В одном из уральских сел перед мечетью организовали детскую площадку

Винарис Нигаматзянов
В селе Большой Турыш Красноуфимского района Свердловской области активно идет реставрация старинной мечети, она становится настоящим центром возрождения национальной культуры и самосознания народа. К возрождаемой мечети все активнее тянутся люди. Чтобы и малыши (надежда местных жителей на то, что их село продолжит свое существование) с детства приобщались к исламу, местный имам организовал на земле, принадлежащей мечети, детскую площадку. Теперь дети играют под звуки азана и с юных лет слышат благородные слова Священной Книги мусульман. О том, как восстанавливают мечеть в старинном татарском селе, IslamNews рассказал имам Большого Турыша Винарис Нигаматзянов.



С каких пор в вашей деревне существует мечеть? Какова ее история?



Наше село сравнительно большое [в 1909 г. в селе проживало 956 чел., в 1987 г. 665 чел. – прим. ред.], даже сегодня, когда многие уехали из деревни, число жителей превышает 500 чел. Согласно архивным данным, село было основано татарами, которые переселились из Симбирской губернии и Чистопольского уезда Казанской губернии. Первого поселенца звали Тореш-бабай. Отсюда и название. Поскольку деревня была мусульманской, то естественно, что жители построили мечеть. Старожилы рассказывали, что это произошло в 1886 г., однако краеведы говорят о том, что случилось это в 1905 г. Это массивное двухэтажное здание, 10х12 м., в нем три комнаты. На 1 этаже располагалось подсобное помещение. Как бы то ни было, судьба ее была типичной для всех мечетей нашего края – в 1936 г. ее закрыли: выносили из мечети и сжигали старинные книги, уронили минарет. Старики рассказывали мне, что когда минарет упал, полумесяц ушел под землю, и его потом не смогли найти. С 1938 г. в здании мечети находилась школа. После войны в ней сделали интернат-общежитие для детей из соседних деревень Верхняя Ирга, Тахтамышево, Малый Турыш. На первом этаже здания располагалась столовая, комната для учителей, на втором спальни мальчиков и девочек, учебные классы. В 1989 г. школу закрыли, детей перевели в другое место, здание пустовало и в 1994 г. старики забрали мечеть обратно и начали ее возрождать.



Как практиковался ислам после закрытия мечети? Были ли в вашей деревне неофициальные муллы?



Люди продолжали верить в Аллаха несмотря ни на что. Тайком встречались, собирались по домам, читали пятикратный намаз. Конечно, джума-намаз не проводился, не было возможности, но Курбан-байрам и Ураза-байрам отмечались обязательно. Были и неофициальные муллы. Как я себя помню, одновременно было три-четыре муллы. Имена детям давать надо было, хоронить надо – без джаназа ведь никогда у нас не хоронили. Вот только память подводит – у кого-то помню имя, у кого-то фамилию. Муллами у нас были Ибрагим-мулла, Фаизханов, Хабиб Валиевич – Хабиб-мулла. Это были очень грамотные люди, они вели здоровый образ жизни, умели читать и писать по-арабски, их родители научили. Они пользовались огромным уважением, люди их слушались. Они никуда не ездили, раньше же не было медресе. Они учились друг у друга и по старинным арабским книгам.



А не преследовали за веру?



Такого открытого преследования не было. Но могу привести пример из собственного опыта. Меня родители воспитали в религиозном духе, я каждое дело начинал с "Бисмилля", знал молитвы, немного знал арабский – отец научил. Так вот, мне во втором классе поставили кол по литературе. Учитель спрашивает: "Есть ли Бог?" Я говорю: "Есть", он твердит: "Нет", я продолжаю стоять на своем. В итоге он мне влепил единицу, я пришел домой, плачу. А отец мне говорит: "Ты про себя думай и знай, что есть. А если спросят – промолчи". В те времена нельзя было о Боге говорить.



А как вы сами стали имамом?



Когда восстанавливал мечеть. Мне сейчас 53 года, я работал до армии в деревенском совхозе трактористом, потом служил в погранвойсках на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись, вернулся в колхоз, работал там трактористом и шофером, женился. Когда хозяйство распалось, ушел к жене на ветеринарную станцию водителем, ездил на север на заработки, сейчас работаю санитаром у жены на участке. Я всю жизнь был в религии. Когда началась работа по возрождению мечети, начальство пошло мне навстречу. Я сказал начальнику: "Мне нужно в пятницу джумма-намаз проводить". И начальник ветстанции пошел навстречу, спасибо ему огромное, поэтому у меня, слава Аллаху, получается совмещать духовное служение и работу. Духовные знания я получил на семинарах для имамов, которые организуются Казыятским управлением мусульман Свердловской области. Осенью буду поступать в Казанское высшее мусульманское медресе "Мухаммадия", наш имам-мухтасиб Рафаил Сафин, наш большой друг и наставник, обещал лично отвезти в Казань.



Вы восстанавливаете историческую мечеть, дело это хлопотное, некоторые говорят, что проще построить новую, чем старую восстановить. Как идет процесс?



Мы с 1998 г. начали заниматься этим делом. Здание было в ужасном состоянии. Мы поменяли крышу, сделали новую – жестяную, школа помогла поставить минарет. Сейчас проводим внутренний ремонт. Надо молельный зал отделывать, лестницу ставить, нужна краска, алкидная эмаль, необходимо полы перестилать, стены штукатурить и белить, поменять стекольные рамы, но средств катастрофически не хватает. Тем не менее, мы с хазратом из д. Малый Турыш Фаридом Габдулхаковым стараемся вести работу по просвещению односельчан. Объясняем мужчинам и женщинам – что можно, а что нельзя делать по исламу, призываем народ бросить пить, говорим, что водка это харам. Предыдущая глава администрации поддержала мою идею устроить детскую площадку рядом с мечетью, конечно, было много противников, но сейчас детишки рядом с мечетью играют, слушают азан, приучаются с детства к исламу. Если мы к исламу детей приучим, значит, не все пропало, и сохранится наша традиция и вера, а значит, сохранится и деревня.



Историческая справка: Конечно, в деревне не помнят имена первых мулл, но архивные документы позволяют восстановить эту информацию. Дата постройки мечети действительно спорная, в Ведомости приходов Оренбургского магометанского духовного собрания за 1890-е гг. мечеть значится как "соборная" (ЦГИА РБ Ф. И-295. Оп.2 Д.8.), но дата постройки ее неизвестна. В те годы она удовлетворяла 446 прихожан мужского пола и 443 женского пола. Кроме того, к приходу была приписана одна из соседних деревень еще с сотней прихожан обоего пола. Первым мусульманским священнослужителем мечети, о котором сообщают документы, был имам-замиг и мугаллим Ахметсафа Давлетшин (родился в 1853 г.), который был назначен на этот пост 4.08.1882 г. резолюцией 3843. Ему в помощь был назначен имам и мугаллим Рамазан Фахритдинов, переведенный из мечети д. Истекаево по распоряжению Пермского губернского правления от 14.12.1901 г. 3744. Он скончался 10.10.1908 г. Следующим духовным наставником больше-турышинцев стал имам-хатып Ахтаретдин Муктасаров, утвержденный Губернским правлением 7.09.1913 г. 6004. В 1932 г. приход возглавил Гиниятулла Ахметгалин (Ахметшин). По национальности он был башкиром, родился в д. Арий Дуван-Мечетлинского района БАССР в 1868 г. В годы гражданской войны принимал участие в организации правительства "Милли Мэдэни Мухтариат" (национально-культурной автономии) в Башкирии, в 1930 г. был раскулачен и переехал на Урал, сменив фамилию Ахметшин на Ахметгалин. С 1926 по 1930 г. служил мухтасибом, в 1927 г. осужден по 122 ст. УК к 8-ми месяцам принудительных работ. А с октября 1932 г. стал муллой интересующей нас мечети. Он был последователем суфизма, поддерживал отношения с уральскими ишанами и мюридами, за что и поплатился. В 1933 г. он проходил по делу "Муридизма на Среднем Урале" – сфабрикованного процесса против мусульманских священнослужителей, которые обвинялись в призывах к народу не вступать в колхозы. Мулла Ахметшин был арестован 5.04.1933 г., а 17.06.1933 г. за антисоветскую агитацию был приговорен к ссылке на 5 лет в один из районов Остяко-Вогульского округа сроком на 5 лет (Старостин А., Бикбов И. Репрессированные имамы Свердловской области//Ислам на Урале: энциклопедический словарь. М.-Н. Новгород, 2009. С. 312)





P.S. Мусульмане д. Большой Турыш будут благодарны любой помощи – деньгами или стройматериалами для завершения реконструкции исторической мечети. К сожалению, у действующей в деревне религиозной группы мусульман нет своего счета. Если у вас есть возможность чем-то помочь благородному делу, вы можете связаться с имамом Винарисом Мустафаевичем Нигаматзяновым:

623307 Свердловская область, Красноуфимский район, с. Большой Турыш, ул. Новая, 10. тел. 8 (34394) 4-23-34






Автор: Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика