Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Власти Крыма не дадут сбыться планам местного "казачества"

Крымские власти не нашли исторических свидетельств существования казачьих станиц на полуострове

Крымские власти не нашли исторических свидетельств существования казачьих станиц на полуострове

Теги:

2
09 Апреля 2012г.

Крымские власти близки к тому, чтобы отказаться от создания "казачьих станиц" на территории полуострова. Рабочая группа, созданная Советом министров автономной республики для изучения данного вопроса, не нашла доказательств того, что в Крыму вообще когда-либо существовали поселения казаков.



Напомним, созданием "казачьих станиц" крымская власть озаботилась под занавес минувшего года. В декабре 2011 г. при Совете министров Крыма даже была образована специальная рабочая группа, которой поручили разработать и представить правительству автономии план мероприятий по вопросу создания культурно-этнографических объектов в виде поселений "казаков".



Как отмечалось в соответствующем распоряжении Совета министров Крыма №709, "казачьи станицы" должны были создаваться "с целью развития культурно-познавательного туризма и сохранения казачьих традиций", а также в соответствии с планом реализации первого этапа (2011-2013 годы) Стратегии экономического и социального развития Крыма.



Главный инициатор всей этой затеи - бывший депутат Верховного Совета Крыма Владимир Черкашин, называющий себя "верховным атаманом Крымского казачьего союза", тогда пояснил, что главная цель создания "казачьих станиц" – развитие зеленого туризма в Крыму. "Работая с архивами, мы нашли точные места существования казачьих станиц в Крыму: 1771 год – в районе села Донское, 1778 – первое поселение, основанное Потемкиным, и другие. Мы не предполагаем, чтобы там кто-нибудь жил. Будем развивать зеленый туризм. Будем договариваться с районными властями, чтобы земля выделялась конкретно на станицу. Нам любая земля подойдет", – сказал Черкашин журналистам. Он также сообщил, что все здания в "станицах" будут строиться по образцу XVIII века и только за счет спонсорских средств.



"Средства из бюджета не будут задействованы. За счет спонсоров будем строить. Но все это долгосрочные проекты, пока только идет разговор", – добавил Черкашин.



Однако большим планам "казачества" по получению крымской земли "на халяву", судя по всему, не суждено сбыться. рабочая группа при Совмине решила, что вопрос о создании "казачьих станиц" на территории Крыма нуждается в дополнительном изучении. Власти нашли документы, подтверждающие факты пребывания казачьих полков на территории полуострова в годы царской России и гражданской войны (кстати, есть немало свидетельств и о существовании в Крыму казацких карательных отрядов "СС", которые в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками дислоцировались, в частности, в с. Мазанка Симферопольского района).



Однако ни одного документального подтверждения того, что на территории Крыму существовали поселения (станицы) казаков, крымским властям обнаружить не удалось. Теперь рабочая группа решила направить запросы в архивные и музейные учреждения Украины и России с просьбой документально подтвердить или опровергнуть наличие в прошлом казачьих станиц на территории полуострова.



"Казачьи" организации, разумеется, восприняли в штыки позицию властей по данному вопросу. Один из членов рабочей группы при Совмине - Антон Сироткин, представляющий "Совет атаманов Крыма", заявил, что в поиске документальных подтверждений существования станиц на полуострове нет необходимости, поскольку "присутствие казаков в Крыму является абсолютно очевидным фактом". "Вопрос стоит таким образом, что в случае подтверждения существования казачьих поселений культурно-этнографический проект "Казачья станица" может быть включен в план бюджетного финансирования, - пояснил Сироткин, - Я от имени "Совета атаманов Крыма" предложил председателю комиссии вице-премьеру правительства Крыма Георгию Псареву рассмотреть вариант создания культурно-туристических центров "Казачья станица" за счет внебюджетных средств".



Таким образом "казаки" готовы отказаться от бюджетного финансирования своей затеи - лишь бы им дали землю бесплатно. Ну, а инвестиции для ведения своего туристического бизнеса они готовы изыскать самостоятельно.



Кстати, в новейшей истории Крыма уже был прецедент, когда казакам выделили землю для организации "казачьей заставы". Было это еще в 2005 году в Коктебеле. Однако никакую "заставу", разумеется, строить никто не собирался. 2,7 гектаров земли, выделенных бесплатно в районе Тихой бухты, коктебельские "казаки" собрались... продать неким бизнесменам под строительство оздоровительного комплекса, что вызвало бурный протест со стороны "конкурирующей фирмы" - представителей т.н. Феодосийского полка Международного союза казаков, которые, очевидно, тоже имели виды на этот земельный участок. В конце концов Коктебельский поссовет решил забрать спорную землю обратно.



В том, что власти автономии не нашли свидетельств существования казачьих станиц на территории полуострова, нет ничего удивительного. Ведь, по словам историков, само словосочетание "крымское казачество" является нонсенсом. В отличие от Дона, Кубани или Запорожья, где казаки проживали исторически, Крым никогда не был ареалом их обитания. На этом же настаивают представители крымских татар, у которых часто возникали конфликты с представителями "казачьих" организаций.



"Крымского казачества в природе не существовало. И возрождать тут нечего — нет ни традиций, ни мест их поселения", — считает президент Фонда исследования и поддержки коренных народов Крыма Надир Бекиров. По его словам, при таком подходе "можно тут возрождать турецких янычар, французских зуавов и техасских рейнджеров, и они будут иметь такое же отношение к Крыму, как и казаки".



Действительно, люди, называющие себя представителями "казачества", появились на полуострове уже в годы независимости Украины. Это были, как правило, уволенные в запас военные, отставные милиционеры и прочий люд, ностальгирующий по ношению военной формы либо желающий самореализоваться столь необычным образом. Не случайно странных людей, надевающих штаны с лампасами и обвешивающих себя медалями и прочими побрякушками, в народе прозвали "ряжеными".



Первоначально "казачьи" формирования в Крыму выполняли роль своего рода охранных структур, которые работали на конкретных хозяев и защищали их бизнес-интересы. Впоследствии "казаков" стали использовать различные политические силы, в том числе для создания межнациональной и межконфессиональной напряженности на полуострове. Достаточно вспомнить инциденты, случившиеся в последние годы с участием "казачества" в селах Веселое и Морское под Судаком, в Симеизе, Партените, Бахчисарае, Феодосии и других населенных пунктах Крыма.



"Казаки появлялись пьяные в местах массового скопления народа, и своими несдержанными высказываниями в определенной мере спровоцировали крымских татар, — заявил в свое время Василий Киселев, занимавший должность первого вице-спикера парламента автономии. — Политики должны остановиться, надо принять реальные законные меры к стабилизации ситуации. Необходимо также обратиться в Минюст, Совет министров АРК, органы МВД и поставить вопрос о ликвидации ряда казачьих общин в Крыму".



К аналогичному выводу пришли и в крымской милиции. "Прикрываясь интересами якобы защиты славянского населения, эти формирования на самом деле никакой помощи органам внутренних дел в охране общественного порядка не оказывают, — заявил в 2005 году начальник Главного управления МВД Украины в Крыму Владимир Хоменко. — Этим занимаются из 22-х формирований только 5. Остальные 17 наоборот создают конфликтные ситуации в ряде регионов полуострова". В результате руководство крымской милиции вынуждено было провести встречу с представителями "казачьих" организаций и прямым текстом предупредить их о недопустимости "во-первых, дестабилизации каких-то конфликтов, во-вторых — участия в разделе-переделе имущества и, в-третьих – незаконном зарабатывании денег".



О необходимости прекратить деструктивные процессы в "казачьем" движении Крыма заявляло и нынешнее правительство автономии во главе с Анатолием Могилевым. "Настало время для пересмотра многих сложившихся за последние годы реалий, связанных с деструктивными процессами в казачьем движении, - отмечалось в резолюции круглого стола с участием руководства Совмина и представителей "казачьих" организаций Крыма. - Это, например, многочисленность самодеятельных казачьих и псевдоказачьих структур, сомнительные охранные фирмы, дискредитирующие казачество агрессивной и часто противозаконной деятельностью в интересах частных лиц и фирм. Это объединение под казачьими знаменами людей, которые не знают и не желают соблюдать казачьих традиций".



К слову, "казаки" далеко не первые, кто под предлогом создания этнографических деревень хотел получить драгоценную крымскую землю. Новейшая история Крыма знает еще одну, не менее абсурдную затею - "Землячество сибиряков Крыма", возглавляемое директором Госархива АРК Олегом Лобовым, на полном серьезе добивается выделения земельного участка в с. Генеральское (Большая Алушта) под создание... "Сибирской деревни". Даже трудно представить, в чьем больном воображении возникла идея показывать туристам, прибывшим отдыхать на Южном берегу Крыма, чукотские чумы и северных оленей.



"Крым24"



Автор: Никита Третьяков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (2) Версия для печати

Добавить комментарий

miskin-00 ★★
09 Апреля 2012г.
Ответить

эти "ряженые" качаки никогда ни в крыму,ни на дону,ни на кубани не проживали раньше.это беглые-"качаки" от царя,от закона и от религии(муртады ,они раньше были мусульманами). к сожалению их(как незаконных воинских формирований)легализовал Е Б Н,сам такой же разбойник.

    Abdulaziz1
    09 Апреля 2012г.
    Ответить

    На Кубани исторически всегда жили черкесы. После геноцида черкесов и изгнания остатков черкесов в Турцию Кубань заселили запорожскими и донскими казаками. Из них и образовали кубанское казачье войско.