Томск татаро-бухарский: Мечети Красная и Белая

Вид на дореволюционную татаро-бухарскую слободу г.Томска

Вид на дореволюционную татаро-бухарскую слободу г.Томска

Теги:




0
14 Декабря 2011г. (18 Мухаррам)

Томск – один из немногих городов России, где после снятия железного занавеса не было обращений от мусульман к властям города и области с просьбой дать землю под мечеть и дальнейших нервотрепок, связанных с этим.

Благодаря заделу, сделанному томскими мусульманами в период царской России, и законопослушности местных чиновников, исполнивших известное распоряжение президента России «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», верующие не испытывали недостатка в помещениях для молитв.

Мусульманам вернули весь комплекс Красной мечети и Белую мечеть, причем сделали это разумно, разделив объекты между двумя мусульманскими структурами – ДУМ Азиатской части России и ДУМ Сибири Омского муфтията. Зачастую в ряде городов, как известно, руководствуясь методом «разделяй и властвуй», чиновники всячески поддерживают и лелеют лишь одну структуру, и активно препятствуют другой. Томские власти продемонстрировали объективную нейтральность, которой недостает во многих регионах нашей страны.




Собственно так называемая комплиментарность между мусульманами и градоначальниками в Томске, пожалуй, укоренилась еще со времен добровольного вхождения эуштинских татар в состав России и строительства Томской крепости. В каком еще сибирском городе вы видели две каменные мечети, построенные в царское время?! В лучшем случае одна. В каком еще городе кроме Томска можно увидеть на улицах города огромные транспаранты от местных властей с призывом к горожанам помочь с восстановлением исторической мечети! Ни в каком.




До второй половины 19 века тон развитию ислама в Томске задавали сибирские бухарцы, потомки переселенцев из Средней Азии. Ситуация начинает меняться после отмены крепостного права и земельной реформы, когда в Сибирь переселяются тысячи семей из европейской части страны, в том числе татары Поволжья. Новые жители Сибири резко активизируют религиозную и общественную жизнь Томской губернии.

В числе переселенцев – семья Амина Хамитова из Пензенской области, двое сыновей (из четырех) которого оставили яркий след в истории Томска. Старший сын Хамза, окончив медресе в Бухаре, становится Томским ахуном. Его брат, купец Карим Хамитов – известным меценатом, одним из основателей Томского общества мусульман-прогрессистов.

В 1901 году ахун Хамза Хамитов закладывает на месте сгоревшей деревянной мечети в Татарской слободе Томска исламский комплекс с каменной соборной мечетью и школой.

Первая каменная мечеть была построена в течение трех лет и заработала в 1904 году. По данным краеведов, основные средства для строительства крупнейшей в Сибири каменной мечети предоставил брат ахуна купец Карим Хамитов. Меценат, кстати, помогал не только мусульманской общине. На его средства была построена водонапорная башня, которая обеспечивала водой все центральную часть города. По воспоминаниям внучки мецената Хадичи Карповой, здание школы по соседству с мечетью было построено в 1907 году. Преподавать в ней пригласили специалистов-джадидов из Казани, видимо, поэтому официально учебное заведение носило название «Казанской магометанской приходской школой». В народе его больше называли «Хамитовским медресе». Школа была одноэтажной, в советское время появился второй этаж.

В начале 20 века с открытием Первой соборной мечети и мусульманских школ (Хамитовское медресе было не единственным учебным заведением для мусульман), религиозная жизнь «магометан» Томска особенно бурлит. Издается мусульманская газета «Сибирия», проводятся благотворительные вечера, театральные постановки.

На джума-намазы людей собирается огромное по тем меркам количество, народ уже не вмещается в молитвенный зал, и тогда ахун Хамза Хамитов принимает решение построить в городе вторую каменную мечеть. На каждой пятничной молитве верующие жертвуют большие суммы для строительства новой мечети.

Новая мечеть, построенная в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Генриха Лангера на улице Московский тракт у въезда в город, получила название Белой по цвету стен, официально она называлась «Вторая соборная мечеть Томска». Соответственно перую мечеть в народе стали называть Красной, так как выстроена она из красного кирпича.

С приходом советской власти томские мечети постигла та же участь, что и другие дома поклонения Всевышнему по всей стране. Красная была закрыта в 1931 году, Белая – в 1939-м. После ареста в 1937 году всей пришедшей на джума-намаз общины Белой мечети (а это в основном были старики) и обвинения их в членства в сибирском филиале мифической «Мусульманской военно-повстанческой организации «Гаскери Уешма», никто уже не рисковал приходить на молитвы.

Полгода после массового ареста мечеть пустовала, затем вдова расстрелянного 71-летнего имама Шакира Япарова обратилась в горсовет с просьбой забрать у нее ключи. 10 октября 1939 года Томский облисполком вынес постановление о передаче здания Белой мечети в пользу татарской школы. Впоследствии здесь размещались зернохранилище и цех карандашной фабрики. Известно, что в подвале Белой мечети прошли последние дни престарелого ахуна Хамзы Хамитов.

В период репрессий был расстрелян и последний имам Красной мечети, бывший депутат царской государственной Думы Ямалетдин Хурамшин. В здании мечети в советское время размещались кинозал, ликероводочный завод. Соседний корпус «Хамитовского медресе» последние десять лет перед передачей мусульманам занимал институт НИПИ-нефть.

Белая мечеть была передана тогда еще единой мусульманской общине Томска в 1990 году, в 1999-м восстановлена в первозданном виде. Сегодня здесь размещается Томское отделение ДУМ Сибири.

Здание «Хамитовского медресе» передавалось поэтапно. В 1995 г. мусульмане получили три комнаты в двухэтажном помещении. Через два года – весь корпус бывшей «Казанской магометанской приходской школы». Это здание в наши дни и называют в городе Красной мечетью и в нем на втором этаже проводятся джума-намазы.




Основной объект исторического комплекса – само полуразрушенное здание Красной мечети по соседству – окончательно перешло во владение мусульманской организации в 2003 году. Сегодня комплексом Красной мечети владеет Томское отделение ДУМ Азиатской части России. При финансовой помощи из регионального бюджета и пожертвований мусульман проведены ряд реставрационных работ исторического здания, однако для полной реконструкции исторического объект необходимы значительные финансовые средства. Из источников, близких к руководству мусульманской организации, стало известно, что в уходящем году один из известных в России людей изъявил желание помочь томичам. Имя его не оглашается, пока дело не примет окончательного оформления.

Нынешние власти города и области, как и коллеги-предшественники, занимают нейтральную позицию, одинаково сотрудничая с обеими мусульманскими структурами, однако нет сотрудничества в добре и благочестии в самой умме, точнее между руководителями религиозных объединений. Аят священного Корана «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь» пока не соблюдается в общинах, как, впрочем, и во всей умме на просторах планеты.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика