В Сирии до сих пор помнят язык пророка Иисуса

Деревня Маалюля
Сириец Элиас Хури все еще помнит те дни, когда старики в его деревне говорили только на арамейском – языке, на котором согласно преданию говорил пророк Иисус (мир ему). Тогда в деревне, связанной с Дамаском длинной и ухабистой дорогой через горы, обитало немало несториан – представителей древней христианской общины, последователей опального епископа Нестория, изгнанного из Константинополя за отказ признавать божественую природу пророка Иисуса (мир ему) и его матери – Марьям.

Теперь 65-летний, прикованный к постели Хури сетует на то, что почти забыл язык, на котором разговаривал со своей матерью. "Он исчезает, – сказал он по-арабски, сидя со своей женой на кровати в мазанке, где он вырос. – Многие арамейские слова я больше не использую, и я забыл их".



Родная деревня Хури – Маалюля, со своими домиками, живописно притулившимися на склонах гор, когда-то была далеко от сирийской столицы, Дамаска, и местные жители проводили свою жизнь здесь. Но теперь здесь мало работы, и молодежь уезжает в город, говорит Хури. Даже если они возвращаются, они уже почти не говорят на арамейском.



Автобусы в Дамаск раньше ходили один-два раза в день, теперь – каждые 15 минут, дорога по хорошему шоссе занимает около часа. Постоянный обмен с большим городом, не говоря уже о телевидении и интернете, покончил с лингвистической исключительностью Маалюли. "Молодые поколения утратили интерес" к арамейскому языку, говорит Хури.



Его внучка Катя, 17-летняя девушка, сказала несколько фраз по-арамейски: "Awafih" – "здравствуй", "alloy a pelach a feethah" – "Бог с тобой". Она изучала арамейский в основном в новой языковой школе в Маалюле, созданной два года назад, чтобы сохранить язык. Она знает еще несколько песен и учится писать на арамейском, чего ее дедушка никогда не умел.



На центральном перекрестке поселка группа молодых людей около рынка, похоже, подтверждает мрачные предсказания Хури. "Я немного говорю по-арамейски, но почти ничего не понимаю", – приводит слова 20-летнего Фатхи Муалема "Мир религий".



Маалюля, и еще две соседние деревеньки поменьше, где тоже говорят по-арамейски, все еще считаются в Сирии уникальным лингвистическим островком. В монастыре на горе, возвышающейся над городом, маленькие девочки читают туристам молитвы на арамейском, в центре города в магазине сувениров продаются буклеты, посвященные этому языку.



Профессор семитских языков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Йона Сабар говорит, что сегодня Маалюля и соседние деревни, Джуббадин и Баха, являются "последними из могикан" западноарамейского языка, на котором, по всей видимости, говорил две тысячи лет назад пророк Иисус (мир ему) в Палестине.



Но островок за многие годы стал меньше, и многие местные жители считают, что жить ему осталось недолго. И дело здесь вовсе не в притеснениях со стороны мусульман (об этом, вопреки свидетельствам самих сирийских христиан, очень любят рассказывать западные СМИ): многие арамейскоговорящие христиане, некогда проживавшие на территории современных Сирии, Турции и Ирака, обращаются в ислам и сливаются с местным населением, кто-то уезжает на Запад и там полностью теряет свою национальную и религиозную идентичность.



Стоит отметить, что в Сирии местное христианское население испокон веков жило с мусульманами в добром соседстве. В числе прочего, этому способствовала и близость вероучения христиан-несториан учению ислама.



История несторианства насчитывает более 15 веков. Основоположником этого христианского течения считается выходец из евфратской части Сирии монах Несторий, который благодаря незаурядным интеллектуальным и духовным качествам дослужился до высокого сана константинопольского епископа. Несторий был одним из тех, кто не согласился с решением Константинопольского собора, на котором был принят догмат о божественной природе пророка Иисуса (мир ему) и троице. Он также утверждал, что мать Иисуса (мир ему) – Марьям, не может быть почитаема как "матерь божья", а является "обычной женщиной".



Заявления Нестория, который даже не пытался скрывать своих взглядов от официального духовенства, вызвали скандал в Константинополе. Сначала Несторий подвергся ожесточенным нападкам со стороны придворных священников, а затем и гонениям.



Не желая вступать в неравную борьбу с Церковью, бывший епископ уединился в одном из антиохийских монастырей. А еще через некоторое время уехал в Аравию, чтобы остаток жизни провести в оазисе Аль-Харга. Несторий скончался незадолго до начала нового, Халкидонского собора, однако его последователи – вопреки ожиданиям Константинополя – не покинули своего наставника, и продолжили его дело и после смерти Нестория. В этой связи они также подверглись гонениям со стороны Церкви. Многие несториане во избежание насильственной смерти переселились в Персию, Сирию и Аравию.



Согласно преданию, пророк Мухаммад (мир ему), который в детстве совершил путешествие в Сирию вместе с караваном своего дяди Абу Талиба, встретился именно с несторианскими монахами, предсказывашими появление последнего пророка, который должен был появиться в Аравии.



Подавляющее число несториан перешло в ислам сразу после того, как до них дошла весть о пророчестве Мухаммада (мир ему). Те, кто предпочел остаться в христианстве, остались жить на своей земле, не испытывая никаких притеснений со стороны мусульман. По свидетельству историков, при мусульманских халифах несториане жили в мире и достатке.



Конец мирному существованию несториан пришел вместе с нашествием армии монголов в 13 веке, которые разрушили их поселения и заставляли отказываться от религии. К 14 веку несторианская церковь пришла в упадок, а еще через некоторое время заключила договор с Римом.



В настоящее время реформированная несторианская церковь больше известна как "халдейская церковь". Ее приверженцы проживают, в основном, на территории Сирии, а также на Кипре и в Курдистане.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика