Умме нужны социальные лифты!

Молодым - дорогу, старикам - почет
Сегодня в нашей мусульманской среде, как и во всей стране, очень слабо развиты социальные лифты. Причем у нас ситуация на порядок хуже, чем в госаппарате. А ведь на эту проблему жалуются и в Кремле и в Белом доме! Поэтому именно сегодня задача кадровой политики должна стать чуть ли не первой – иначе не вытянем всего остального.



"Кадры решают всё" – везде, включая умму



Но что такое "социальный лифт"? И нужен ли он нам? Быть может, это в светском обществе любят поскорее вытеснять стариков с насиженных постов, а вот в исламе, наоборот, чем больше седин у аксакала – тем лучше?



Да, вне сомнения, мы обязаны уважать старших, оказывать им искреннее почтение. Особенно в делах веры и хранения традиций. Но есть и чисто "технические задачи", которые требуют динамизма, знания современных методов и приёмов работы в социуме – а этими качествами обладает молодёжь, среднее поколение. Да и то – им тоже надо постоянно "бежать вверх по эскалатору, идущему вниз". Таковы реалии дня, стремительно развивающегося общества, постоянного обновления в технике коммуникаций и политико-общественном диалоге. Деятель современной исламской общины (организации, фонда и т.п.) должен постоянно обновляться и учиться на ходу. Иначе говоря, социальный лифты нужны не по карьерным соображениям, а ради эффективности.



Итак, проблема обновления кадров – вещь очень сложная не только в общероссийском масштабе, но и в мусульманском сообществе, как составной части российского социума. Вот, недаром же известный российский мыслитель, знаток исламской доктрины Юрий Михайлов отмечает, что ислам – это религия активного социального действия. А чтобы соответствовать социуму, нужна динамика.



Вот это качество есть у молодёжи, просто в силу природы. Но этого мало. Учитывая, что юношескому возрасту присущ максимализм, молодой человек, претендующий на лидерство в такой крупной общине, как российская умма, должен обладать не только искренней верой и уважением среди верующих, но и профессиональными управленческими качествами.



К сожалению, в нашей стране многие лица, находящиеся на службе в духовных управлениях – плохообразованные. Не только плохо ориентирующиеся в фундаментальных основах собственной религии, но и не желающие нести ответственность за тех, кого ведут вперёд. Увы, получается такая в целом картина: у нас зачастую молодёжь и исламские деятели движутся разнонаправленно.



А в чём причина?



К причинам сложившейся ситуации можно отнести то, что финансовые потоки, поступающие в качестве "государственной поддержки традиционного российского ислама", в значительной степени оседают в карманах так называемых "лидеров мусульманской уммы". У нас много игроков и карьеристов, для которых религия есть средство достижения своих политических или экономических целей. Поэтому молодёжь и не видит большого смысла связывать свои судьбы с судьбами всей общины.



Во-вторых, есть ещё одна причина – попытка искусственно создать касту священнослужителей, которая чужда учению ислама. Ведь, как известно, в исламе нет "помазанников божьих" или "посредников", "предстоятелей". С точки зрения современной терминологии, то, что мы называем "исламским духовенством", называется на самом деле просто "приисламской бюрократией". Лидер в исламе – всё-таки не пожизненная должность, это человек, заслуживший определённое отношение к себе своим поведением, богобоязненностью, заботой об окружающих. Он помогает людям решать проблемы, раскрываться как личностям, не замыкаться в себе, к примеру, настолько, чтоб не пойти взорваться или совершить другой противоправный поступок. Причём, он должен как представлять интересы мусульман перед властью, так и помогать власти в управлении большими социальными группами.



Иначе говоря, современный мусульманский лидер – не просто человек, носящий чалму, а в первую очередь управленец, эффективно распоряжающийся деньгами, которые попадают к нему в руки. Он находит эффективное решение любых сложных проблем.



В-третьих, о чём все говорят вот уже лет пятнадцать – это пресловутая "проблема неразвитости системы образования". Нужны хорошие вузы, где ребята, наряду с религиозными знаниями, могли бы получать навыки будущих лидеров. Нынешние мусульманские учебные заведения не предоставляют ни того, ни другого. В лучшем случае, они готовят специалистов на уровне сельских имамов, а в худшем – вообще существуют лишь на бумаге, получая при этом госфинансирование. Их выпускники идут не имамами служить… не для уммы работать… Получается, что многие яркие личности российской уммы получили не религиозное, а качественное светское образование, что тоже является весьма показательным.



По мнению экспертов, исламские вузы не ставят перед собой задачу выращивать государственных лидеров или лидеров общин. У выпускников одна проблема – как найти более-менее достойную работу, компенсируя нехватку заработной платы проведением меджлисов. Тот же Юрий Михайлов, говоря о российском исламском образовании, отмечает, что та форма образования, которая предлагают исламские вузы, ничего, кроме консервации и мумификации живого учения ислама, не может принести. Может быть, для других религий это является некой нормой, так как в силу своего вероучения они не устремлены в социальную плоскость, но вот для мусульманина жизнь – это ежедневное свидетельство перед Богом искренности своей веры. Всех учат, что шариат выходит на первый план именно в силу своей универсальности и стремления охватить все сферы жизни. Но преподают шариат по стандартам обществ, далеких от нашей страны и её опыта. Налицо конфликт – сначала в теории, а потом и на практике.



Но подумайте логично: ведь нельзя механически переносить на территорию России, где мусульмане являются меньшинством населения, то, что написано в зарубежных книгах и зазубрено в арабских вузах, где мусульмане составляют большинство населения и исламская практика обжилась веками. С какими бы благими намерениями эти книжки ни писались, и как бы искренни ни были зарубежные наставники – они из другого мира, неадекватны России, требуют адаптации. Иначе, повторю, назревают конфликты.



В-четвертых, у религиозных организаций должна быть чётко выраженная социальная программа. А также предусмотрена ответственность за её неисполнение. То есть, должны быть обозначены задачи, являющиеся приоритетными сегодня для уммы, как части российского общества. И самое главное – это задачи, которые должны не просто декларироваться, а решаться. При этом те люди, которые несут ответственность за решение этих задач, а эти задачи не решаются – эти люди должны подавать в отставку, а не держаться до конца жизни за свои кресла.



Проблема в том, что спрашивать с них сегодня бесполезно. Они говорят "у нас денег нет, мы не наделены властью". А ведь власти приглашают к диалогу тех, от кого можно услышать внятные рекомендации.



В-пятых, многое зависит от самой молодёжи. Религиозные деятели новой формации должны опираться на массы, должны уметь говорить на языке, который понятен обществу. А поскольку мусульмане находятся в меньшинстве, им нужно общаться и с российским обществом в целом – и тоже не на каком-то собственном сленге, "исламском новоязе", но на понятном ему языке. А что для этого нужно?



Для этого надо быть высокообразованным человеком, знать русскую культуру. Так как мы живём в пространстве русской культуры, а не иранской или саудовской… Да, ислам несёт в себе монотеистический взгляд на мироздание, но он не призван унифицировать все культуры. Мы живём в разных странах – с разными историями, привычками, традициями, адатами. Не надо одевать всех в одну одежду и заставлять ходить по струнке.



Взгляд практика



Отсутствие социальных лифтов приводит к тому, что мусульманская инициатива находит выход за рамками религиозных организаций – так считает молодой мусульманский деятель, муфтий Чувашии, директор Исламского культурного центра Чебоксар Айрат Хайбуллов.



"Структура мусульманского сообщества в России сегодня представляют два основных направления: это ДУМы с одной стороны, и с другой стороны – различные общественные организации, благотворительные фонды, сообщества по интересам, бизнесмены (не ассоциирующие себя с ДУМмами). Сегодня эти две системы могут как пересекаться (дополнять друг друга), так и действовать вне зависимости друг от друга".



"Если искренние, креативные, целеустремлённые молодые люди не видят возможности самореализации в закостенелой структуре некоторых ДУМов, они могут реализоваться, строя параллельные структуры в виде общественных организаций, СМИ, благотворительных фондов и т.д." – развивает свою мысль Айрат Хайбуллов.



И дополняет; "Например, могу сказать по своему многолетнему опыту работы (более 18 лет) в качестве религиозного деятеля, что практически все инновации и проекты, которые мы планировали за прошедшие годы, были реализованы... Первое, что мы сделали – это старались научить нашу молодёжь думать широко, не загонять себя в рамки понятия "мечеть" (только лишь намаз, джаназа, никах и т.д.), ведь ислам – это не просто ритуал, а прежде всего повседневность... Нельзя себя отделять от общества и огораживаться от него, и при этом требовать особых условий для себя, фактически ничего не предпринимая (ждать у моря погоды, и во всем обвинять кого-то, а не искать причину в самих себе).



У нас в Чувашии, кстати, и в Татарстане, уже многие молодые мусульмане давно активно участвуют в жизни государства, совмещая работу учителя в школе и должности имамов при мечетях, я уже не говорю о самостоятельных бизнесменах и чиновниках, которые следуют предписаниям шариата – и им это не мешает исполнять государственные функции..."



Поэтому Айрат Хайбуллов уверен в такой перспективе для уммы всей России: "Или в руководство ДУМов придут молодые образованные деятели, или молодёжь всё меньше будет воспринимать религиозные организации в качестве представителей и выразителей интересов уммы. И никакие конференции и другие демонстративные мероприятия не помогут духовным управлениям создать иллюзию бурной деятельности".



Возможно, опыт в Чувашии – не единственный. Давайте продолжим обсуждать эту важную тему, приводить новые суждения и примеры. Без качественных и динамичных социальных лифтов мы обречены стать "этнографическим гетто", каким-то застылым осколком Средневековья. Разве кто-то из нас таким видит будущее ислама в России?

Автор: Аман Мамединов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

impuls 18 Июня 2012г.
Ответить

Мусульмане Турции не отошли от общественной и политической жизни страны, несмотря на создавшиеся припятьствие и трудности, как со стороны военных, так и со сторыны недольнозорких мусульман. Они сумели отстоять свои принципы СПАВЕДЛИВОСТИ и показать всему миру, что мусульмане могут добиться хороших результатов. Вот у кого, нужно учиться российским мусульманам.

timati 18 Июня 2012г.
Ответить

+100500

impuls 18 Июня 2012г.
Ответить

Мусульмане Турции не отошли от общественной и политической жизни страны, несмотря на создавшиеся припятьствие и трудности, как со стороны военных, так и со сторыны недольнозорких мусульман. Они сумели отстоять свои принципы СПАВЕДЛИВОСТИ и показать всему миру, что мусульмане могут добиться хороших результатов. Вот у кого, нужно учиться российским мусульманам.

timati 18 Июня 2012г.
Ответить

+100500

Яндекс.Метрика