Салафийя: расстановка акцентов

Салафиты в Германии. «Салафийя» - это не только и не столько борода и традиционные арабские одежды...

Салафиты в Германии. «Салафийя» - это не только и не столько борода и традиционные арабские одежды...

Теги:






28
30 Сентября 2013г. (25 Зу-ль-када)
Бесспорно, в наши дни такие понятия, как «салафизм», «салафиты»,что называется, на слуху. Связаны они, в первую очередь, с событиями из современной истории мусульманской религии, что понятно. Но одновременно, «салафизм» получил очевидно негативную коннотацию как в медиа-, так, к сожалению, и в академическом обиходе, как синоним фундаментализма, экстремизма и даже терроризма, проявляемого со стороны некоторых кругов, определяющих себя как «исламские». С точки зрения вовсе даже не апологетики, а просто здравого исследовательского смысла это представляется неправильным да и несправедливым, и мы попытаемся показать это в данной небольшой статье, но на большом сравнительно-историческом фоне.



Энциклопедические издания определяют «салафизм», или «салафийя» (что более близко к изначальному арабскому звучанию), как направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных ученых и деятелей в разное время выступавшие с призывами ориентироваться и опираться на образ жизни и вероучительную практику ранней уммы, на праведных предков (араб. – ас-салаф ас-салих) и считавшие все более поздние нововведения и размышления, начиная с таких фундаментальных, как наличие скрыто-аллегорического смысла в аятах Корана, «бида’ а» – нежелательными нововведениями в молитвенно-ритуальной и не имеющими обоснования в аутентичной пророческой традиции ислама. То есть, речь идет об интерпретации религии в том виде, как она понималась во времена Пророка Мухаммада, «праведных халифов» и в годы, когда еще живы были последние сподвижники Пророка. Существует также и более широкая трактовка «салафизма», как обращение к прошлому, к тому, что предшествует (араб – салаф) нынешнему.



Традиционно, исследователи, внешние по отношению к исламу, возводят истоки «салафийи» к жизни деятельности Мухаммада ибн Абд уль-Вахабба (1703-1792 г, Аравия). Вытекающее из этого часто некорректное и при этом полное отождествление «салафии» и пресловутого «ваххабизма» стало основной причиной нынешнего негативного смысла этого понятия, а также манипуляции им как публицистического и академического, так и, к сожалению, юридического характера.



Действительно можно согласиться с тем, что личность и труды именно этого деятеля дали толчок импульсу салафитского течения в новое и новейшее время, хотя истоки «салафийи» исторически куда более глубинны. Обращение к «традиции праведных предков» как основе для интерпретации ислама были делом жизни для таких значимых улемов XIV века, как Ибн Теймийя (ум. 1328 г.) и ибн аль-Кайим (ум.1350г). Уже тогда определение «салафи» применялась к улемам более раннего времени, а, также к великим имамам – основателям мазхабов, таким как Ибн Ханбал (ум.855 г), почитаемый сторонниками этого течения, как «имам ахль ас-Сунна» и имам аш-Шафии. В этот список вполне правомерно может быть зачислен также и имам Малик ибн-Анас, поскольку его главным принципом было обращение к традиции Медины, исторически и географически наиболее близкой к Пророку и его сподвижникам. И, в конце концов, имеется хадис, приводимый у аль-Бухари: «Абдаллах Ибн Умар рассказывал,что Посланник Аллаха говорил: Я – лучший салаф (прародитель. предок) для вас, а люди моего поколения станут лучшими, после них идут те, кто приходит после них, и их наследники».



Всю многовековую, сложную и часто драматическую историю авраамических монотеистических религий можно свести к достаточно простому и понятному алгоритму: изначальное монотеистическое откровение – отход от него в язычество, или подмена его первоначально смысловой ясности спекуляциями несовершенного человеческого разума, часто происходящими из иной духовной культуры – восстановление через божественных посланников изначальной чистоты Единобожия с последующим возникновением качественно новой религиозной культуры. А далее все вновь повторяется по кругу.



Примером тому может служить вся история ветхозаветных иудеев от Моисея-Мусы до Исы-Иисуса. Когда пришел Иса, большинство иудеев были фарисеями или саддукеями, соблюдающими разнообразные, порой противоречивые традиции устного и письменного иудейского закона, но при этом часто даже не верящие в Бога. Иса призвал возвратиться к изначальной пророческой традиции, провозглашающей чистую индивидуальную веру в Единого Бога, но историческое христианство, выйдя за культурные и географические рамки иудаизма, подверглось сильнейшему влиянию языческой по сути, греко-римской философии. Мало того, уже на четвертом веку своего существования, плоды этих самых заимствований стали непререкаемой догмой созданной церкви, наравне со Писанием. В результате возникло учение о пресловутой «Троице» и Исе-Иисуса как самом Боге, не имеющего оснований в самом христианском Писании, в том числе даже тех евангелиях,что признаны церковью законными каноническими.Потребовалось шестнадцать столетий, чтобы в мировом христианстве возникло мощное движение реформации, лозунгом которого был возврат от сугубо человеческих преданий, догматов и ритуалов к духу и букве изначальной Библии Ветхого и Нового завета.



Итак, то что мы знаем как «салафийя» в исламе, это своеобразный тренд «возвращения к истокам», имеющийся в каждой из монотеистических религий и носящий вполне объективный и органичный для нее характер. Не будем также забывать, что откровение Ислама пришло именно в тот исторический момент, когда изначальное Единобожие как в иудаизме, так и в христианстве оказалось похороненным под ворохом интерпретаций и концепций и потребовалось возвращение к его изначальной чистоте и целостности. Христианская церковь была поражена фактической внутренней войной (далеко не всегда бескровной) вокруг никак не связанного с учением Исы аль-Масиха учения о соотношении Божественной и человеческой природы в нем, а в иудаизме (на аравийской земле, в частности) сами иудеи часто выдавали за истинное Писание позднейшие комментарии к нему, в V-VI веке у них сформировался Талмуд, часто собой подменявший изначальную Тору (Таурат) пророка Мусы.



Но в отличие от других религий «возвращенчество к истокам» в исламе существовало с первых веков, и всегда было довольно значимым, несмотря на всю его драматичную историю. Тому способствовало два главных обстоятельства. Первое – Кораническое откровение есть непосредственное Слово Всевышнего, ясно, четко и однозначно обращенное к человеку и человечеству, в отличие от иудео-христианской Библии, представляющей собой свод исторических и нравоучительных книг, где прямое слово Бога присутствует в немногих местах (например, все библейские пророки до Исы-Иисуса говорили все же от собственного имени, даже, несмотря на то,что в такие моменты были водимы Святым Духом. В Коране ясно и четко говорится о цели творения и религии – поклонении ( Коран 51:56), поэтому именно строгое Единобожие, следование Его законам является определяющим фактором духовной силы ислама. Главная цель, куда должен направляться потенциал человеческого разума – это обеспечение «халифата», в смысле владычества человека над сотворенным миром, пользование им, через создание соответствующих морально-этических и правовых норм. Вот почему «богословие» ислама – это в первую очередь хадисы и право – шариат, фикх, в отличие от иудейско-христианской религиозной мысли, веками пытающейся несовершенным человеческим разумом описать и объяснить запредельное ( не случайно сторонники «салафийи» в Индии именуются «ахль-аль-хадис» (люди хадисов). Эти тенденции, конечно же, имели место и в исламе через некоторые направления «калама», “бида' а», но никогда не становились доминирующими, именно потому,что всегда оставался понимание таухида как необходимой первоосновы, на фундаменте которой зиждется все здание религии ислама, то, что и можно обозначить как «салафийя».



Второе – хвала Аллаху, ислам избавлен от церкви как сакрального института необходимого для полноты вероисповедания, что позволило не поставить на один по значимости уровень изначальное откровения и его последующие интерпретации людьми, пусть образованными, авторитетными, но все же людьми. И это тоже способствовало тому, что идея ориентации на изначальную традицию в исламе существует и в наше время.



Наверное лучшим, наиболее правильным и полным определением «салафии» будет не течение или «религиозная школа», а методология, способ интерпретации ислама. Только так это понятия наполняется присущим ему широким значением, а не превращается в негативный и часто неоправданный политический ярлык. Сегодня, когда наиболее актуальной для всемирной уммы является переосмысление самой себя и переоценка ценностей, «салафийя» может быть востребована именно как методология, способ применения изначального Откровения и традиции эпохи пророка и его сподвижников к различным историческим условиях и тем самым сохранение подлинной религиозной идентичности. В этом смысле в каждой конкретной ситуации «салафийя» может реализовываться в различных социально-политических форматах, причем пресловутый т. н. «джихадистский» отнюдь не является определяющим.



Возьмем, к примеру, Египет, где «салафийя» cегодня становится реальной и сформированной политической силой. Сегодня в стране четыре партии, идентифицирующие себя, как салафитские – «ан-Нур», «аль-Ватан», «аль-Асала», и «Ар-Райя». Из них только «аль-Ватан» призывает к прямому введению шариата в качестве основного закона страны и даже выступает против ст.2 конституции 2012 года, поскольку считает, что дефиниция « принципы шариата» ограничивает сферу его применения. При этом партия поддерживает свободу вероисповедания, и даже приветствует вступление в нее.. коптов. Остальные же партии говорят более мягко об «использовании шариата в национальном законодательстве».Только «аль – Асала» выступает против предоставления коптам избирательных прав. В сфере экономики программные принципы всех четырех партий также разнообразны. «аль-Асала» и «аль-Ватан» делают упор на возвращение Египту его былой роли в региональной торговле и международных экономических связях, развитию инвестиций и научных исследований в сфере сельского хозяйства прежде всего, то «ан-Нур» и «ар-Райя» выносят на повестку дня также вопрос экономического равенства и перераспределения материальных благ. «Ан-Нур» также делает особенный акцент на развитии исламского банкинга и отказе от зарубежной помощи и кредиты. Таким образом, «салафитские» политические силы вовсе не предстают перед нами какими-то замшелыми ретроградами, зовущими в уже далекий VII век, а совсем даже не лишены политического реализма.



Нынешняя «арабская весна», и египетские события в особенности, повлекли и еще повлекут за собой перестройку в рядах исламских политических сил и некоторое смещение идеологических полюсов их рамках. Известно, что «Братья-мусульмане» пытались опираться на идеологическую матрицу сочетающие элементы «салафизма» и «суфизма» (хотя суфизм, наверное, не лучшая основа для политической доктрины). Вполне возможно, что в этой перестройке «салафитское» начало будет играть большую роль, возможно больше элементов «салафийи» как «методологии» возьмут на вооружение и обновленные «Братья-мусульмане». Ведь демонстрируют же страны Аравийского полуострова совместимость салафитской версии ислама и вполне динамичного социально-экономического развития , хотя и соотношение между этими двумя составляющими не всегда и не везде однозначно.



В целом, вполне возможно, что «салафийя», будучи по определению обращенной в прошлое, вполне возможно станет, в определенной мере, и будущим ислама.



Автор: Исмаил Валерий Емельянов, историк

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

R***ullah 03 Октября 2013г.
Ответить

С удивлением для себя обнаружил что по многим вещам рассуждал как салафит в силу своего материалистического взгляда на Вселенную (если проще в трехмерном объемном измерении ) хотя были мысли что измерений может быть намного больше .По мере изучения Ислама начал понимать что ашарито матудудитская акыда намного глубже и правильнее дает представление о нашем Мироздании . Аллаху Алим .

forrum2008 01 Октября 2013г.
Ответить

Каждый хочет называться настоящим саляфом, но все понимают это по разному. Партии преследуют свои партийные цели.

Ахмад 01 Октября 2013г.
Ответить

Кто мне даст ссылку на хорошую статью про имамов Абуль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Мансура аль-Матуриди,а то одни их ругают,другие хвалят.Не могу разобраться,кто прав и кто нет.

nursafar 30 Сентября 2013г.
Ответить

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: “Основа призыва саляфии держится на трех опорах: Священный Коран, достоверная Сунна, и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб’иун) и следующих за ними. И причиной заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!” См. “Маджалля аль-Асаля” № 23.

R***ullah 03 Октября 2013г.
Ответить

С удивлением для себя обнаружил что по многим вещам рассуждал как салафит в силу своего материалистического взгляда на Вселенную (если проще в трехмерном объемном измерении ) хотя были мысли что измерений может быть намного больше .По мере изучения Ислама начал понимать что ашарито матудудитская акыда намного глубже и правильнее дает представление о нашем Мироздании . Аллаху Алим .

forrum2008 01 Октября 2013г.
Ответить

Каждый хочет называться настоящим саляфом, но все понимают это по разному. Партии преследуют свои партийные цели.

Ахмад 01 Октября 2013г.
Ответить

Кто мне даст ссылку на хорошую статью про имамов Абуль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Мансура аль-Матуриди,а то одни их ругают,другие хвалят.Не могу разобраться,кто прав и кто нет.

nursafar 30 Сентября 2013г.
Ответить

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: “Основа призыва саляфии держится на трех опорах: Священный Коран, достоверная Сунна, и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб’иун) и следующих за ними. И причиной заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!” См. “Маджалля аль-Асаля” № 23.

Яндекс.Метрика