милости Аллаха, равно как отсутствие каких-либо средств к существованию отнюдь не свидетельствует о недовольстве Всевышнего. Главное преимущество богатства, – вслед за ал-Газали и Ибн Таймийей полагал Ибн Каййим, – стоит в том, что оно позволяет верующему выполнять все предписания ислама, в том числе совершать такие недоступные для бедного человека действия, как паломничество (хаджж), строительство общественно полезных объектов, широкая благотворительная деятельность, вступление в брак и др. В качестве примера Ибн Каййим приводил биографии многих сподвижников Пророка Мухаммада и других признаваемых исламом пророков (Да’уда, Сулеймана), которые были весьма состоятельными людьми, что не мешало им добросовестно выполнять свои религиозные обязанности, подавая пример другим верующим.



Выступая за незыблемость частной собственности, Ибн Каййим считал, что право собственности может быть ограничено в интересах общества. Однако, если государство производит какие-либо действия, нарушающие или ограничивающие чье-либо право собственности, оно должно выплатить потерпевшей стороне соответствующую компенсацию.



Ибн Каййим разделял общепринятую точку зрения, что закят позволяет стирать границы и сглаживать противоречия между богатыми и бедными и фактически выполняет функцию ограничения права собственности отдельных лиц в интересах общества.



Ибн Каййим поясняет причину, по которой установлены различные ставки закята (20% – с сокровищ; 10% – с урожая, для получения которого потребовалось лишь возделывание и засеивание земли; 5% – с урожая, если потребовалось вложение большего труда, в том числе орошение искусственным способом; 2,5% – когда требуется продолжительный труд в течение года). Если бы была установлена единая ставка закята, – полагал ученый, – то это привело бы к утрате у людей стимула к работе. Подобные взгляды перекликаются со взглядами Ибн Таймийи.



Ибн Каййим подробно рассматривал вопросы, связанные с запретом ростовщичества (риба). По его мнению, в Коране ясно и недвусмысленно поставлен знак равенства между риба (ростовщичеством) и ссудным процентом, поэтому все рассуждения о допустимом и чрезмерном проценте с точки зрения шариата не имеют никакой силы. Равно как и всевозможные уловки, направленные на то, чтобы скрыть под другим названием ростовщические операции. В полном соответствии с ключевыми положениями и принципами шариата Ибн Каййим считал, что главное не то, как назван тот или иной контракт или в какую форму он облечен, а сама сущность и цели данного договора.



Будучи последовательным сторонником точки зрения, согласно которой деньги выполняют преимущественно функции средства обращения и меры стоимости, ученый отрицал за деньгами функции товара, опираясь на серию известных хадисов, где содержится запрет на обмен золота на золото, серебра на серебро, а также некоторых продуктов питания друг на друга в неравной пропорции. Ученый предлагал закрепить за деньгами функцию своего рода фиксированного ценового инструмента, не подверженного изменениям в его стоимости. В своих работах Ибн Каййим выступал сторонником биметаллизма.



Вместе с тем, отрицая возможность обмена золота на золото и серебра на серебро, Ибн Каййим допускает покупку золотых и серебряных изделий за золото и серебро соответственно, поскольку изделия из драгоценных металлов – это уже товар, в то время как золото и серебро как в слитках, так и в виде монет таковым не являются.



Обращая внимание на то, что продукты питания выполняют функцию обеспечения одной из важнейших потребностей людей, Ибн Каййим выступал противником их продажи в кредит, считая, что если позволить людям делать это, то они никогда не будут продавать продукты немедленно в надежде получить в будущем большую прибыль.



Ибн Каййим вслед за Ибн Таймийей рассматривал вопрос о справедливой цене. Справедливая цена – это, по его мнению, обычная цена, устанавливаемая посредством рыночных механизмов. В случае если таковая не была установлена с помощью рыночных механизмов, ее необходимо зафиксировать. Главной целью справедливой цены является поддержание справедливости среди членов общества и обеспечение руководства для властей в деле защиты людей от эксплуатации. В целом же Ибн Каййим развивает или почти дословно воспроизводит идеи, изложенные Ибн Таймийей в книге «Хисба в исламе».



При этом Ибн Каййим, как и многие его предшественники, описывал идеальную модель, а не то, что фактически имело место в эпоху, современником которой он был. Изучая различные аспекты экономики, он, в отличие от более ранних исламских мыслителей, уделял больше внимания проблемам сельского хозяйства, а не торговли. При анализе экономических вопросов Ибн Каййим руководствовался такими критериями, как справедливость (‘адл), общественный интерес (ал-маслаха ал-‘амма), используя метод мусульманской юриспруденции, известный как садд аз-зара’и‘(1) .



Ренат Беккин, к.ю.н., преподаватель МГИМО (У) МИД РФ



1 Суть садд аз-зара’и‘ состоит в том, что какое-либо дозволенное действие запрещается в случае, если оно может привести к недозволенным результатам.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика