Шпионы и Библия

За истекшие тысячелетия, несмотря на наличие спутников-шпионов и электронных средств слежения, мало что изменилось в практике спецслужб

За истекшие тысячелетия, несмотря на наличие спутников-шпионов и электронных средств слежения, мало что изменилось в практике спецслужб

Теги:




0
16 Октября 2009г. (26 Шавваль)
Шпионаж называют второй древнейшей профессией. Судя по Библии, так оно и есть. Если Священный Коран и Пророк ислама откровенно отрицательно относились к любым попыткам «подглядывать» и «подсматривать» за кем бы то ни было и считали все это весьма недостойным делом, то древние евреи на такого рода деятельность смотрели скорее положительно или, по крайней мере, как на необходимость. Так, в Книге Чисел Ветхого Завета /входящей в Пятикнижие Моисея, называемое евреями Торой/ Моисей и Иисус Навин выступают в роли руководителей разведки. А в Новом Завете римляне используют Иуду в качестве агента в стане Иисуса Христа, которого он в итоге предает.



Первая ссылка на шпионаж приведена в Книге Бытия /42:9/, где правитель Египта Иосиф, второй после фараона человек на этой земле, встречается со своими братьями, которые не узнают его. «Откуда вы пришли?» – спрашивает он. «Из земли Ханаанской, купить пищи», – отвечают братья. «Вы соглядатаи, – обвиняет их Иосиф. – Вы пришли высмотреть наготу земли сей». Под «наготой» он подразумевает слабые места вдоль северо-восточной границы Египта – самый уязвимый в военном отношении участок. Поэтому естественно, что любое появление чужаков в той местности квалифицировалось как попытка шпионажа.



Первое описание разведывательной миссии приводится в Книге Чисел /13/. Глава начинается словами: «И сказал Господь Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите…»



Моисей выбирает по одному представителю из всех 12 колен и посылает их в разведку в Землю обетованную на 40 дней. При этом он уточняет приказ:

«…пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет?..» /Числа, 13:18-21/.



В своей деятельности Моисей сталкивается с проблемой, которая хорошо знакома современным руководителям спецслужб: возвращающиеся агенты приносят ему противоречивую информацию. Некоторые из них говорят, что в земле той живут исполины и поэтому выступают резко против военного похода. Только двое из двенадцати соглядатаев рекомендуют вторжение. Испугавшись сообщений о силе жителей земли той, иудеи впадают в панику. И тогда Господь решает наказать их, не допуская к Земле обетованной в течение 40 лет, «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю» /Числа, 14:34/.



Одна из разведывательных миссий не удалась. Арада, царь Ханаанский, захватил нескольких людей Моисея и, как это часто случается, их удерживали в плену и, по всей видимости, крепко допрашивали. Очевидно, свобода им была возвращена после того, как израильтяне захватили ханаанские города /Числа,21:1 – 3/.



После смерти Моисея на смену ему приходит Иисус Навин и берет в свои руки помимо прочего руководство шпионскими операциями. «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон» /Иисус Навин, 2:1/. Эти представители второй древнейшей профессии находят приют в доме представительницы первой древнейшей профессии – блудницы Раав. Осведомитель доносит об этом царю Иерихонскому, и тот велит Раав выдать шпионов. Она говорит, что израильтяне действительно останавливались у нее в доме, но ушли, успев выскользнуть за городские ворота перед самым их закрытием. Люди царя бросаются в погоню, а Раав тем временем отводит шпионов на крышу и укрывает их под снопами льна.



Позже, получив заверения в том, что ни ее, ни ее семью израильтяне не тронут, когда возьмут город, она «спустила их по веревке чрез окно; ибо дом ее был в городской стене…» /Иисус Навин, 2:15/. Перед уходом шпионы велят ей повесить в этом окне красный лоскут, который послужит знаком для израильтян, что этот дом трогать нельзя. После этого шпионы разведывают обстановку, возвращаются к Иисусу и рассказывают обо всем. Иисус, основываясь на их сведениях, нападает на Иерихон. Дом с красной тряпкой, как и было уговорено, израильтяне не тронули. /Любопытно, что во время гражданской войны в Америке северянам помогало одно тайное общество, члены которого носили в качестве своего опознавательного знака красный шнурок; общество прозвали «Красными шнурками»/.



Специалисты американского ЦРУ однажды решили ради забавы исследовать «шпионский вопрос» в Библии. Результатом стал поначалу засекреченный отчет, автор которого сделал акцент на различиях в разведывательных операциях, которыми руководили Моисей и Иисус Навин. Главное из них заключалось в разных методах, которыми пользовались шпионы для передачи собранных ими разведданных. Шпионы Моисея говорили о них публично, провоцируя в народе панику. А соглядатаи Иисуса докладывали только своему начальнику. Автор отчета пишет, что ситуация, с которой столкнулся Моисей, очень напоминала ту, в которой оказалось американское разведывательное сообщество после того, как за ним был установлен надзор со стороны Конгресса.



«Операции Моисея, проводившиеся непрофессионалами и довольно открыто, – отмечается в отчете ЦРУ, – привели к ослаблению власти Моисея, потере у людей уверенности в своих силах, и навлекли на себя кару Божью, распространенную на весь народ. Операции Иисуса, напротив, велись тайно и профессионально и привели к общенациональному возвышению». И потом, добавлял автор отчета, перед Иисусом «не стояло проблемы надзора со стороны, и ему не приходилось ломать голову над тем, как подстраивать разведку под политику».



В другой библейской притче речь идет о предательстве со стороны женщины, выполнявшей роль тайного агента. Когда Самсон отправился в Газу и пришел к блуднице, она донесла на него властям, и у городских ворот Самсону устроили засаду. Но он вырвал ворота из земли и забросил их на гору. И все же ему не удалось уйти от своей судьбы: быть преданным женщиной. Самсон влюбился в красавицу Далилу, которую послали специально с тем, чтобы она соблазнила грозного силача /в КГБ такие операции назывались «ловлей на живца»/. За предательство Самсона филистимляне заплатили ей 1100 монет серебром. Потеряв из-за любви бдительность, Самсон признался ей, что секрет необыкновенной силы кроется в его волосах. Далила и ее прятавшийся в комнате сообщник подождали, пока он заснул, а затем остригли ему волосы. Самсон ослабел. Филистимляне выкололи ему глаза и заключили в тюрьму. После того как волосы вновь отросли, Самсон покончил с собой, обрушив себе на голову дом, в котором, помимо него, были еще тысячи врагов /Книга Судей, 16/. Таким образом, его можно считать как первым мучеником, так и первым террористом в истории.



В Новом Завете использование Иуды в роли «крота» являет собой типичный пример шпионской операции в римской колонии: правители нанимают в агенты местных жителей, которые не имеют языкового барьера и способны растворяться в толще народной, не привлекая к себе лишнего внимания со стороны окружающих.



Об одной из шпионских миссий повествует апостол Павел, говоря о загадочных «лжебратиях», скрытно приходивших «подсмотреть за нашею свободою,… чтобы поработить нас…» /Послание к Галатам, 2:4/.



Очевидно, что за истекшие тысячелетия, несмотря на наличие спутников-шпионов и электронных средств слежения, мало что изменилось в практике спецслужб, и сегодня практически в каждой религиозной общине, как и прежде, продолжают действовать всякие «лжебратья», посланные для того, чтобы «подсматривать» и «подглядывать» и, в конце концов, «поработить нас». И весьма сомнительно, что подобная ситуация может измениться в обозримом будущем.

Автор: Валерий Петров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика