Светский путь развития в Узбекистане дискредитирован - эксперты

Общественное сознание узбеков было настолько насыщено символами Ислама, что энергии такого заряда без особых трудностей хватило на целый век атеизма и секуляризма

Общественное сознание узбеков было настолько насыщено символами Ислама, что энергии такого заряда без особых трудностей хватило на целый век атеизма и секуляризма

Теги:





3
29 Сентября 2010г. (20 Шавваль)
Новое аналитическое исследование, посвященное политике правительства Узбекистана в отношении религиозности и возможных перспектив развития ситуации, опубликовала Экспертная рабочая группа (ЭРГ) – некоммерческое и негосударственное аналитическое объединение независимых экспертов Узбекистана,.



Исследователи исламского фактора в Узбекистане утверждают, что исторически, до установления здесь советской власти, общественное сознание узбеков было настолько насыщено символами Ислама, что энергии такого заряда без особых трудностей хватило на целый век атеизма и секуляризма. Если сравнивать узбеков с народами соседних по Центральной Азии стран, то разница между ними очевидна. По сравнению с другими этническими группами региона, узбеки, а также таджики, с точки зрения религии, показали себя более консервативными.



Мусульманское население Узбекистана гордится тем, что из шести великих имамов – мухаддисов Ислама, некоторые являются выходцами из территорий современного Узбекистана (Бухари, Тирмизи). Здесь жили многочисленные знаменитые ученые, государственные деятели, мыслители, которые способствовали развитию исламской мысли. Исторически, государственный строй всех империй, ханств, эмиратов, которые существовали на территориях современного Узбекистана, был основан на Исламе и шариате.



Будет корректным сказать, что узбекское общество – общество традиционное. Вместе с тем, традиция, как устойчивая, повторяющаяся привычка, была сформирована именно под воздействием Ислама.



Сейчас очевидно, что светский путь развития, под руководством правящего политического режима с авторитарным характером, существенно дискредитирован.



Под напором социально-экономических проблем, а также из-за нарастания ощущения морально-нравственного кризиса, в узбекском обществе нарастает тяга к Исламу, и для этого необходимы только благоприятные условия.



Мусульмане всегда рассматривали Ислам как идеологию социальной справедливости, и такое восприятие, несомненно, существует также и в сознании мусульман Узбекистана. Уже сегодня можно прогнозировать, что в пост-каримовской эпохе Узбекистана социально-политический статус Ислама будет пересмотрен. Можно полагать, что это не будет моментальный, быстрый процесс пересмотра, скорее всего он станет постепенным и длительным явлением.



По мнению социологов, каждый регион Узбекистана по-своему воспринимает роль Ислама в современных условиях: жители Ферганской долины и столицы склонны рассматривать Ислам как социально-политическую доктрину, призванная регламентировать жизнь населения. Однако западные и южные регионы страны воспринимают эту религию как традицию предков.



Социологические опросы более полно раскрывают текущее состояние общественного мнения, в нем отражаются только те позиции, которыми респонденты предпочитают поделиться с интервьюерами.



Вместе с тем, в условиях Узбекистана респонденты не всех регионов могут откровенно излагать свои искренние позиции (то есть, шкала искренности в условиях Узбекистана от региона к региону отличается). Тем не менее, весьма интересны сведения о самоидентификации жителей этой страны. Например, 82,2 % респондентов, проживающих в Хорезмском, 68,1 % – в Наманганском, 63,6 % – в Самаркандском, 61,1 % – в Андижанском и 59,5 % в Ферганском вилоятах республики на первое место в своей идентификации ставят то, что они мусульмане, и лишь затем представители какого-либо этноса или обитатели определённой местности. В среднем ещё 31,2% опрошенных по разным областям Узбекистана считают этническую и религиозную принадлежность неразделимыми.



Исследователи обращают внимание на то, что в стабильные для мусульман годы, когда в стране не было событий, заставивших респондентов загонять внутрь свои религиозные предпочтения (например, теракты марта-апреля в Ташкенте в 2004 году, майские события в Андижане 2005 года и пр.), пропорция между этническими и религиозными формами самоидентификации была более рельефней. Так, ответы респондентов указывают на то, что в 2005 году наблюдался самый низкий показатель религиозной самоидентификации по всему Узбекистану. Это служит подтверждением того, что общественное мнение узбекистанцев чутко реагирует на меняющийся социально-психологический климат в обществе.



Именно религиозный фактор в современном Узбекистане является основным символом напряжения и конфликта между властями и обществом.



Следовательно, делают вывод учёные, правительство Узбекистана не борется с Исламом как таковым, оно хорошо осознает, что Ислам в узбекском обществе имеет слишком крепкие корни. Власти сегодня перед собой ставят задачу иного характера, а именно, снизить уровень религиозности общества и удержать ее в комфортных для властей пределах. То есть, правительство Узбекистана борется с высоким уровнем религиозности среди мусульман, будь это "салафитские", традиционные или суфийские течения Ислама. Среди объектов преследований из числа последователей Ислама можно встретить представителей разного рода течений и групп, но их объединяет несколько общих критериев, таких как «активность религиозного поведения», «способность вызвать напряженность у властей», а иногда и «открытое или скрытое несогласие с властями».



После нескольких случаев соприкосновения с религиозно активными лицами и группами, к середине 90-х годов, власти пришли к выводу, что с повышением уровня религиозности общества Ислам постепенно будет рассматриваться как идеология социальной справедливости, в результате чего религия станет основным фактором канализации протестных настроений населения. Такое восприятие стало результатом совокупных ощущений пост-атеистической власти, которая не совсем понимала склонности и религиозные потребности последователей Ислама.



Согласно этому мышлению властей, сдерживание и даже борьба с высоким уровнем религиозности последователей Ислама стали центральными пунктами внутренней государственной политики Узбекистана.



Как подчёркивают эксперты, на самом деле, большинство осужденных в Узбекистане по религиозно-политическим мотивам не являются ни экстремистами, ни членами исламистских организаций.



Часть наблюдателей утверждают, что технология придания повышенной религиозности отдельных групп населения клише "экстремизма" даёт возможность узбекским властям проводить жесткую внутреннюю политику и предоставляет основания для оправдания перед внешним миром «издержек борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом». Такая оценка предполагает, что власти от начала до конца придумали «угрозу экстремизма и терроризма», имеет место масштабное манипулирование общественным мнением внутри страны и за ее пределами.



Государственную политику по снижению уровня религиозности следует квалифицировать как «систематическое насилие» над верующими. Сдерживая одной рукой расширение и углубление религиозности населения, власти не очень четко понимают, чего хотят добиться, утверждает группа исследователей ЭРГ.



Светскость – это такое состояние государственного строительства, которое пока в условиях узбекского общества не может сочетаться ни со свободой, ни тем более с Исламом. Очевидно, что на фоне упадка других ценностных систем, таких как либеральная демократия, идеология национальной независимости, Ислам сохраняет свои позиции, и этим выгодно отличается от остальных. Одним словом, Ислам есть и остается главным элементом массового сознания узбекистанцев.





Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Зухра 30 Сентября 2010г.
Ответить

Иншалла, надо идти путём Посланника Аллаха, то есть ведя призыв, воспитывая мусульман и подготавливая их к возрождению исламского общества

wessallam 29 Сентября 2010г.
Ответить

ИншаАллах,по велению Всевышнего везде и по всюду расскроет свои светлые крылья наш Ислам. Кончно Аллах не любит фитна. Аллах очень не любит за несправидливую смерть. Надо бороться современными способами,надо идти вперед,пробиваться во власти именем Аллаха. Как эта сделали в Турции нынешная правяшая партия. Надо покозать истинный Ислам,надо расскрыть Ислам,и покозать нашими искреннами намерениями и поведениями,как же прекрасен Ислам,и лишь в Исламе человек себя чувствует человеком,говоря простым языком.

Зухра 30 Сентября 2010г.
Ответить

Иншалла, надо идти путём Посланника Аллаха, то есть ведя призыв, воспитывая мусульман и подготавливая их к возрождению исламского общества

Яндекс.Метрика