Сергей Комков: «школа перестала притягивать детей»

news-V4DhRW2EX6
Недавно в Живом журнале обсуждалась тема матерщины среди детей и подростков в соцсетях. Специалисты бьют тревогу: кибер-реальность, придуманная взрослыми и отражающая их мир, все более активно вторгается на территорию детства. В итоге, дети попадают во взрослый мир с его законами гораздо раньше, чем их "отсталые" предки, и начинается форменная анархия. О последствиях интернетизации для подрастающего поколения в интервью ИА IslamNews рассуждает ведущий российский эксперт в области образования, ученый, публицист, писатель, автор более 200 статей по проблемам образования и социально-политического развития России и десятка книг Сергей Комков.



- Сергей Константинович, о последствиях тотальной интернетизации уже сказано немало. Звучат доводы и за, и против. Одна из проблем состоит в том, что дети из всемирной паутины узнают "все лучшее", созданное взрослыми, и перенимают этот опыт. Вот, например, недавно в ЖЖ обсуждались девочки 8-9 лет, матюгающиеся не хуже пьяного слесаря. На фотографиях – ангелы, а вскрыли их переписку – нечеловеческий кошмар. И самое занятное: видимо, религиозный компонент в образовании, о котором вы говорили в нашей предыдущей беседе, как-то сказывается, потому что матерную тираду девочки заканчивали фразой "пусть проклянет тебя Господь".



Проблема матерщины в школе была всегда. Я ее решал по-своему. В первые же полгода своей работы открыл огромную массу всевозможных секций, кружков, студий, клубов. И у нас вопрос решался просто. Проматерился – сегодня на занятия секции не приходишь, нам с тобой рядом находиться неудобно, в следующий раз подумай. Я сам вел секцию карате, у меня были самые трудные ребятишки, как только кто-то матюгнулся, я говорил – все, у тебя сегодня выходной. Ты мне неприятен.



- Думаете, на современных детей это подействует? Вот если вы у них пригрозите бутылку пива отнять или сигарету – испугаются.



Нет, напрасно так думают. Вся беда школы сейчас в том, что она практически утратила свою воспитательную функцию, перестала ребят занимать интересными делами, перестала быть притягательным центром для детей. Ребенок должен в школу бежать с радостью не потому, что там уроки, а потому, что там, помимо уроков, еще много интересного. Если школа будет притягательным центром, можно найти механизмы воздействия. Если нет – можете делать что угодно, угрожать, отнимать, ставить на голову этого ученика, лупить его – это все бессмысленно. Надо найти такие варианты воздействия на ребенка, которые бы для него были ценными. Когда он понимает, что лучше не говорить нехорошего слова, а то лишится интересной поездки, занятия, доступа в лабораторию, к конструктору. Этого, к сожалению, сегодня школа не дает. Отсюда мы и получаем то, что получаем.



- Ну, лишили его доступа в химический кружок, а он пришел домой, взгромоздился в Ю-тьюб или в Одноклассники, и проблема решена! Альтернатива-то есть!



Все равно, никакой интернет не заменит нормальной развивающей деятельности. Я на примере Чехии, Германии, Словакии скажу. Тут такая же ситуация. Интернетизация нигде не прошла бесследно. Здесь тоже дети сидят в интернете, но: здесь настолько развита эта система развивающей деятельности, что дети бегут спортом заниматься, в хоккей, в футбол играть, на байдарках, на велосипедах ездить, музыкой заниматься, изобразительным искусством. Их надо же вынимать из этой интернетовской среды. И чем меньше они будут сидеть в интернете, тем меньше они будут владеть "олбанским языком", который Дмитрий Медведев в свое время даже пытался узаконить. В 2009 году он на одном из правительственных заседаний внес предложение: мол, поскольку нам все равно приходится с этим языком сталкиваться и все школы подключены к интернету, может, нам хотя бы факультативно ввести в школе изучение «олбанского языка»? Слава Богу, этого делать не стали.



Но вообще, когда началось массовое подключение всех школ к интернету, я был одним из тех, кто выступил против. Мы сразу заявили, что ни к чему хорошему это не приведет – интернет не наполнен учебными программами до такой степени, чтобы подключать к нему каждую школу, лучше потратить эти деньги на дополнительные спортивные залы, мячики, нормальные ворота, чтобы они не падали на головы и не убивали детей. А эти огромные средства потратили на подключение к интернету.



- Вы уверены в том, что "реальная жизнь" сможет конкурировать с виртуальной?



Конечно. Живая деятельность, жизнь всегда возьмет свое. Ребенок все равно требует двигательной активности. Посидеть в интернете он может полчаса. Конечно, если у него нет никакой альтернативы, он будет сидеть там до опупения. И будет изнурять себя. Кстати, это привело к тому, что у нас в стране – да и не только у нас – выросло такое явление, как инсульт, связанный с компьютерами. Когда человек очень долго находится у компьютера, у него возникает нарушение кровяного обращения в мозгу. Появилось огромное количество случаев инсульта, полученного именно в результате злоупотребления компьютером, как следствие мозгового и зрительного перенапряжения. Врачи говорят, что ребятишек надо спасать. В США, кстати, к этому относятся очень серьезно – там в школах есть специальные "интернет-няни", которые приставлены к компьютерным классам и жестко следят за тем, чтобы дети не злоупотребляли компьютером и интернетом.



- И там же вроде бы есть программы, когда у особо зависимых подростков отнимают мобильники, сажают всех в лодку и насильно увозят на природу?



Да, есть и такое. Причем, это не только в Америке, это и в Европе практикуется. Называется «психологическая реабилитация». Это касается не только школьников. У всех, проходящих курс «психологической реабилитации, действительно, отбирают мобильные телефоны и увозят в лес. В России такого, к сожалению, пока нет. А пора бы и нам заняться «психологической реабилитацией» наших подростков.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SamirAga 08 Июля 2013г.
Ответить

Дети перестают тянуться к знаниям. Этого то и добивается «Мировое правительство» от России. Да и не только от России. Однако мы мусульмане должны твердо внушать детям, что даже простая сельская школа, по своей значимости, превосходит даже Священную Каабу.

SamirAga 08 Июля 2013г.
Ответить

Дети перестают тянуться к знаниям. Этого то и добивается «Мировое правительство» от России. Да и не только от России. Однако мы мусульмане должны твердо внушать детям, что даже простая сельская школа, по своей значимости, превосходит даже Священную Каабу.

Яндекс.Метрика