Взгляд на культуру «Братьев-мусульман»

На почтовой марке Египта - кинозвезда Жорж Абьяд. Христианин-маронит, он играл в театре, организованном «Братьями-мусульманами».

На почтовой марке Египта - кинозвезда Жорж Абьяд. Христианин-маронит, он играл в театре, организованном «Братьями-мусульманами».

Теги:




0
31 Июля 2013г. (23 Рамадан)
В наши дни, когда вокруг «Братьев-мусульман» в Египте складывается неоднозначная ситуация, возрастает интерес к этому феномену и, особенно, к специфике идеологии этой общественной силы. Однако из имеющихся источников, как письменных, так и устных пока что трудно составить полное представление об особенностях взглядов «Братьев».



Мы предлагаем читателю материал годичной давности, не утративший, на наш взгляд, актуальности, поскольку в нем достаточно систематично изложено видение «Братьями» вопросов культуры и искусства.



Египетский журнал «аль-Хиляль» организовал встречу симпозиум на тему «Вопросы культуры и искусства в идеологии «Братьев –мусульман». В нем приняли участие со стороны исламских общественных сил – д-р Халед Фахми, профессор факультета изящных искусств в университете Менуфии, д-р Махмуд Халиль, Асем Шалаби, глава Ассоциации египетских издателей, и Халед Баннура, член «шуры» (верхнией палаты парламента Египта).



Сторону «секуляристов» представляли писатель Салах Исса, Фарида ан-Наккаш, Шаабан Юсеф, кинорежиссер Магди Ахмед Али, писатель левых взглядов Ахмед Абдель-Хафез, и д-р Тарик Ноамани с факультета изящных искусств Каирского университета.



Дискуссия началась с того, что Салах Исса в лоб заявил, что для «Братьев-мусульман» вопросы культуры являются расплывчатыми и неясными. На это сразу же среагировал профессор Халед Фахми, сказавший, что, напротив, эти вопросы ясны и очевидны. «Братья» полностью разделяют египетскую культурную идентичность, которую, по его словам, хорошо сформулировал известный ученый д-р Заки Нагиб фразой: «Египтяне могут похвастаться двумя чертами: они религиозны и изобретательны».



Затем выступил писатель Ахмед Абдель-Хафез, упрекнувший «Братьев» в том, что за последние десятилетия они никак не проанализировали и не пересмотрели свои идеи. На это Халед Фахми ответил, что «Братья» имеют четкие и задокументированные положения, в которых они пересматривают многие идеи основателя организации, Хасана Аль-Банна, в частности, по вопросу множественности политических партий. Изначально считалось, что такое многообразие «разорвет нацию». Ныне же опубликованы документы, в которых «Братья-мусульмане» выражают свое согласие с идеей политического плюрализма, что в конечном итоге и привело к созданию Партии Свободы и Справедливости. Также, добавил Фахми, изначально «Братья-мусульмане» противились участию женщин в политики. Сейчас этот принцип, сформированный под влиянием «салафитов» уже не действует, и с 1994 г. «Братья» признают право женщин на участие в общественной и политической деятельности.



Режиссер Магди Ахмед Али также выступил в обвинительном ключе, обвинив «Братьев» в том, что они все еще живут в «салафитской» фазе развития. Взгляды «Братьев» на искусство и творчество режиссер охарактеризовал, как жесткие, предвзятые и нетерпимые.



Д-р Фахми возразил фактами, приведя пример Фатимы Абдул-Хади, супруги одного из лидеров исламской организации. Она пишет в своих воспоминаниях, что организовала вместе с сестрами по организации театральную труппу и выступала перед публикой в Египте. При этом, ни имам, ни главный муршид «Братьев» не препятствовали выступлениям Фатимы и ее подруг в аудитории, в том числе и мужской. Более того, она со своей стороны убедила лидеров организации, таких, как известного факиха Сайеда Сабика и многих других посещать их спектакли. Д-р Фахми также напомнил, что еще на заре своей деятельности «Братья-мусульмане» имели культурные программы, поэты и деятели других видов искусств принимали участие в работе организации. Более того, «Братья-мусульмане» часто приглашали поэтов, не являющихся членами организации, для участия в таких программах.



В ответ на прозвучавшие обвинения со стороны писательницы Фариды ан-Наккаш, что среди «Братьев» не найдешь реформаторов, Фахми возразил: «Братья – мусульмане» всегда были реформаторами, учивших и учившихся на истории дел своих предшественников, и действовавших с учетом этого». Он вспомнил также заявление Талаата Харба (1867-1941, известный египетский экономист, основатель Банка Египта – IN) о том, что «…Братья-мусульмане всего лишь люди. Однако их вклад в национальную культуру превышает 60%. Мы должны сосредоточиться на общем для нас культурном знаменателе». Профессор также упомянул, что Хасан аль-Банна призывал своих последователей к жертвенному труду на благо своего отечества – Египта. А известный египетско-коптский мыслитель современности Миляд Ханна в своей книге «Семь столпов египетской идентичности» писал, что «Братья-мусульмане» приняли все его идеи, не отвергнув ни одной.



Другой участник дискуссии с «исламской» стороны, издатель Асем Шалаби указал на то, что в своей нынешней политической платформе «Братья» подтвердили отказ от какой-либо предварительной цензуры в творчестве, и считают, что его необходимо внести в Конституцию в качестве основополагающего принципа. «Все интеллектуалы и люди творчества должны действовать на основе самоцензуры, в соответствии с собственными убеждениями и внутренним кодексом чести», – - добавил он. Издатель также упрекнул секулярных интеллектуалов в иронично-снисходительном отношении к призывам к диалогу со стороны «Братьев-мусульман». По его мнению, не следует уравнивать между собой все исламские общественные движения, между ними часто существует серьезная разница.



Далее, секулярист, д-р Тарик Ноамани обвинил «Братьев» в «пещерном менталитете» и «подпольном» образе мыслей. Но Шалаби возразил: «Когда был создан Египетcкий Фронт Творчества (ассоциация преимущественно деятелей секулярного направления, созданная в январе 2012 г на опасениях, что мусульманские силы начнут наступление на свободу творчества – IN), я связался с доктором Имадом Абу-Гази – министром Культуры, и заявил о стремлении вступить в него в качестве члена, работать в его рамках, на основе механизмов и методологии этой. Министр сказал мне, что нет никакого смысла в присоединении: если человек из «Братьев» придет со своим просветительским или творческим проектом, он однозначно будет запрещен». Шалаби также подтвердил, что в любой интеллектуальной или политической среде существуют различные течения мысли, и их не следует смешивать между собой.



А в качестве красноречивой иллюстрации всего сказанного «исламская» сторона дискуссии напомнила такой факт: уже в 1934 году, через шесть лет после основания движения «Братьев-мусульман», они создали свой театр, который сыграл восемь пьес. В труппе театра было от 30 до 40 актеров, в том числе и ливанский христианин по происхождению Жорж Абьяд, звезда раннего арабского кинематографа.



По материалам Ikhwan Web

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика