Ученый: Исламовед должен чувствовать язык и культуру ислама

Профессор Леонид Сюкияйнен
ИА IslamNews продолжает цикл бесед с представителями отечественного исламоведения о его новом месте и роли в свете высказанного Президентом В.В. Путиным на встрече с лидерами российской уммы в Уфе 22 октября 2013 г. о необходимости формирования отечественной исламской науки. Сегодня слово – ведущему в нашей стране светскому специалисту по вопросам исламского права, доктору юридических наук, профессору НИУ-ВШЭ Леониду Сюкияйнену.



– Леонид Рудольфович, наш первый вопрос будет о том, как бы Вы определили место и роль исламоведения в системе других гуманитарных наук, родственных, прежде всего – арабистики, теологии, религиоведения, истории?



Исламоведение – это не самостоятельная наука, а комплексное научное направление, объединяющее исследования, принадлежащие к предмету разных наук. Тут и история, и экономика, и религиоведение, юрисприденция и еще множество других дисциплин. Объединяет их то, что они изучают различные стороны одного и того же явления – ислама.



Какого из представителей вышеперечисленных наук можно назвать исламоведом? Не всякого, а только такого, который изучая свой предмет, с точки зрения своей науки стремится раскрыть особенности ислама. Не любой экономист, занимающийся, скажем, проблемами экономики мусульманских стран, может быть назван исламоведом, а такой, который видит в экономике те или иные стороны и проблемы религии ислама. И это касается также юристов, философов и даже филологов.



– Насколько по Вашему опыту исламоведа, причем, исламоведа-юриста, для специалиста такого профиля важна своего рода эмпатия, проникновение внутрь предмета исследования с как можно более непредвзятых позиций. Играют ли здесь роль изначальные предубеждения исследователя научного, культурного или даже религиозного плана. Является ли необходимостью для исламоведа знание арабского языка, или в некоторых областях можно без него обойтись?



– Начнем с арабского языка. Конечно, если тот или иной исследователь ставит перед собой по настоящему серьезные цели, внести свой вклад и сказать свое слово в науке, язык необходим. А для некоторых областей исламоведения – это обязательное условие. Можно подготовить курсовую, дипломную работу, даже кандидатскую диссертацию по темам, связанным с исламом даже без знания арабского. Но если серьезно заниматься каким-нибудь направлением в исламоведении, то арабский язык – императив. Надо знать источники, надо знать культуру, надо общаться с людьми – носителями этой культуры. Без языка я не могу себе этого представить. Также, как нельзя представить себе врача или фармацевта без элементарного знания латыни, необходимого для того, чтобы элементарно разбираться в рецептах. Я не могу себе представить оперного певца без знаний итальянского, или артиста балета без знаний французского языка. Конечно, можно спеть-станцевать в кружке художественной самодеятельности, но, если ставить перед собой серьезные цели, то нужно овладевать всем тем инструментарием, без которого вы не сможете достичь этой цели.



Теперь, об отношении к предмету. Наука, прежде всего, ставит своей целью найти истину. Она исходит из того, что она должна быть объективна. Я полагаю, что вы можете иметь любое отношение к предмету своих занятий, симпатию или антипатию, или никаких чувств вообще. Важно, чтобы эти чувства не диктовали Вашу научную позицию. Нужно стараться быть объективными, нейтральными. Если Вы видите вещи со знаком плюс, то так их и надо оценивать, даже, если у Вас они вызывают отрицательные эмоции. И напротив, если Вы видите какие-то проблемные моменты, или даже негативные явления в том предмете, который, в целом Вам симпатичен, то об этом надо говорить прямо. Другое дело, мне трудно с точки зрения человека науки, представить себе исследователя, занимающегося предметом, явно ему несимпатичным. Это уже мазохизм какой-то. Равно, как и другая также априорная позиция, выражающаяся в крайних симпатиях к своему предмету. Она, конечно, имеет право на существование, но это позиция ненаучная. Но все равно, следует заниматься таким предметом, который бы вызывал определенные позитивные эмоции.



Исламоведение как комплексная научная дисциплина, и в этом ее отличие от других областей, должно понимать и хорошо чувствовать культуру, мировоззрение исламской цивилизации. Это настолько помещено внутрь, что без знания основ культуры и мировоззрения, невозможно знание и понимание самой науки. Я с трудом могу представить себе работы посвященные современным проблемам ислама, без такого понимания. Можно, конечно, подготовить подобную работу, посвященную исламским проблемам, но она окажется крайне ограниченной.



Нужно понимать образ жизни, образ мысли в исламском мире, атмосферу этого всего. Это особенно важно для мира ислама, где существует более тесная связь с культурно-психологическими особенностями традициями. На Западе произошла атомизация человека, там гуманитарные науки уже иначе развиваются. На Востоке вообще, и в исламской цивилизации, в частности, этот императив необходимости проникновения в общую ментальность и культуру сохраняется. Нужно чувствовать «запах и вкус» всего этого, иначе многие вещи будут просто непонятными. Невозможно многие вещи в исламе понять с точки зрения глобальных стандартов, нужно знать, что творится в головах у носителей ислама. А это очень непросто и требует времени. А культура, как и ментальность в значительной степени определяется религиозными корнями. В Европе сегодня произошло разделение религиозного и мирского, есть страны (например, Франция), где это дошло до крайностей.



Мусульманские страны пошли по другому пути. Хотя и здесь есть определенное разделение религиозного и мирского, ислам не дошел еще до экстремальной точки в этом отношении. И это еще одно указание на практическую роль исламоведения.



– Можете ли Вы кратко суммировать, что сделано в российском (советском) исламоведении и что еще предстоит сделать? И не считаете ли Вы, что в условиях усложнившихся «межцивилизационных» отношений между христианством и исламом, как в России, так и в мире, исламоведение все более станет приобретать тенденциозную политизированную окраску?



– Я достаточно давно работаю в «исламоведческом» цеху, знаю многих уже ушедших и ныне здравствующих ученых, и не помню, чтобы кто-то из них специально занимал «антиисламскую позицию». Если это конечно, серьезный ученый, и не автор, пишущий заказные пасквили на ислам. Я не могу назвать это наукой, которая, по определению, вещь достаточно серьезная. В ней могут быть разные позиции, с которыми можно соглашаться или нет, но я не думаю, что исламоведение, как наука была бы явным противником ислама. Естественно, в определенных обстоятельствах исламоведение может служить политике, но в этом случае оно много теряет как наука, даже теряет право называться наукой. Но для большинства российских исламоведов прошлого и настоящего это абсолютно неприемлемо. Напротив, я считаю, что объективное представление об исламе, наше общество получает из работ исламоведов, а не религиозных деятелей. В силу ряда причин…



Что касается перспектив. Есть традиционные темы, которые никуда не денутся пока существует эта наука – история ислама, его мыслительные и идейные основы, возникновение этой религии. Но сейчас возникают новые проблемы, требующие исламоведческого подхода. Это проблемы ислама в современном мире. Какие же проблемы стоят перед ним? Это – ислам в условиях глобализации, что значит быть мусульманином в такой ситуации, характер отношений ислама с окружающим миром, проблема терроризма и экстремизма, проблема политических реформ, отношения к власти и политике, проблема мусульманских меньшинств. То, есть все те проблемы, которые ставит современная действительность перед исламом или же те, что вытекают из его природы в современном мире. Все это требует усилия исламоведов.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

bergman02 29 Декабря 2013г.
Ответить

Однажды спросили Хасана аль Басри, в чем секрет его благочестия. И он ответил: «Я узнал, что мой ризк (удел, пропитание) никто не возьмет, кроме меня, и успокоилось мое сердце; Что мою работу никто не сделает, кроме меня, и поэтому занялся ею; И я узнал, что Аллах видит меня повсюду, и постеснялся, чтоб Он увидел меня в грехе; И я узнал, что смерть - истина, поэтому готовлюсь ко встрече с моим Господом».

miskin-00 29 Декабря 2013г.
Ответить

хочется спросить:сам сюкияйнен верующий? и с какой религиозной точки зрения он рассматривает Ислам?

bergman02 29 Декабря 2013г.
Ответить

Однажды спросили Хасана аль Басри, в чем секрет его благочестия. И он ответил: «Я узнал, что мой ризк (удел, пропитание) никто не возьмет, кроме меня, и успокоилось мое сердце; Что мою работу никто не сделает, кроме меня, и поэтому занялся ею; И я узнал, что Аллах видит меня повсюду, и постеснялся, чтоб Он увидел меня в грехе; И я узнал, что смерть - истина, поэтому готовлюсь ко встрече с моим Господом».

miskin-00 29 Декабря 2013г.
Ответить

хочется спросить:сам сюкияйнен верующий? и с какой религиозной точки зрения он рассматривает Ислам?

Яндекс.Метрика