В Нальчике обсудили истоки радикализма на Северном Кавказе

Ирина Старобудровская: В КБР превалируют силовые методы решения ситуации, но в КЧР нашли мирные подходы

Ирина Старобудровская: В КБР превалируют силовые методы решения ситуации, но в КЧР нашли мирные подходы

Теги:






2
19 Мая 2014г. (19 Раджаб)

«Почему терроризм?» задались вопросом участники общественной дискуссии, которая состоялась сегодня, 17 мая, в Нальчике при содействии института экономической политики имени Егора Гайдара. В столице КБР собрались представители всех республик Северного Кавказа, чтобы разобраться, почему молодые люди уходят «в лес», как в Карачаево-Черкесии, в отличие от соседних регионов, избежали вооруженного противостояния, и оценить роль органов власти и институтов гражданского общества в противостоянии террористическим угрозам.

По данным, озвученным правозащитником Валерием Хатажуковым, за последние несколько лет в Кабардино-Балкарии более 700 молодых людей погибли в противостоянии. «Но если к ним прибавить тех, кто казнен и похищен цифры будут в разы больше. С периодичностью в 2-3 года лидеры бандподполья уничтожаются, но на их месте появляются другие и все возвращается на круги своя», – отметил он.

Своеобразным переломным моментом, после которого проблема радикализации молодежи актуализировалась в КБР, стали события октября 2005 года – вооруженное нападение на силовые структуры в Нальчике. Но корни обострения уходят к 90-м годам, ко времени расцвета национальных движений, гражданской активности общества.

Но в начале нулевых гражданская активность была подавлена, молодые мусульмане, имена которых были известны и которые никаких признаков радикализации на тот момент не проявляли, стали маргинализироваться, свободные СМИ были закрыты, начались притеснения мусульман. Последствия такого «закручивания гаек» и привели к нынешней ситуации в республике.

Но несмотря на вооруженное столкновение, на убийства, как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и молодых мусульман до сих пор не исследованы причины, которые заставляют вполне благополучных молодых людей, зачастую с хорошим образованием, даже научными степями, уходить в подполье, отметили участники дискуссии.

Как же соседняя Карачаево-Черкесия смогла сохранить мир, не допустила силового вмешательства? Со слов кандидата экономических наук – организатора дискуссии Ирины Стародубровской, власти проявили волю и нашли пути мирного решения через диалог с молодыми мусульманами.

«В одном из селений близ Карачаевска имамом был старый, не обладающий хорошим образованием аксакал. Он вместе с другими мужчинами ходил на поминальные мероприятия, читал дуа, за что брал плату. Конечно, такая ситуация не могла устроить молодых мусульман, которые отучились в исламских вузах. Тут мог завязаться конфликт. Но муфтий республики нашел решение. Имамом селения остается тот старик, но хутбы в мечети читает молодой мусульманин. Эта ситуация устраивает обе стороны. И еще хочу отметить важный факт – наша встреча с имамом походила в администрации селения. Главное отличие Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в отношении властей к религии», – отметила она.

Попытки вовлечения молодежи КЧР в подпольные структуры были, но благодаря работе властей к успеху они не привели. В Карачаево-Черкесии молодые образованные мусульмане вовлечены в духовную жизнь, они вошли в совет алимов, в конфликтных ситуациях привлекаются Духовным управлением к их разрешению

Это же подтвердили участники дискуссии из КЧР. Со слов советника председателя народного собрания КЧР Расула Чомаева, в КЧР партия «Истинный патриоты России», которая позиционировалась как исламская, была избрана в парламент и сформировала фракцию. «К нам приходили мусульмане, мы их защищали в правом русле, привлекали СМИ, организовывали собрания общественности. Когда силовики в масках в обуви врывались в мечети, арестовывали молящихся, мы говорили, такие меры ухудшат ситуацию, молодые люди будут уходить «в лес». Говорили с силовиками, властью, духовенством. На собраниях молодые люди, чьи права были нарушены, могли свободно высказываться», – рассказал он.

А после международной правозащитной конференции в Домбае, после выступления Азрета Эркенова, который рассказал о нарушениях прав мусульман, силовики признали свои ошибки и предложили начать все с чистого лиса. «Это соглашение сохранялось до последнего времени, пока заместитель министра КЧР Карабашев не нарушил его, проведя показательную акцию с насильственным бритьем бород мусульман. Тогда он только пришел на работу и хотел показать бурную деятельность, сейчас он уже освобожден от должности», – сказал он.

Общественная дискуссия в Нальчике


Ислам пугает власти, поскольку в нем они видят альтернативу государству, отметил правозащитник из Дагестана Абакар Абакаров. «После финансового кризиса именно исламская экономика показала свою жизнеспособность. Многоженство – тоже альтернатива, сегодня страна вымирает. Государство на Кавказе все перепутало. Сегодня региону выделяется 50 миллиардов на борьбу с терроризмом. Вот откуда источники противостояния. Как объяснить молодому человеку, почему его забрали из кафе, побрили половину бороды, избили? Пока политика будет такой безграмотной, ситуация будет продолжаться», – считает он.
Он же привел страшные факты: в Дагестане были случаи, когда трупы убитых в спецоперациях молодых людей продавались родственникам. «Один шейх, внука которого убили, приказал не покупать его труп. Если мы купим, другого тоже убьют, сказал он», – рассказал Абакаров.

Говорили участники встречи о репрессивных методах работы силовиков, когда ближайшие родственники убитых в спецоперации молодых людей тоже подвергаются репрессиям, жены вызываются на допросы, снимаются отпечатки пальцев, пробы ДНК. Предлагали выработать общую региональную стратегию, либо программу по преодолению сложившейся ситуации.

«В Карачаево-Черкесии поняли, что худой мир лучше доброй ссоры, – отметила по результатам дискуссии Ирина Старобудровская, – В КБР превалируют силовые методы решения ситуации, но в КЧР нашли мирные подходы».

С ее слов, эта дискуссия первый шаг в рамках проекта «Гражданское общество на Северном Кавказе», которую реализует институт Е.Гайдара. А осенью планируются аналогичные встречи в Дагестане и Карачаево-Черкесии.

Автор: Фатима Тикаева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

greystar 19 Мая 2014г.
Ответить

Интересно..курящий препадаёт о вреде курение..а полуголая об исламе..скоро не будет казаться иным если бомжи скажут что они призиденты.

greystar 19 Мая 2014г.
Ответить

Интересно..курящий препадаёт о вреде курение..а полуголая об исламе..скоро не будет казаться иным если бомжи скажут что они призиденты.

Яндекс.Метрика