В Киргизии идут "зачистки" - очевидец

Виталий Пономарёв
Столкновение в Киргизии постепенно сходит с первых полос газет. Киргизские чиновники докладывают о прекращении «горячей» стадии беспорядков. В то же время из разных источников звучат заявления о возможности рецидивов насилия.



При таких обстоятельствах любая информация от очевидцев событий является ценной. Корреспондент “IslamNews” побеседовал по телефону с находящимся в киргизском Оше, который был эпицентром жестоких этнических столкновений, директором Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал» Виталием Пономарёвым.



Виталий, что Вы можете сказать о ситуации в Оше на сегодня? Продолжаются ли столкновения?



Столкновений как таковых сейчас нет. Но в ночь с 20 на 21 июня проводилась военная операция в узбекском селе Нариман Карасуйского района, близ Оша. В ней участвовали сотни сотрудников силовых структур Киргизии, правда, неизвестно каких, поскольку никто из них не представляется. Операция подкреплялась БМП и вертолётами.



Проводилась она в крайне жестокой форме. Погибло на месте как минимум 2 человека, по некоторым данным от ран умер сегодня ещё один человек. Десятки людей избиты, я сам видел раненых из этого села, которых доставляли в больницу. Я побывал в селе в первый же день после операции, там уже находились киргизские правозащитники, в частности Азиза Абдырасулова. Все они были в шоке, на глазах слёзы. Женщины селения рыдали. Пострадавшие рассказывали, как к ним врывались военные, отбирали, жгли или рвали их паспорта граждан Киргизии, крушили мебель, забирали деньги, сотовые телефоны и другие ценные вещи. Пока ещё не все пострадавшие обратились за помощью. Мы прошли по домам, там были и тяжело раненые люди.



Операция такой жестокости совершенно нестандартна для Киргизстана. Она больше напоминает «чеченские зачистки». Никаких внятных объяснений причин и целей столь ужасной операции не было, кроме того, что некоторым пострадавшим говорили, что ищут оружие и возможных подозреваемых в убийстве погибшего на днях где-то недалеко от села начальника Карасуйского ОВД.



Я был 2 дня назад в этом селе. Там шла нормализация обстановки. В селе не было разрушений и жертв во время событий, кроме случая нападения неизвестных на местный пункт милиции. В селе после начала событий просто заблокировались и лишь пару дней назад по просьбе властей вновь открыли дорогу для передвижения, и вот неожиданно эта операция.



Событие это произвело шоковое впечатление, сейчас туда съехались представители ведущих мировых информагентств.



В самом Оше тоже начались «зачистки». Я был свидетелем этого на улице Интернациональной, но здесь всё проходит в корректной форме, в отличие от того, что было в Наримане.



21 июня в село Нариман приехал замминистра обороны Киргизстана (фамилию не вспомню), который обещал провести тщательное расследование происшедшего, а также уже сейчас убрать оттуда военных, уличаемых в актах мародерства и в других преступлениях. В ближайшее время, по словам замминистра, в селе останется лишь небольшая комендатура. Также замминистра сказал, что у правоохранительных органов была неправильная информация, что село является якобы «оплотом каких-то групп исламских радикалов».



Я беседовал с журналистом «Труда», находящимся здесь, он рассказал, что когда он обратился в пресс-центр ошской милиции, ему сообщили, что в селе изъяли 2 гранаты и 4 патрона, что является результатом столь грандиозной операции, с использованием бронетехники, вертолетов и спецподразделений. Использование столь внушительных сил абсолютно неадекватно тому, что там было обнаружено.



Люди в селе находятся в отчаянии. Некоторые требуют ввода российских войск, другие готовы бежать, а многие просто не знают, что делать. Вот, например, местный житель, сотрудник аэропорта, которого жестоко избили. Он говорит, что никогда не занимался политикой, бок о бок работает с коллегами-киргизами, ни с кем не враждовал. И вот сейчас он лежит, почти плача. Когда находишься здесь, всё это производит горестное впечатление.



Все эти события не соответствуют тональности и описанию сводок, которые проходят по центральному киргизскому телевидению.



Мой коллега – норвежский правозащитник Ивар Дале, прилетевший из Бишкека, утверждает, что люди на севере страны не очень понимают, что творится на юге. Показательный пример: когда я в прошлую пятницу прилетел в Ош, среди гуманитарной помощи от правительства Киргизии были штабеля отпечатанного проекта новой конституции Киргизии, в то время как у людей речь идёт о физическом выживании в ситуации, когда большинство жителей города боятся выйти за пределы района проживания.



Кто контролирует Ош? Кому принадлежит власть?



Формально власть у центрального Временного правительства Киргизии. Реально у меня впечатление, что местные власти, особенно силовые структуры, среди которых много сторонников свергнутого Бакиева, ведут сейчас «свою игру» и, мягко говоря, не всегда делают то, что им велят центральные власти. Но и у центральной власти нет достаточно последовательной политики.



То есть ситуация сложная, при которой существуют неконтролируемые вооруженные группы, в том числе интегрированные в официальные силовые структуры, которые могут использоваться в тех или иных интересах. Например, сегодня на встрече в Наримане с замминистра обороны местные жители заявляли, что совершенно не доверяют карасуйской милиции, и просили заменить её сотрудниками из Бишкека.



Есть информация, что у подразделений, переброшенных с севера республики, с местными узбеками каких-то явных конфликтов нет. Но когда речь заходит о взаимоотношениях узбекской общины с местными правоохранителями, конфликтность очевидна. Я беседовал с молодым узбеком, очень интеллигентным, образованным человеком. Он рассказал, что первое, что сделали силовики при зачистке – это ударили его прикладом автомата, из-за чего он повалился на землю. Когда он не отдал ключи от своего автомобиля, стоявшего во дворе дома, машину просто расстреляли автоматными очередями. Чуть позже он позвонил в 02 и сообщил о происходящих событиях, на что ему сотрудник отдела милиции по-русски заявил: «Так вам и надо, вас ещё мало уничтожали!» и повесил трубку.



Есть ли присутствие России или каких-то других стран в Оше?



Об этом трудно судить.



Я ещё не был в местном российском консульстве. Надо сказать, что и в селе Нариман, и в других районах Ошской области имеются люди с российским гражданством или родственники российских граждан. По их словам, когда в разгар кровавых событий они обращались в российское консульство, то не получили какой-либо эффективной помощи. В консульстве записывали телефонные номера обращавшихся, обещали перезвонить, но никто им не перезванивал. Граждане России в Оше оказались брошенными на произвол судьбы.



Лишь через несколько дней Россия смогла вызволить часть своих граждан. Замечу, например, что Китай и Туркменистан позаботились о своих гражданах сразу же, раньше чем это сделала Россия.



Что говорят очевидцы о причинах начала конфликта? Видят ли они его как межэтнический?



Несмотря на многочисленные встречи, мне пока не удалось поговорить с очевидцами того, что происходило в первую ночь зарождения конфликта, за которой последовали кровавые события.



Изложение событий сейчас происходит на основе каких-то слухов, которые уже складываются в некие стереотипы, но в разных версиях. Увы, для рядовых участников конфликт видится как межэтнический. Киргизы говорят об изнасиловании девушек в общежитии, узбеки утверждают, что на их махалли сразу стали нападать, а они оборонялись. Что-то сказать о том, кто и каким образом планировал этот конфликт, я пока не могу.



Большинство участников описывает начало конфликта следующим образом: им кто-то позвонил и сказал, что происходит то-то, соответственно надо действовать так-то и так-то.



Например, жители узбекских махаллей стали писать белой краской надписи SOS по всему городу. И когда я спрашиваю: "Зачем вы это делали и кто призвал вас писать это?" они отвечают, что звонили разные люди и говорили, что либо ООН и Россия увидят этот SОS со спутников и пришлют свои войска, либо узбекская армия с вертолётов увидит и придёт на помощь. Кто запустил эту инициативу, никто сейчас сказать не может, но эти тысячи надписей до сих пор разбросаны по всему городу на асфальте и на домах.



В этих событиях многое так: некие последствия видны, а на начальную точку трудно выйти…



Беседовал Рустам Джалилов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ibrahim-Xalil 23 Июня 2010г.
Ответить

Зухра а где и когда судили по Книге Аллаха и по шариату

Ibrahim-Xalil 23 Июня 2010г.
Ответить

ЗУХРА а когда в последний раз где то судили по Книге Аллаha

Зухра 22 Июня 2010г.
Ответить

Посланник Аллаха Мухаммад (саллАллаху алейхи) сказал: "Как только правители мусульман перестанут судить по Книге Аллаха, то тогда Всевышний посеет между ними вражду!" (Приводится в сборнике ибн Маджи)

Зухра 22 Июня 2010г.
Ответить

Посланник Аллаха Мухаммад (саллАллаху алейхи) сказал: "Как только правители мусульман перестанут судить по Книге Аллаха, то тогда Всевышний посеет между ними вражду!" (Приводится в сборнике ибн Маджи)

Яндекс.Метрика