В одной из омских мечетей орудует сексот

В Омске семь мечетей

В Омске семь мечетей и одна намазхана на территории оптового рынка, сообщает сайт www.om1.ru, публикующий новости омска. Есть говорят еще молитвенные комнаты при местных колониях, но в них мне не приходилось бывать, и надеюсь, если удастся их увидеть, то только в качестве репортера: кое-кому показалось "подозрительным" поездка корреспондента исламского СМИ по мечетям города и он осведомил о своих подозрениях центр "Э".

В бывшую столицу Колчака я попал в воскресное утро. В кармане у меня лежал билет на вечерний рейс в Новосибирск, откуда на автобусе предстояло ехать в центр Кузбасса по приглашению местного муфтията. Из Тюмени в Кемерово нет прямой железной дороги, надо добираться туда окольными путями, но это было только на руку мне.

- По пути пристрелю несколько зайцев, побываю и у вас, и в Новосибирске, – предупредил я по телефону накануне выезда знакомого омского имама Закира Шарыпова.

- Мы – не зайцы, но все равно приезжай, будем рады, – отвечал имам.

Кроме того за несколько часов пребывания в Омске нужно было встретиться и взять интерью у руководителей областных казахских общественных объединений – культурного цента "Молдир" и Национально-культурной автономии, поэтому времени было что называется в обрез.

Имам Закир предоставил мне транспорт в распоряжение, и поездку по Домам поклонения Всевышнему мы начали с новой мечети на улице Гусарова, 79/Шевченко, 51. (Все ныне дейстующие мечети Омска появились в постсоветское время. Каменную историческую мечеть, построенную в 1829 году, разрушили в послевоенные годы, сейчас на ее фундаменте стоит магазин "Топаз" с кафе).

Небольшая каменная мечеть "Ихлас" примыкает к дому ее имама, пенсионера Габдуллы Кабылала Кусаинова. Пожилой человек продал свою трехкомнатную квартиру, купил дом с участком и построил во дворе мечеть. Наш приезд в "Ихлас" совпал с проведением обряда иманаречения.


- Аллаху акбар! – возглашал азан Габдулла-кажи.
- Ма-ма-а, – ревел мальчишка лет 3-4, которому давали имя, точнее подтверждали ее через азан, имя, данное при рождении.

Мать держала малыша на коленях лицом к имаму, мальчик пытался отвернуться от незнакомого дяди в чапане, родительница не позволяла ему этого сделать, и тем сильнее кричал сын. Супруга имама побежала за конфетами, чтобы успокоить ребенка.

- Тебя зовут Ильдар, – продолжал имам на казахском. – Расти умным и смелым, как Алпамыс, будь ученым. Мать твою зовут Гульнар, отца – Нурлан...

Ильдар успокоился только когда завершился весь обряд с благословением-бата.

Имам Кусаинов в прошлом учитель, имеет три высших образование, последнее – религиозное. В 1992 году ушла из жизни его жена Сафура, и он, оставшись один в 3-комнатной квартире, решил посвятить всего себя исламу. Дети выросли и проживали отдельно. В 1993-м Габдулла Кусаинов совершил хадж, поступил в Международный казахско-арабский университет в городе Шымкент в Казахстане. Там судьба свела его с нынешней супругой Ашергуль-апа.

- Так мы и живем вместе, она тоже имеет религиозное образование, окончила медресе, – рассказал имам. – На джума мечеть бывает полной, в другое время люди приходят, чтобы провести никах, другие обряды. Всем идем навстречу, кто не знает казахского и татарского, тому проводим никах на русском языке, какая разница, все люди и языки от Аллаха. Обучаем всех желающих религии.


Мусульманская организация под руководством Габдуллы-кажи входит в состав ДУМАЧР.

Ближайшая к "Ихласу" "Сибирская соборная мечеть" находится на улице 20-я Линия, 102, туда мы и отправились с водителем Кайратом, после Гусарова, 79.
"Сибирская соборная мечеть" является центром ДУМ Сибири Омского муфтията под руководством Зулькарная Шакирзьянова и единственной мечетью данного духовного управления в областном центре. Другие шесть мечетей Омска действуют – три в составе ДУМ Азиатской части России, три – автономно.

Сидевший у входа в молитвенный зал мечети Омского муфтията юноша оказался внуком Зулькарная Шакирзьянова. Парень рассказал, что учился основам ислама у своего деда Зулькарная и отца Фаниса Зулкарнаевича, который является управляющим делами при мечети. В это время из двери в молитвенном зале выглянул и тут же исчез мужчина.

- Хочешь стать муфтием, как дед? – спросил я молодого Шакирзьянова.

- Да, – улыбаясь, отвечал парень.

- Будь всегда порядочным мусульманином, – пожелали мы ему.

"Сибирская соборная мечеть" была построена в 1997 году на средства предпринимателя, главы фонда "Хиляль" Рашида Баязитова. Этот же человек построил такую же крупную соборную мечеть в Новосибирске для духовного управления Накипа Шакирзьянова, родного брата Зулькарная Шакирзьянова. Словом родственникам есть за что благодарить нижегородско-московского бизнесмена.

С 20-й линии мы направились в центр города, в автономную мечеть "Кожа Ахмет" на ул. Жукова, 97. Я был тут несколько лет назад, поэтому в глаза сразу бросились изменения. В мечети уже не было прежнего уюта, вокруг здания хлам, молитвенный зал на замке.

- Ас-саламалейкум, есть кто в мечети? – громко позвали мы.

Из каменного пристроя выглянул мужчина, представился сыном основателя и имама мечети Азкена Омарова.

- Отца нет уже, похоронили мы его, сейчас мечеть работает только по пятницам, – рассказал он. – Имама у нас нет, хутба не проводится, обычно кто-то из знающих ведет намаз. Я тут вроде смотрителя...

- Расскажите, как появилась в истроическом центре мечеть "Кожа Ахмет", – попросил я.

- У нас раньше был свой дом в Омске на 11-й линии, отец его в пятьдесят первом построил, – поведал сын имама. – В семье нас восемь детей было. К концу 80-х мы выросли, стали жить отдельно. Отец тогда решил продать дом и построить на эти деньги мечеть. С трудом в 90-е годы он получил этот участок, тут стоял полуразрушенный дом. Отец привел все в порядок, построил мечеть, мы ему помогали как могли, но имамов из нас не вышло, каждому свое.


Пожелав больше общаться с мусульманскими организациями, дабы привлечь в "Кожа Ахмет" нового постоянного имама, мы двинулись к следующей мечети под названием «Хайр-Ихсан» на ул. Богдана Хмельницкого, 140, в резиденцию муфтия Сибирского округа в системе ДУМАЧР Анарбека Жунусова.

"Хайр-Ихсан" разместился в здании бывшего шахматного клуба. Со времени открытия в 1998 году полезные площади мечети увеличились в разы. Здесь самая посещаемая мечеть Омска, мест на джума не хватает, поэтому часть двора под навесом, чтобы обеспечить людям более менее сносные условия в непогоду.


К нашему приезду в мечети проходила жаназа. У входа в "Хаир Ихсан" собрались родственники и друзья покойного, кто-то тихо плакал, другой успокаивал, говоря, что всем предстоит покинуть бренный мир, и надо смириться со случившимся. По понятным причинам мы не стали отвлекать дежурного имама (им в тот ден был Жаксылык Оспанов, выпускник московского исламского колледжа "Расул-Акрам"), и решили прочитать зухр-намаз в следующей мечети. В "Хайр-Ихсане" четыре имама, они по очереди дежурят в мечети, получается, что через каждые три сутки. Это глава Омского казыята Бота Бакуллин и имамы Муаззам Козкин, Закир Шарыпов и Жаксылык Оспанов.

Следующая наша остановка была у оптового рынка "Торговый город". Намазхану тут организовали выходцы из Средней Азии, торгующие на рынке. Под молитвенное помещение переоборудованы два контейнера, их приварили между собой и обшили снаружи железным листом. Намазхана основное время под замком, открывается только на время молитв, джума не проводится, постоянного имама нет. Намаз читают в несколько заходов, поскольку всем места не хватает.


Полуденный намаз мы совершили в мечети "Иман" на окраине Омска, в так называемом Старом Кировске. Здесь у ворот тоже было столпотворение, но уже по радостному событию. На никах съезжались все новые и новые гости, и тем растерянее становилось лицо молодого мужчины, проводившего намаз в качестве имама.

- Я не имам, просто приехал в гости с Кызыл-Ту (поселок в Казахстане), – пояснил он мне. – Люди собираются на никах, а имам Кабидена-кажи не знает об этом, его не предупредили, и дозвониться до него я не могу, телефон вне зоны доступа.

Родственник жениха, договаривавший о никахе в "Имане" с кем-то из актива мечети, нервничал. Как ему объявить родственникам молодоженов, что никах срывается, имама нет. Люди ведь не поймут, скажут, плохая примета. Время шло. Жених с невестой сидели в машине, ожидая, когда их пригласят на торжественную церемонию.

Наконец гостю из Кзыл-Ту удалось дозвониться до имама Кабидена-кажи. Тот, отчитав кого-то за то, что не предупредили его, попросил казахстанца самостоятельно провести обряд бракосочетания, поскольку он не успеет приехать.

- Вообще-то мне приходилось как-то проводить никах, – согласился гость из Кызыл-Ту.

- Пусть заходят, начнем, – сказал он, повернувшись к родственнику жениха.

Через минуту молодожены, их родные и друзья заполнили мечеть "Иман". Я в свою очередь поторопился к выходу, чтобы успеть увидеть за оставшееся время пребывания в Омске другие мечети.


Автономная мечеть "Иман" в Кировском районе работает с 1996 года, имамом ее со времен основания служит Кабиден Шамшуалинов, получивший религиозное образование в медресе города Бугуруслан Оренбургской области. Несколько лет назад в этой мечети проходил первый съезд НОРМ – Национальной организации русских мусульман, главой которой был избран омич Анатолий Абу Талиб Степченко.

Из "Имана" я уезжал в противоположную окраину милионного Омска, на Черлакский оптовый рынок, где около трех лет назад братья из Узбекистана и Таджикистана построили мечеть. Имама Черлакской рыночной мечети Абдулмалика к нашему приезду на месте не оказалось, заместитель его Фуркат сказал, что главный уехал по торговым делам в Узбекистан. Информацию с зама пришлось буквально вытягивать по крупицам, выясняя имя его и имама. В мечети рынка, как удалось узнать, проводятся джума, она ежедневно заполнена на время намазов.


Седьмую мечеть – имени Сейтказы в Ленинском районе, в т.н. местности Порт-Артур – увидеть из-за недостатка времени в тот день не удалось: меня уже ждали в обществе "Молдир".

"Сейтказы" – третья мечеть в структуре Омского казыята ДУМАЧР в областном центре. Под Дом поклонения Аллаху приспособлен бывший особняк цыганского барона Будулая, в миру Александра Антонова. Мечеть "Сейтказы" носит имя отца главы мусульманской организации Рашита Кунакбаева, экс-претендента на должность главы города.

Время быстро пролетело за традиционным бешбармаком в гостеприимном Омске. Ночью поезд мчал меня по Транссибирской магистрали далее на восток.


P.S. Спустя некоторое время после круиза по мечетям Кузбасса, по возвращению в Тюмень, автора этих строк вызвали в центр "Э" при УВД, дабы выяснить, не я ли ездил по омским мечетям и... вел проповеди. Оказалось, что в отдел по борьбе с экстремизмом в Омске поступило донесение о том, что по мечетям города ездит и "ведет радикальные проповеди" тюменец, представлящийся журналистом мусульманского СМИ. Центр "Э" отреагировал на донос направлением запроса к тюменским коллегам.

Кто мог написать чушь о "радикальных проповедях"? Этот вопрос, после разговора с силовиками, я задавал не одному активисту мусульманской общины Омска, и все они как один отвечали, что мусульманскому сообществу Омска известно имя кляузника, пищущего из года в год подобные клеветнические доносы, и ничего с этим нельзя поделать, остается только уповать на Всевышнего и терпеливо ждать.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Gayar 28 Июня 2012г.
Ответить

Мы отошли от главного. Репортаж об омских мечетях получился живым и познавательным. Я бывал в Омске в советское время о мусульманах слышно не было. А сейчас целых 7 мечетей! Жаль, что еще не научились жить сообща, но в том вина ЦДУМов. Правда, есть три независимых. Не они ли ближе всего к Аллаху? Спасибо автору! В связи с увеличением финансирования и штатов подразделений "Э" таких эксцессов будет все больше. Если раньше над сексотами стояли думающие начальники, то теперь единственная цель - увеличение показателей экстремизма для оправдания своего существования. На это ...
Читать дальше

muwahid01 27 Июня 2012г.
Ответить

Если бы написали что в какой-то мечети нет ни одного сексота, вот это было бы интересно и удивительно.

Гульбану 23 Июня 2012г.
Ответить

Крайне неприятная ситуация! Полагаю, извинились за несправедливое отношение к Вам. К чему терпеливо ждать в данном случае, если законодательство позволяет защитить свое честное имя. Уповать на Всевышнего следует, чтобы оградиться от неприятных моментов, чтобы уберечься от опасных дорог, чтобы надеяться на искреннюю поддержку окружения на Вашем жизненном пути.

Rinat Piterski 18 Июня 2012г.
Ответить

Объясните мне необразованному: что такое сексот и почему в мечети? Мне кажется, что такое название сттаьи, оскорбляет чувства мусульман и бросает грязь на наши мечети. Так могут написать только кяфиры или уличная шпана, но никак не мусульмане. Написали бы лучше: "В мечетях, орудуют стукачи спецслужб".

mageldar 18 Июня 2012г.
Ответить

"остается только уповать на Всевышнего и терпеливо ждать." - чего терпеливо ждать? нового доноса? или пока доносчик состарится и скопытится?

nursafar 18 Июня 2012г.
Ответить

Калиль, вот теперь ты ощутил своей кожей прелесть наших спецслужб. Мунафики и кяфиры всегда были между нами, всегда вредили, строили интриги...Дай Аллах, чтобы обещанное место (самое дно ада) как можно быстрее их поглотило. Амин.

Gazag 18 Июня 2012г.
Ответить

сексоты в мечетях были и будут, еще при Советском союзе так было

Gayar 28 Июня 2012г.
Ответить

Мы отошли от главного. Репортаж об омских мечетях получился живым и познавательным. Я бывал в Омске в советское время о мусульманах слышно не было. А сейчас целых 7 мечетей! Жаль, что еще не научились жить сообща, но в том вина ЦДУМов. Правда, есть три независимых. Не они ли ближе всего к Аллаху? Спасибо автору! В связи с увеличением финансирования и штатов подразделений "Э" таких эксцессов будет все больше. Если раньше над сексотами стояли думающие начальники, то теперь единственная цель - увеличение показателей экстремизма для оправдания своего существования. На это ...
Читать дальше

muwahid01 27 Июня 2012г.
Ответить

Если бы написали что в какой-то мечети нет ни одного сексота, вот это было бы интересно и удивительно.

Гульбану 23 Июня 2012г.
Ответить

Крайне неприятная ситуация! Полагаю, извинились за несправедливое отношение к Вам. К чему терпеливо ждать в данном случае, если законодательство позволяет защитить свое честное имя. Уповать на Всевышнего следует, чтобы оградиться от неприятных моментов, чтобы уберечься от опасных дорог, чтобы надеяться на искреннюю поддержку окружения на Вашем жизненном пути.

Rinat Piterski 18 Июня 2012г.
Ответить

Объясните мне необразованному: что такое сексот и почему в мечети? Мне кажется, что такое название сттаьи, оскорбляет чувства мусульман и бросает грязь на наши мечети. Так могут написать только кяфиры или уличная шпана, но никак не мусульмане. Написали бы лучше: "В мечетях, орудуют стукачи спецслужб".

mageldar 18 Июня 2012г.
Ответить

"остается только уповать на Всевышнего и терпеливо ждать." - чего терпеливо ждать? нового доноса? или пока доносчик состарится и скопытится?

nursafar 18 Июня 2012г.
Ответить

Калиль, вот теперь ты ощутил своей кожей прелесть наших спецслужб. Мунафики и кяфиры всегда были между нами, всегда вредили, строили интриги...Дай Аллах, чтобы обещанное место (самое дно ада) как можно быстрее их поглотило. Амин.

Gazag 18 Июня 2012г.
Ответить

сексоты в мечетях были и будут, еще при Советском союзе так было

Яндекс.Метрика