В генах Жириновского обнаружена буртасская кровь

Кто вы, Владимир Вольфович?

При посещении Пензенской области VIP-персонами или потомками именитых предков очень часто обнаруживаются их родственные связи с сурским краем. Свою вотчину по материнской линии, будучи в ранге заместителя правительства России, обнаружила в Мокшанском районе Пензенской области экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Неожиданной сенсацией увенчались и поиски родословной знаменитого советского писателя, актера и режиссера Василия Шукшина. Его дочь Мария Шукшина разыскала корни своей фамилии на берегах реки Шукши в Лунинском районе Пензенской области, где сохранилось село с одноименным названием. Возникло оно на месте слободы, основанной в 1665 году служилой мордвой при впадении реки Шукши в Суру. В "Строельной книге города Пензы" упоминаются два поселения: мордовская Усть-Шукша и расположенная неподалеку татарская деревня Синорово (простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукшу заселили служилые русские люди. По храму село стало именоваться Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей. С ним связаны фамильные корни советского кинорежиссера Всеволода Пудовкина по отцовской линии. На берегах одноименной реки сохранились следы исторической вотчины предков русского генералиссимуса А.В. Суворова.

Кстати, Василий Макарович и Валентина Ивановна принадлежат к народности эрзя. В списке известных финно-угров, которых всегда считали типично русскими людьми, значатся также фамилии Горького, Чапаева, Маресьева, Кадышевой, Маскаева, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Вот и заместитель председателя Государственной Думы Владимир Жириновский, в ходе недавней встречи со своими пензенскими избирателями, выяснил, что его мать Александра Павловна Жириновская (урожденная Макарова) – уроженка деревни Лаушки Краснослободского уезда Пензенской губернии. На современной карте Пензенской области ее уже нет, но населенный пункт с таким названием существует на территории Республики Мордовии.

Древние предки лидера ЛДПР по материнской линии, возможно, принадлежали к финно-угорской этнической группе, так как вотчина его предков (деревня Лаушки) находилась в самом крупном центре обитания пензенской мордвы. В свою очередь одна из четырех теорий о происхождении загадочного племени буртас также связывается с мордовским этносом. Впрочем, судя по национальному составу губернии в 1897 году, татары в Краснослободском уезде также были представлены компактно. Следует обратить внимание и на то, что еще две теории о происхождении буртас связываются с тюркскими этнонимами.

Лидер ЛДПР всегда считал себя русским, так как был рождён русской женщиной. О родителях отца он однажды сказал: "Бабушка и дед, погибшие еще в войну, были русскими. Но если... историки, занявшись моей родословной и защитив на этом диссертации, найдут другую кровь, я буду только рад, поскольку президент многонациональной страны тоже должен быть многонационален". В этом смысле, наверное, Жириновский не против того, что в Пензенской области его причисляют к потомкам древних буртас.

На аудиенции с пензенским губернатором российский политик предложил Василию Бочкареву укрупнить регион, присоединив к Пензе Тамбов, Саратов и Мордовию, чтобы получился большой кусок России. "Если регион станет шире, то и дороги будет легче делать, и инвестиции проще вкладывать", – подчеркнул лидер ЛДПР. Растроганный губернатор сделал Владимиру Вольфовичу лестное предложение посетить Пензу в 2013 году, на 350-летие города. Зная об удивительных способностях Василия Кузьмича "откладывать яйца" в нескольких корзинах, по примеру его кумира Ден Сяо Пина, можно предположить, что в скором времени в Пензе установят памятник Жириновскому.

Любопытно, что в ходе встречи с пензенскими избирателями Жириновский высказался против формирования в стране однопартийной системы, выразив уверенность в том, что пройдет во второй тур президентских выборов, где будет противостоять либо Владимиру Путину, либо Дмитрию Медведеву. Но упомянув в качестве кандидата в президенты Зюганова, он предложил сразу его отбросить, а кому не нравится действующая власть – голосовать во втором туре за новую. Подразумевая, конечно, себя и ЛДПР.




Предложение лидера ЛДПР об укрупнении региона оказалось весьма кстати. В начале XXI века в сурском крае начала раскручиваться национальная идея о придании Пензенской области статуса республики, как наследницы Великой Буртасии. Тема была поднята на фоне сообщений в прессе и участившихся слухов об укрупнении субъектов Российской Федерации, и возможного расформирования Пензенской области. Эту навязчивую идею лично поддержал Василий Бочкарев.

Разработку буртасского бренда поручили советнику губернатора Александру Князеву, одержимому мистическими гипотезами. Он долгие годы занимался изучением традиций, истории и наследия древнейших народов на территории Среднего Поволжья, и пытался найти ответы на вопросы об этногенезе сурского края, представляя его колыбелью древнейших народов. Но в отличие от научных гипотез "удревление" пензенской истории выглядело намного прозаичнее.

Аналогия с древней Буртасией, как ореол мифичности, помогла бы сделать Пензенскую область более узнаваемой и привлекательной для инвесторов.

Князев и его сподвижники обратили внимание на острую полемику ученых о происхождении буртасского народа, который впервые упоминался арабским энциклопедистом Аль-Калби в конце VIII века, но затем внезапно "растворился" на территории Среднего Поволжья. Тогда они и задались целью воскресить исчезнувший народ из небытия. Согласно разработанной исторической концепции современные жители Пензенской области являлись этническими потомками аборигенов Великой Буртасии. В поисках далеких предков пензенские журналисты начали "обнаруживать" буртасские гены в крови федеральных и местных политиков.




Напомним, что пензенцы уже привыкли к тому, что их идентифицируют с буртасами. На территории региона сохранилось много гидронимов и топонимов, связанных с названием "буртас". При губернаторе Бочкареве в Пензе открыли дворец спорта "Буртасы", кафе "Буртасское солнышко", а на территории районного центра Наровчат музей истории и культуры буртас. В планы "буртасских" идеологов входила даже разработка национального гимна "Великой Буртасии", но вожделенная мечта о статусе национальной республики больше всего возлагалась на последнюю перепись населения. С ней связывались надежды на то, что определенная часть жителей региона запишет себя буртасами, но при подведении итогов они не оправдались. Пензенская общественность не пожелала вставать под знамена далеких предков.

Справка




Пензенская губерния, как административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовала с 1796 по 1928 годы. 15 сентября 1780 года в результате реформы Екатерины II было образовано Пензенское наместничество, в которое вошли территории бывшей Пензенской провинции Казанской губернии, а также части Шацкой и Тамбовской
провинций Воронежской губернии. При образовании наместничества оно было разделено на 13 уездов, включая Краснослободский. 2 декабря 1796 года Пензенское наместничество было преобразовано в Пензенскую губернию, в нее вошла также часть ликвидированной Саратовской губернии. 5 марта 1797 года Пензенскую губернию упразднили, а её уезды распределили между Саратовской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской губерниями. 9 сентября 1801 года Пензенcкая губерния восстановлена в составе 10 уездов, включая Краснослободский. В 1926 году в состав губернии входило 8 уездов, в том числе Краснослободский.14 мая 1928 года Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР Пензенская губерния была ликвидирована, ее территория вошла в состав Средне-Волжской области.

В Пензенской губернии издревле жили мордва, мурома, мещеры и буртасы. Древнейшие поселения: Мурунза на месте нынешнего города Мокшана, Мещерское на реке Хопре и Буртас в бывшем Керенском уезде. Начиная с XVII века буртасы и мурома слились с соседними народами, особенно с русскими. Мещеряки в числе 33 тысяч жили в 14 селениях, из которых 10 в юго-западной части Керенского уезда, и почти ничем не отличались от русских.

Национальный состав губернии в 1897 году был представлен: 83% русских, 12,8% мордвы, 4% татар. Мордва в числе около 187 тысяч проживала в 200 селах и деревнях Краснослободского, Инсарского, Наровчатского, Саранского и особенно Городищенского уездов. Несколько мордовских селений имелось в Чембарском и Нижнеломовском уездах.

Татары, численностью более 68 тысяч человек, жили в 89 деревнях, из которых 66 в Краснослободском, Инсарском и Саранском уездах, остальные в северной части Чембарского и Керенского уездов . В Городищенском и Нижнеломовском уездах имелось по две татарские деревни, одна в Мокшанском, в остальных уездах татарских селений не было. У татар было более 100 мечетей и 80 школ.

Мордовская деревня Лаушки расположена на реке Мокше. В 1737 году входила в Краснослободский присуд. В "Списке населенных мест Пензенской губернии"(1869) – казенная деревня из 61 двора (294 человека). В 1913 году здесь была община из 41 двора (239 ч.); дети посещали школы г.Краснослободска. В 1926 г. в деревне было зафиксировано 49 хозяйств (272 ч.). В настоящее время деревня Старогоряшинской сельской администрации Краснослободского района республики Мордовии. Население 55 человек. Преимущественно русские.

Буртасы – племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках с XIII века. Первоначально жили вдоль западного берега Волги между волжскими булгарами и хазарами, примерно на территории современных Саратовской, Ульяновской и Пензенской областей. С конца VII в. находились под властью Хазарского каганата. В VII-X вв. через их территорию двигались на север булгары, постепенно занявшие северные земли буртасов. С конца X века, после падения Хазарии, платили дань то русским княжествам, то Волжской Болгарии. В XI веке буртасы продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны. После нашествия Батыя в XIII веке буртасы окончательно исчезли, смешавшись с половцами, булгарами и мордвой. По-видимому, оказали влияние на формирование культуры мишарей и мордвы.

Земля буртасов на Средней Волге, согласно восточным источникам, может быть определена очень точно по данным Идриси. Страна буртасов была протяженностью в 15 дней пути, а дни пути рассчитаны вверх по Волге: от Итиля до Булгара – 60 дней пути, а от Итиля же до буртасов – 20 дней. День пути равен 25 км. Южный край Буртасии лежал на правом берегу Волги, почти у волго-донской переволоки (чуть севернее ее), действительно соприкасаясь с Хазарией, а северный край включал район современного Саратова. Перечисленные народы и государства, местоположение которых в IX-X вв. известно по другим источникам, дают более или менее надежные ориентиры для определения других народов по "Худуд ал-Алем". Но это лишь одна пятая часть всех ориентиров сводной таблицы.

Любопытные сведения о буртасах имеются в отказных книгах по истории заселения Пензенского края в 17 – начале 18 веков, где иногда обнаруживаются следы ушедших цивилизаций. Например, в некоторых документах упоминается некий старинный вал, построенный, возможно, еще буртасами, а вернее всего, это следы насыпной дороги времен Золотой Орды. Отмежевывая землю, подьячие обращали внимание на "старые жилища", "старые пашни". Есть упоминание о "большой поляне, что с яблонными садами" рядом с городищем. Наличие садов в пензенской Буртасии подтверждает версию о высоком уровне культуры древних насельников края. Но этническая принадлежность буртасов является дискуссионной и определяется гипотетически. Существует четыре основные теории (версии):

1. Мордовская. Предполагает буртас частью финно-угорского массива.
2. Алано-асская, отождествляет буртас с аланами на основании фактов трупосожжения у буртасов и аналогичных ритуалов у сармато-алан.
3. Тюркская. Предполагает тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами.
4. Хорезмийско-алано-сарматская. На основании принадлежности буртас к ханафитскому мазхабу и археологических данных о буртасской культовой (мусульманской) архитектуре, имеющей явные параллели с исламской и доисламской архитектурой Хорезма, включает предположение о сложении буртас на основе иранских по происхождению хорезмийцев и алано-сарматов. Будучи изначально ираноязычными, буртасы перешли на тюркский язык, подвергшись тюркизации аскизами и кипчаками.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Abu Karim 02 Сентября 2011г.
Ответить

а какую роль играет национальность? вот род Юсуповых например, эхом отдает о ногайцах с мусульманскими убеждениями... а потомки похоронены с почестями в церквах... а чем больше смеси тем ближе человек к пониманию незначительности национальности, и важности своей богобоязненности...

abdulla 26 Августа 2011г.
Ответить

Что же он тогда на могиле отца Эдельштейна в Израиле плакал?

Иса 26 Августа 2011г.
Ответить

Цитата: "Лидер ЛДПР всегда считал себя русским, так как был рождён русской женщиной." Слышал, что по материнской линии национальность определяют евреи...

AlbinaNikolaevna 26 Августа 2011г.
Ответить

:))) хорошо, что не пингвинской нации, а то гонору от этого лже-националиста Жирика необерешься... орал бы с федеральных каналов: я единственный пингвин на белом свете!!! Слава мне, любимому!!!

rsi 25 Августа 2011г.
Ответить

чисто русский человек-мордвин+еврей. русские искуственная нация.

Abu Karim 02 Сентября 2011г.
Ответить

а какую роль играет национальность? вот род Юсуповых например, эхом отдает о ногайцах с мусульманскими убеждениями... а потомки похоронены с почестями в церквах... а чем больше смеси тем ближе человек к пониманию незначительности национальности, и важности своей богобоязненности...

AlbinaNikolaevna 26 Августа 2011г.
Ответить

:))) хорошо, что не пингвинской нации, а то гонору от этого лже-националиста Жирика необерешься... орал бы с федеральных каналов: я единственный пингвин на белом свете!!! Слава мне, любимому!!!

Яндекс.Метрика