Водные войны: Тест на выживаемость

Пензенские мелиораторы имеют большой опыт в строительстве гидросооружений

Пензенские мелиораторы имеют большой опыт в строительстве гидросооружений

Теги:




0
20 Сентября 2010г. (11 Шавваль)

В перечне глобальных вызовов ХХI века, которые делает человечеству природа, пожары, наводнения и засухи еще не самые страшные стихийные явления. Гораздо большую угрозу представляет собой проблема обезвоживания огромных территорий. В годы советской власти, к примеру, знаменитый ленинский призыв «Вся земля крестьянам!» внедрялся в Средней Азии под лозунгом «Вся вода дехканам!». Сегодня он стал актуален для южных регионов России и стран Центральной Азии.

По мнению авторитетных ученых трансграничный конфликт вокруг водных ресурсов, затрагивающий в основном отношения между Индией и Китаем, имеет распространение не только в Юго-Восточной Азии, но и втягивает в свою орбиту Центральную Азию, а по реке Иртыш обострил отношения между Китаем, Россией и Казахстаном.

Совершенно не случайно, что на форуме в Усть-Каменогорске, где обсуждались вопросы приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном, были подняты проблемы в сфере водоохраны. Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев предложил российскому президенту Дмитрию Медведеву разморозить похороненный в годы правления экс-президента СССР Михаила Горбачева советский проект переброски части стоков сибирских рек в южные регионы России и Казахстана. «Эта проблема может оказаться очень большой, необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона», – подчеркнул президент Казахстана.

Президент России Дмитрий Медведев коллегу поддержал, заметив, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном». Российский лидер считает необходимым выработать совместные подходы в сфере водоохраны в Центральной Азии, где есть дефицит воды, и в ряде российских южных регионов, которые пострадали в этом году от засухи. В этом направлении Россия и Казахстан намерены наращивать реализацию совместных проектов.

Заинтересованные специалисты отмечают, что в процессе работы над концепцией Водной стратегии России на период до 2020 года, разработчики пришли к мнению, что развитие водного хозяйства необходимо рассматривать и на более долгосрочный период – до 2030, а возможно до 2050 года. В обозримом будущем водные ресурсы станут одной из главных сфер российских инвестиций. Для обеспечения стабильности поставок воды в другие государства может быть создан даже специальный экономический механизм – водная биржа, что станет весомым вкладом России в глобальную безопасность. По прогнозам Всемирного банка, ежегодная прибыль частных организаций, занимающихся управлением водными ресурсами, может достигнуть к 2020 году одного триллиона долларов. В этом смысле проект переброски части стока сибирских рек может представлять большой интерес для зарубежных и российских бизнесменов, которые смогут получить свою долю на этом рынке.

Камиль Кантеев (справа): В проекте переброски части стока
сибирских рек у России есть прямой экономический интерес

«Мелиораторы Пензенской области полностью поддерживают инициативу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переброске части стока сибирских рек в южные регионы России и Казахстана, где образовался дефицит воды. Дело в том, что там будет забираться только научно обоснованная часть стока. Никакого вреда для основного стока сибирских рек проект не представляет», – прокомментировал директор ООО » Гидростроитель» Камиль Кантеев.

По его словам, о проекте, разработанном в советские годы, вновь вспомнили в 2002 году. «Тогда тоже говорили об актуальности проблемы, но инициаторов возрождения идеи подняли на смех. На самом же деле серьезной, научно- обоснованной критики, там не было. Одно только политическое кликушество. Критиковали, в основном, экологи и политики. Хотя речь шла не о повороте сибирских рек, а об использовании 5-7 процентов огромного стока для придания нового экономического импульса южным регионам России и странам Средней Азии. Ученый мир, за редким исключением, активного участия в критике проекта не принимал. Его дискредитировали идеологи той политики, которая проводилась в 90-е годы. Они и разрушили экономику России, включая водно-хозяйственный комплекс», – напомнил директор.

И вот недавно об актуальности проблемы напомнил казахский лидер Нурсултан Назарбаев. «Без водных ресурсов у южных регионов России и стран Средней Азии нет никакой перспективы для развития. Они просто зачахнут. Осуществить проект в реальности их заставит сама жизнь. Со временем вода будет дороже чем нефть. Для других энергетических видов топлива альтернативные ресурсы есть, а для воды нет, – подчеркивает Кантеев, – Россия, в этом плане, обладает огромным водным потенциалом и может рационально воспользоваться своим национальным богатством . Программа переброски части стока сибирских рек была разработана в деталях еще в советские годы, поэтому ее корректировка не займет много времени. Хотя к реализации программы еще реально не подошли, уже то, что ее озвучивают на высоком межправительственном уровне, и начали создавать идеологию необходимости ее внедрения, говорит о многом».

Кроме Казахстана в реализации проекта заинтересованы Узбекистан и Таджикистан. Они с удовольствием будут вкладывать деньги, да и Россия получит от окупаемости проекта немалые дивиденды.

Кантеев убежден, что, если вопрос о реализации водных ресурсов будет положительно решен на правительственном уровне, то, с учетом софинансирования стран Средней Азии и южных регионов России, заинтересованных в решении проблемы с дефицитом пресной воды, можно будет приступать к проектированию и строительству крупных гидросооружений.

«С экономической точки зрения очень важно то, что вода становится не просто товаром, но и является возобновляемым ресурсом. И в этом проекте у России есть прямой экономический интерес. Свидетельством тому заявление спикера Госдумы, председателя Высшего совета партии «Единая Россия» Бориса Грызлова, который призывает экспортировать воду», – обращает внимание Кантеев.

Горячую поддержку со стороны пензенских водомелиораторов нашло и заявление президента России Дмитрия Медведева о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации. На форуме в Усть-Каменогорске глава государства заявил: «К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать». По словам главы государства, если засушливый период продолжится, то России без мелиорации просто не выжить.

«Нас радует и обнадеживает то, что Дмитрий Медведев поручил правительству России разработать соответствующий комплекс мер. На фоне многолетнего разбазаривания основных фондов водомелиоративной отрасли такие заявления главы государства внушают оптимизм», – заявил руководитель мелиоративного предприятия Камиль Кантеев.

Последствия засухи

Справка. О необходимости переброски части стока сибирских рек для орошения южных районов России и регионов Центральной Азии в Российской Империи начали задумываться еще в конце XIX века. Проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря впервые разработал в 1868 году выпускник Киевского университета Я. Г. Демченко (1842 – 1912). Он же, будучи учеником седьмого класса 1-й Киевской гимназии, озвучил первоначальный вариант проекта в сочинении «О климате России».

На более профессиональном уровне идею вынашивал российский географ академик Обручев, но в 1948 году ее отклонил Сталин. Вопрос вновь поднял в 1950-х годах казахский академик Шафик Чокин. На тот период времени проблема стала уже актуальной. По прогнозам ученых народное хозяйство южных республик СССР нуждалось в больших объемах водных ресурсов. К разработке возможных схем переброски рек привлекли несколько отраслевых институтов. В 1960-х годах, когда был зафиксирован пик небывалой засухи, выводы специалистов подтвердились. Расход воды на орошение в Казахстане и Узбекистане резко увеличился. ЦК КПСС были инициированы всесоюзные совещания в Москве, Ташкенте, Алма-Ате и Новосибирске.

В 1968 году пленум ЦК КПСС поручил Госплану, Академии наук СССР и другим институтам разработать план перераспределения стока рек, а 24 мая 1970 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971 – 1985 годах». В 1971 году, по инициативе казахского НИИ энергетики, вступил в эксплуатацию оросительно-обводнительный канал Иртыш – Караганда, решивший многолетние проблемы по обеспечению водой центрального Казахстана. Конечный проект переброски части стока сибирских рек был утвержден в 1976 году на XXV съезде КПСС. Обеспечение проектной деятельности включили в «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы».

Но в годы перестройки, во многом из-за углубляющегося финансово- экономического кризиса, Советский Союз оказался не в состоянии финансировать проект. 14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о прекращении работ. Немалую лепту в «поминки» одного из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века внесла бурная полемика в советской прессе. Первоначальная идея переброски части стока рек ( 5-7 процентов от общего стока) получила политическую окраску и обрела более зловещий смысл «поворота сибирских рек».

В 2002 году идею попытался реанимировать мэр города Москвы Юрий Лужков, выступивший в поддержку проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию. И вновь прошла волна по поводу несостоятельности подобных заявлений. Массированной критике подвергся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который 4 сентября 2006 года вернулся в Астане к вопросу о повороте сибирских рек в Центральную Азию. В сентябре 2010 года на совещании в Усть-Каменогорске он вновь поднял актуальную проблему, предложив российскому лидеру Дмитрию Медведеву вернуться к советскому проекту переброски части стока сибирских рек в южные регионы России и Казахстана.

Необходимо отметить, что противники проекта, главным образом экологи, признают всю опасность последствий экологической катастрофы в Средней Азии, считая ее практически неизбежной из-за острой нехватки воды и изменений климата на планете, но при этом опасаются переноса катастрофы на российскую территорию.

Их оппоненты приводят более серьезные аргументы в защиту проекта. По мнению ряда специалистов, изъятие мизерной доли стока сибирских рек большой угрозы для экологии сибирского региона не представляет, зато перспектива обезвоживания Центральной Азии может найти серьезное отражение в вопросах геополитики.

По оценкам казахских специалистов, к 2020 году ожидается снижение объемов поверхностных вод Казахстана со 100 до 70 куб. км. Если учесть, что ресурсы Амударьи могут стать камнем преткновения в споре за водные ресурсы между Казахстаном, Узбекистаном и Афганистаном, то роль России в урегулировании конфликтных процессов значительно возрастает. Реализация проекта переброски части стока сибирских рек как раз и позволит обеспечить питьевой водой миллионы людей, что значительно укрепит геополитические и экономические позиции России в среднеазиатским и центральноазиатском регионах.

В настоящее время проблема водоснабжения актуальна для всего мира. Если в начале века в странах, испытывающих нехватку воды, проживало 40 процентов населения земли (2,5 млрд человек), то к 2025 году эта цифра составит около 5,5 млрд – 65-70 процентов. По оценкам экспертов водные ресурсы, наравне с углеводородами, могут стать причиной вооруженных столкновений между государствами и народами, а вода уже становится главным стратегическим товаром.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика