Великая степь, от Ишима до Семиречья

Автор у входа в центральную мечеть Алматы

Автор у входа в центральную мечеть Алматы

Теги:



0
25 Ноября 2010г. (18 Зу-ль-хиджа)

Круглый стол «Президент и зарубежные казахи» собрал в культурной столице Казахстана городе Алматы (бывшей Алма-Ате) в минувшую пятницу лидеров казахских общественных объединений зарубежья, писателей, журналистов, ученых. Состоялась презентация книг зарубежных казахов, изданных в текущем году. В числе представленных изданий и книга «Откочевники» Калиля Кабдулвахитова, собкора IslamNews в Сибири.

Вдоль Турксиба

От Тюмени до Алматы – 2200 километров. Расстояние это мы преодолели на Ленд Крузере главы Координационного совета казахов Тюменской области Есимхана Жантасова, спонсора книги «Откочевники», за 27 часов. Досмотр на границе занял около получаса. Таможенный союз существенно расширил перечень и вес разрешенной к провозу продукции, однако сохранил всю процедуру оформления документов, осмотра техники и груза.

- Не везете ли экстремистскую литературу? – поинтересовался таможенник на российском КПП.

Услышав отрицательный ответ, он попросил вскрыть одну из книжных пачек в багажнике, осмотрел содержимое портфелей в салоне в поисках «вредной» литературы (похоже, что некоторые книги скоро приравняют к взрывоопасным предметам), заглянул в бардачок и под капот. Казахстанский пункт досмотра мы прошли в два раза быстрее.

Ландшафт и населенные пункты Казахстана вдоль трассы до Караганды мало чем отличаются от российских аналогов т.н. приграничных территорий. Совсем другое – дальнейшее расстояние до алматинских городков-спутников. Здесь уже действительно нет ни деревца, одна голая желтая степь на сотни километров. Меняясь за рулем, мы мчались по пространству, обозначенному на карте как «Казахский мелкосопочник», то приближаясь к самой линии Турксиба, то удаляясь от нее к редким аулам. На одну тысячу километров вдоль трассы лишь один крупный населенный пункт – город Балхаш на берегу одноименного озера. Аулов и поселков значительно меньше, чем кладбищ (зиратов) со старинными глинобитными и новыми каменными мазарами-усыпальницами. По дороге, к счастью, нет проблем с автозаправками и придорожными кафе. Цены в кемпингах значительно ниже, чем на российских дорогах, а блюда равны по объему двум-трем порциям.

На этой трассе не пьют, обжигая пальцы, чай в пакетиках в одноразовом стакане. За ту же стоимость в степных кафе вам предложат целый чайник плюс молоко. Цены на бензин ниже процентов на двадцать.

Казахи зарубежья

В Алматы по приглашению Всемирной Ассоциации казахов (ВАК) приехали граждане девяти государств (России, Швеции, Германии, Турции, Узбекистана, Киргизии, Монголии, Китая, Туркмении), а также представители филиалов ВАК областных центров Казахстана. Всех гостей разместили в сине-желтом цвета казахстанского флага четырехэтажном здании (с гостиницей, кафе, конференц-залом и другими необходимыми помещениями) в центре города, принадлежащем Всемирной Ассоциации казахов.

О некоторых участниках круглого стола хочется сказать подробней. Руководитель казахских организаций Западной Европы доктор Абдулкаюм Кесиджи прилетел из Мюнхена. Он – бывший корреспондент казахской редакции радио «Свобода» (Азаттык), имеет двойное гражданство – Турции и Германии. Дед Абдулкаюма – участник казахского восстания, вспыхнувшего в конце 30-х годов в Китае, точнее на заселенной казахами части Алтая, которая оказалась под китайской властью. Столкнувшись с регулярной армией Китая, не видя перспективы, караван восставших в две тысячи человек с боями двинулся через Китай к Индии. Шли ночами, потому что днем караван расстреливали с аэропланов. Когда в боях поредел ряд мужчин, переодевали в мужскую одежду женщин, чтобы показать численность боеспособных людей врагу. Хоронили родных в пустыне Такла-Макан, в горах Тибета. В Гималаях покойных оставляли под снегом, повернув головой к Мекке, потому что камни не поддавались ослабевшим людям. В Индии беженцев ждала эпидемия. Абдулкаюм говорит, что его род не исчез, благодаря тому, что о трехстах оставшихся в живых казахах в лагере беженцев стало известно мусульманам Кашмира. Единоверцы предоставили приют на своей земле. Здесь на территории нынешнего Пакистана и родился в декабре 1952 года Абдулкаюм Кесиджи. Вскоре по решению совета старейшин Казахабада (такое название в Пакистане дали казахскому аулу) семьи эмигрантов переселились в Турцию. Абдулкаюм работал в казахской службе радио «Свобода» с 1980-го по 1995 год. После переезда редакции в Прагу, доктор Кесиджи занялся преподавательской деятельностью.

Поэтесса Нуриля Кызыханкызы приехала в Алматы из Китая. Она родом как раз из тех мест, которые покинули родные Абдулкаюма. Казахские мятежи на Алтае продолжались и после исхода в Индию. Самое известное из них – восстание под руководством Оспан-батыра Исламулы – длилось почти десять лет. В последние годы, по словам Нурили-ханым, китайцы активно заселяют Алтай, численность их в одноименном городе сравнялось с коренным казахским населением.

Из Монголии на круглый стол приехали несколько человек. Из России – представители казахских объединений Астрахани, Тюмени, Самары.

Презентацию вел первый заместитель председателя Всемирной Ассоциации казахов Талгат Мамашев. Формально Ассоциацию возглавляет сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, фактически же руководит международной организацией Талгат Мамашев, бывший министр культуры Казахстана. Талгат Асылович представил участникам встречи книги китайских авторов казахского происхождения Мурата Шаймарана, Жумадил Мамана, Кайроллы Баянбайулы, Нурили Кызыханкызы, работы граждан Монголии Актака Бабиулы, Байыта Кабанулы, Жамлики Шалулы, уроженца Алтайского края России Далелбека Батыра. Книги этих авторов были изданы в этом году Всемирной Ассоциацией казахов. Отдельно Талгат Мамашев презентовал труд профессора из Монголии Ислама Кабышулы «Туран алемi» (Мир Турана), книгу «Мурагер» первого секретаря посольства РК в Российской Федерации Сериккали Байменше, роман «Сары-Арка-Золотая степь» астраханского писателя Геннадия Васильева и «Откочевники» собкора IslamNews. Последние книги были изданы на средства частных спонсоров. Все участники круглого стола получили в дар по экземпляру от всех изданий.

Молодым везде у нас дорога…

В Алмате 33 мечети. Мы побывали в центральной мечети города, самой крупной. В субботний день на предвечерней молитве «аср» участвовало более 300 человек, в чем я убедился, специально посчитав после намаза количество занятых верующими «ячеек» молитвенного ковра. На глаза мне попался всего лишь один пожилой человек, 90 процентов молящихся – молодежь 15-25 лет.

- В нашу мечеть недавно приезжали братья из Турции, – рассказал имам мечети Жуманазар Оспан. – Они были очень обрадованы количеством соблюдающих столпы ислама молодых людей. Сказали, что у казахстанских мусульман есть будущее, потому что оно, будущее, за молодежью. В некоторых странах, по их наблюдениям, молодых людей наоборот стараются отвлечь от ислама, поэтому мечети там посещают одни старики, которые постепенно уходят из жизни, в результате мечети начинают пустовать, намазы в них перестают читаться.

В день Курбан-Айта в центральную мечеть Алматы пришли двадцать тысяч мусульман, в том числе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По словам имама, глава государства тоже провел обряд жертвоприношения.

- Назарбаев сам зарезал барана?! – удивился я.

- Нет, конечно же, у нас есть специалисты для этого, – пояснил Жуманазар Оспан. – Жертву в день Курбан-Айта в мечети принесли наши министры, генералы, многие известные общественные деятели Казахстана.

Забой жертвенных животных осуществляется в специально оборудованном помещении во дворе мечети. Активисты общины затем развозит мясо по адресам нуждающихся, в детские дома, социальные учреждения Алматинской области.

Много юношей и девушек оказалось и на просмотре спектакля в Казахском государственном академическом театре драмы имени Мухтара Ауэзова, куда участников круглого стола вечером первого дня пригласил Талгат Мамашев. В тот день демонстрировался спектакль с участием народного артиста Асанали Ашимова. Зарубежных казахов усадили на первый ряд, и они имели возможность хорошо разглядеть постаревшего исполнителя главных ролей известных фильмов «Конец атамана», «Транссибирский экспресс».

«Оралман» – значит «вернувшийся»

За пределами Казахстана сегодня проживает около пяти миллионов казахов. Более одного миллиона в России. Не все казахи являются диаспорами на землях проживания, часть относит себя к т.н. ирриденте, т.е. это коренные жители земель, вошедших в силу исторических процессов в состав разных государств. К ирриденте относят себя казахи китайской части Алтая, омичи, астраханцы, жители ряда северных районов Узбекистана. В Астраханской области проживает 160 тысяч казахов, в Узбекистане 1 миллион 300 тысяч, притом, что 700 тысяч этнических казахов из Узбекистана в последние годы уже переселились в Казахстан, получив статус оралмана-репатрианта (дословный перевод «вернувшийся» на родину).

По словам главы казахского общества в Киргизии Бауржана Ермекпаева, около 70 процентов казахов Ошской области Кыргызстана в свое время записались узбеками, потому что так им было легче посещать соседний Узбекистан, теперь же они пытаются сменить национальность в паспортах, поскольку многие намерены переселиться в Казахстан, воспользоваться статусом оралманов. С другой стороны после последней революции в Киргизии стало опасно иметь паспорт с указанием национальности «узбек».

В сибирских и уральских областях не наблюдается заметного оттока казахов на историческую родину. В известных автору случаях переселения тюменских казахов в Казахстан переселенцы не стали получать статус оралмана, они самостоятельно приобрели квартиры либо участки для строительства домов.

Сразу после круглого стола Талгат Мамашев провел отдельную встречу с лидерами казахских обществ зарубежья, рассказал о подготовке к предстоящему Четвертому всемирному курултаю казахов, который пройдет летом 2011 года в Астане. Следующий год – год 20-летия независимости Республики Казахстан. В рамках круглой даты во многих городах России общественные объединения казахов проведут мероприятия, приуроченные к 20-летию суверенитета исторической родины.

…Мы приехали в Алмату в плюс 11 градусов, покидали город в минус десять. В степи попали под снежный буран, тем не менее, обратный путь оказался на три часа короче. За сутки мы пересекли великую степь от Семиречья до Ишима.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика