Татарские воины вышли на тюменскую набережную

Воины Тюменского ханства на набережной Туры

Воины Тюменского ханства на набережной Туры

Теги:




17
25 Мая 2011г. (21 Джумада ас-сани)

В Тюмени подходит к завершению строительство набережной реки Туры. Среди различных монументальных композиций и скульптур, посвященных истории города, представлен и период Чинги-Туры (Чимги-Туры, Цымги-Туры) – столицы Тюменского ханства. Поскольку в городе нет других памятных знаков по Чинги-Туре, можно сказать: на набережной впервые на официальном уровне признано, что Тюмень появилась не в 1586 году.

Надпись на полотне к композиции сообщает, что «Тюмень, ранее Чинги-Тура, впервые отмечена на Каталонской карте Авраама Крескеса в 1375 году как «Sebur-Singui». Далее приводятся слова историка Николая Абрамова (1812-1870) о том, что Тюмень «достопамятна по древности и важности своей во времена татарского владычества, по основанию в ней, при покорении Сибири, первого русского города».

Археологические исследования показывают, что в центре Тюмени люди обитали еще тысячу лет назад. Согласно плану города от 1766 года, Чимги-Тура была громадна по меркам своего времени, имела тройную линию обороны. Город разделялся на ханскую цитадель, большую и малую городища, которые были окружены глубокими рвами, внутренними и внешними валами. Другие стольные грады сибирцев – Искер и Кызыл-Тура – близко не конкурировали по размерам с Чинги-Турой. Оборонительные валы соединялись массивными воротами, через которые пролегал путь в город. Очень хорошо передала атмосферу средневекового мусульманского города Чинги-Тура тюменский историк Н. Матвеева: «Представьте себе: толчея, гомон, блеяние овец и мычание коров, крики погонщиков. Везде телеги с высокими колесами, кучи дров, сена, тюки, мешки с зерном, костры. В общий шум города вливаются и голос муэдзина, созывающего на молитву, и объявления глашатая, и ссоры торговцев. Время от времени из ворот выезжают сборщики ясака, гонцы. По дороге им предстоят остановки на почтовых постах, где ждут свежие лошади. У жилищ знати суетятся слуги, лениво переговаривается охрана. Люди входят и выходят, от жаровень с горячими углями пахнет дымом, к которому примешивается аромат готовящейся пищи. Закутанные женщины с кувшинами и котелками спускаются к реке за водой. Жизнь в городе кипит».

Чинги-Тура дважды переживала расцвет. При Абулхаир-хане (1412-1468), который в начале своей ханской карьеры в 1428 году сделал город на берегу Туры «местопребыванием трона августейшей ордой», и отсюда совершал завоевательные походы на юг. Придворный писатель шейбанидов Масуд Кухистани в своей «Истории Абулхаира» упоминает о мечети в столице орды: «[Абулхаир-хан] по обычаю государя, заботящегося о благе своих подданных и распространяющего справедливость рукой, ласкающей друга и уничтожающей врага, с величием и гордостью проявил с приближенными и слугами владетельными своими старание великое и день и ночь проводил во дворце всевышнего и всесвятого (т. е. в мечети. Авт.) в молении и служении».



Сведения о назначении Абулхаиром верных ему людей даругами (наместниками) в вилайете Чинги-Тура приводят два источника – «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» (Избранные истории – Книга побед), авторство которого оспаривается историками, и «Шейбани-намэ» Камал ад-Дина Бинаи. Оба этих исторических труда начинаются с сообщения о том, как покидая Чинги-Туру, Абулхаир-хан назначил даругами верных людей, помогавших ему во времена казачества.

Второй взлет Чинги-Туры приходится на период правления шейбанида Саид Ибрагим-хана (в летописях Ибак, Упак, Абак). «Царь тюменский и ногайский» Ибрагим заключает мирный договор с Иваном Третьим и оказывает ему огромную услугу, убив в междуречье Волги и Дона основного соперника Москвы – хана Большой орды Ахмат-хана, известного в учебниках истории по «стоянию на Угре».


В честь этого события была отчеканена монета с надписью «Султан высочайший Ибрахим хан». Сообщив в Москву о смерти Ахмат-хана, Ибрагим положил начало дипломатическим отношениями между Тюменью и Москвой. Опиравшийся на ногайские штыки Ибрагим-хан, однако, был убит в 1495 году извечными соперниками шейбанидов – кланом тайбугинов, как только поддержка ногайцев ослабла. Новые правители Сибири тайбугины перенесли ставку подальше от Тюмени в Искер. Ногайцы еще долго не оставляли надежд посадить на тюменский трон своего ставленника, однако попытки возведения на престол таких ханов-марионеток, как Мамук б. Махмудек, Агалак б. Махмудек (братья Ибака) оказались неудачными. Князья тайбугины не давали потомкам Чингисхана из ветви Шейбани шанса реванш, пока в Сибирь не пришли братья Кучум и Ахмет-Гирей.

В конце 16 века отошедшая на задний план Чинги-Тура без труда была взята казаками Ермака. Атаман перезимовал в бывшей ханской цитадели, прежде чем идти дальше на Искер. С основанием Тюменского острога через овраг напротив ханской цитадели жители бывшей столицы Тюменского ханства были переселены за реку Туру в татаро-бухарскую слободу. Древнее городище опустело. Более трех столетий его территория не заселялась. Остатки старой Тюмени, земляные валы и рвы у цитадели правителя видел в 18 веке «отец сибирской истории» Герард Миллер. План Тюмени 1766 года поясняет: «Онаго укрепления остатки и теперь видны… называетца Царево городище. Окружено с трех сторону глубокими буераками и речкой Тюменкой».

Развалины Чинги-Туры сохранялись и в 19 веке. Об этом сообщает историк Николай Абрамов: «…остатки татарского владычества: укрепления города, состоящее в валах и рвах, которые и ныне приметны», «между буераками Тюменкой и Вишневым находился город Чинги и место называется Царевым городищем».

До 1964 года на большей центральной части бывшей Чимги-Туры располагались городские парники, свинарники, огороды. В шестьдесят четвертом историческое место было уничтожено при строительстве стадиона «Геолог». Культурный слой срезали и вывезли за город под дачи. Советские археологи, разворошившие немало древних курганов по всей стране и за рубежом, не удосужились заложить даже разведочный шурф на месте столицы Тюменского ханства. Или это им не дали сделать? «Тюмень не копана демонстративно», – отмечал один из исследователей.

Но, к счастью, сохранился мыс, где находилась цитадель правителя. Тюменцы до сих пор называют эту местность «Царевым городищем», и здесь, начиная с 2005 года, стали проводиться раскопки. Археологические исследования проводит Институт гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета. Однако ханский мыс застроен частниками, археологам остается лишь довольствоваться раскопкой небольшого участка возле оврага.

…На новой официально еще не открытой набережной Тюмени пока пустынно. Ордынские воины смотрят на противоположный берег Туры, где находилась Бухарская слобода Тюмени. В нескольких метрах от них работа в честь атамана Ермака, далее следуют скульптуры Ремезова, Беринга, памятник основателям судостроения, гравюры церквей. В окружении десятков православных храмов на композиции при внимательном рассмотрении обнаруживаются католический костел и еврейская синагога. Иду дальше и вижу изображение Ембаевской мечети рядом с церковью. Тюменская набережная, как и предупреждал меня профессор Александр Ярков из Института гуманитарных исследований, наиболее полно отражает историю города. В этом, мне известно, есть заслуга самого профессора Яркова, и других ученых Тюмени, отстаивавших на различных конференциях и круглых столах свое видение новой набережной.


При подготовке материала использованы следующие источники: Масуд ибн Усман Кухистани. Тарих-и Абу-л-Хайр-хани. Пер. С.К. Ибрагимова – МИКХ. 1969. Камал ад-Дин Шир-Али Бинаи. Шайбани-намэ – МИКХ. Пер. С.К. Ибрагимова, К.А. Пищулиной. 1969. Трепавлов В.В. История Ногайской орды. – М. 2001. Матвеева Н.П., Матвеев А.В, Зах В.А. Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям. – Тюмень, 1994. Иваненко А.С. «Прогулки по Тюмени» – Тюмень, 2000.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

yarik 20 Июня 2011г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

николай 04 Июня 2011г.
Ответить

Я хочу отметить, как человек изучающий историю России, что Золотордынский период в истории нашего Отечества, который мало изучен, а порой преподносится негативно, лег в основу строительсва последующей России. Хочу обратится к невеждам изучайте Историю.

kamirbek 28 Мая 2011г.
Ответить

ассаляму алейкум! необходимо знать историю татар и других наций россии, исповедовавших ислам. потому что ислам сделал татар высококультурной воспитанной в духе ислама нацией, жившей в дружбе с другими мусульманскими народами и странами. Я не националист, а хочу сделать замечание националистам, которые говорят, что нужно вернуть наши исторические татарские традиции, язык на латинском алфавите и мы станем более воспитанными в плане отношения к предкам, грамотными и тд. Но татары имели неплохую историю не из-за того своего языка или латинского алфавита (алфавит был у татар всего 10-...
Читать дальше

rsi 26 Мая 2011г.
Ответить

фальсификатор.

Колян 26 Мая 2011г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

николай 04 Июня 2011г.
Ответить

Я хочу отметить, как человек изучающий историю России, что Золотордынский период в истории нашего Отечества, который мало изучен, а порой преподносится негативно, лег в основу строительсва последующей России. Хочу обратится к невеждам изучайте Историю.

kamirbek 28 Мая 2011г.
Ответить

ассаляму алейкум! необходимо знать историю татар и других наций россии, исповедовавших ислам. потому что ислам сделал татар высококультурной воспитанной в духе ислама нацией, жившей в дружбе с другими мусульманскими народами и странами. Я не националист, а хочу сделать замечание националистам, которые говорят, что нужно вернуть наши исторические татарские традиции, язык на латинском алфавите и мы станем более воспитанными в плане отношения к предкам, грамотными и тд. Но татары имели неплохую историю не из-за того своего языка или латинского алфавита (алфавит был у татар всего 10-...
Читать дальше

Яндекс.Метрика