Татарское прошлое сурского края породило историческую интригу

Фрагменты белокаменной мечети 14 века еще помнят о былой славе Мохши

Фрагменты белокаменной мечети 14 века еще помнят о былой славе Мохши

Теги:







0
13 Января 2012г. (18 Сафар)
Всемирный конгресс татар может пересмотреть свое решение о проведении Третьего Всероссийского Сабантуя в селе Средняя Елюзань Пензенской области.



Напомним, что проект мероприятий на 2012 год был утвержден на расширенном заседании исполкома международного Союза общественных объединений ВКТ, проходившем 9 – 11 декабря прошлого года в Казани.



Необходимо отметить, что одним из основных условий выбора мест для таких мероприятий является их значимость в привязке к истории татарского народа. Средняя Елюзань была выбрана потому, что получила широкую известность как самое большое в мире село, где компактно проживают татары.



Как стало известно IslamNews, накануне вынесения решения ВКТ у руководства пензенской губернии имелась четкая позиция о проведении Третьего Всероссийского Сабантуя в Каменском районе Пензенской области. Судя по всему, именно по такому сценарию, будет развиваться дальнейший ход событий.



В этот четверг группа представителей ВКТ посетила старинное село Кикино Каменского района, ознакомилась с историей населенного пункта, осмотрела потенциальную площадку для проведения масштабных мероприятий.



Вместе с тем, мусульманская общественность Пензенской области серьезно озабочена подготовкой к юбилейной дате – 700 – летию принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды, которая должна отмечаться в этом году.



Дело в том, что средневековый город Мохши (современное село Наровчат), где в 1312 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды, не только в истории сурского края, но и мирового мусульманского сообщества, с точки зрения исторической науки сыграл более существенную роль, чем Средняя Елюзань и «золотые села» Каменского района вместе взятые.



Выбор руководства Пензенской области на Каменский район, скорее всего, пал в связи с тем, что регион не потянет организацию мероприятия, требующего серьезной подготовки и согласований на международном уровне. Но отражение такого значимого в тюрко-язычном мире события, несомненно, будет иметь самый широкий резонанс.



Справка:



Средняя Елюзань – cамое большое в мире татарское село, расположено в Городищенском районе Пензенской области.



Основано в конце XVII века служилыми татарскими князьями и мурзами, которым полагалось персональное земельное жалование. По документам земля была им отведена в 1684 году, но первое упоминание о деревне относится к 1700 году.



Кикино – татарско-мишарское село. Точная дата его основания не установлена. По преданиям в 1692 году земли на левом берегу реки Кевды были пожалованы татарским мурзам Ахмаметю и Алею Кикичевым со товарищами. В 1701 году они уже числились за стольниками – братьями Кикиными.



Согласно местным легендам история села связана с национальным героем пензенских татар Арсланом Полкаем (1667–1710). Храброму батыру, принимавшему участие в азовских походах Петра I, были пожалованы земли, которые он заселил татарами. Так на карте сурского края появились "золотые села": Кикино, Кобылкино, Кутеевка, Мочалейка, Решетино, Телятино.



По другой легенде, Арслану Полкаеву были пожалованы земли на территории Смоленской губернии после второго азовского похода, когда он служил под началом Александра Кикина, которому были пожалованы пензенские угодья. Между ними, вероятно, впоследствии произошел обмен.



Село также известно своими выходцами: пензенским ахуном Шарафутдином Потеевым, выдающимся исламским мыслителем Мусой Бигиевым, его родным братом, классиком

татарской литературы Загиром Бигиевым.



Город Мохши (Нуриджан, Наручадь, Наровчат) располагавшийся на территории Сурского края между реками Шелдаис и Лапыжовкой, существовал с 1312 по 1395 годы. По летописным источникам Мохши являлся одним из важнейших политических, экономических и культурных центров средневековья в первой половине XIV века. С 1312 по 1342 годы Мохши правил хан Гийас уд- Дин Мухаммад Узбек, провозгласивший его столицей северного улуса Джучи, где принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.



Время правления хана Узбека принято считать золотым периодом золотоордынского государства. С ним связывается высший расцвет подъема военной мощи и городской культуры Золотой Орды, торговли с русскими княжествами, Византией, государствами Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем, странами Западной Европы, укрепления авторитета на международной арене.

Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика