Тунис: суфизм и политика

внутренний вид одной из «завийи» тунисских суфиев

внутренний вид одной из «завийи» тунисских суфиев

Теги:




0
17 Октября 2013г. (12 Зу-ль-хиджа)
Суфии Туниса похожи на других суфиев мира – они стараются не вмешиваться в политику. Их шейхи и наставники полагают,что политика порождают сомнения и соблазны при движении на пути Аллаха. Таково мнение и тунисских суфиев.



Из истории, однако, известно, что многие суфии в Тунисе выполняли важные государственные задания. Так из суфиев формировались пограничные части, охранявшие побережье страны с юга на север. Есть свидетельства тому, что некий благочестивый человек Сиди Бу Саид аль-Баджи несколько десятилетий жил в горах аль-Манар (сегодня они называются горами Сиди Бу Саида) и днем охранял рубежи Туниса, а по ночам делал зикр. Еще один праведник Сиди Мхезеб был командиром батальона «Мурабитун». Благодаря суфиям, владения тунисского бея долго оставались не тронутыми.



Многие суфии страны были известны как специалисты в науке и юриспруденции, достигнув в этих областях высоких степеней. В частности, живший в XVIII веке шейх мечети Зитуна Ибрагим ар-Рияхи был выбран правителем Туниса Хаммада Паша-беем для ответа на письмо Мухаммада ибн Аб дуль-Ваххаба, в котором он призывал тунисцев последовать своему пониманию ислама. Ар-Рияхи был первым наставником тариката Тиджани в Тунисе, имеющего сегодня миллионы последователей, преимущественно в Тунисе.



Впервые внимание к вопросу об отношении суфиев к политике было привлечено после захвата Туниса французскими колонизаторами в 1881 г. Тогда многие историки, да и политические лидеры обвиняли суфиев в том, что они отвлекают последователей от дела борьбы с колонизаторами, тем самым, облегчая работу последних. Тем не менее известно, что множество суфиев, особенно из тариката кадирийя, участвовали в национально-освободительном движении под руководством шейха аль-Наффати из аль-Кайруана.



Другие исследователи «национально-освободительного» направления, также опираясь на свидетельство некоторых западных востоковедов указывали, что суфийское учение с его «пацифизмом» стимулировало его последователей соглашаться с их существующими условиями жизни. При этом, опять же игнорируются факты активного участия суфиев в борьбе за независимость Туниса, а также то,что в отличие от других политических движений в среде мусульман, движения, возглавляемые суфиями придавали большое значение предварительной духовной подготовке. Иначе, считали суфии, противостояние колонизаторам окажется для нас самоубийством. Такие тарикаты, как кадирийя, шазилийя и тиджанийя внесли очень большой вклад в национальное сопротивление с момента его появления.



Отношение архитектора тунисской независимости, первого президента страны Хабиба Бургибы по отношению к суфиям и их практикам было критически-негативным. Он считал их препятствием на пути социального и иного прогресса. Однако Бургиба не пошел по пути Ататюрка ( с которого во многом «сделал самого себя») в этом вопросе, и не стал запрещать суфийские тарикаты, а их имущество конфисковывать.



Не изменилось положение суфиев и во времена президентства Зиянутутдина Бен Али. При том,что представители многих исламских движений предпочитали борьбу и подвергались репрессиям, суфии предпочитали сохранять спокойствие и молчание, не ввязываясь в конфликт, хотя их печалило то, что они не могут должным образом соблюдать свои традиции.



Несмотря на относительно либеральную атмосферу послереволюционного времени, суфии Туниса радикально своей позиции по неприятию политического противостояния и участия в нем не изменили. Однако следует отметить два фактора в социальном поведении тунисских последователей суфизма: первый –их сопротивления актов вандализма в отношении суфийских обителей –«завийя» и второй –принципиальное сопротивление «салафизму-ваххабизму» и поддержка национальной версии мусульманской религиозной культуры в противовес влиянию извне.



По материалам Islamist Gate

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика