Жанна Немцова: Принципы исламского банкинга в экономике выведут Россию в мировые лидеры

Жанна Немцова, глава департамента в управляющей компании

Жанна Немцова, глава департамента в управляющей компании

Теги:




0
06 Марта 2009г. (09 Раби аль-авваль)
Жанна Немцова призывает ввести принципы исламского банкинга в российской экономике. По ее мнению, переложение его основ на ценности демократического общества может изменить экономические отношения исключительно в лучшую сторону. Три обстоятельства позволят России стать мировым финансовым лидером, считает дочь известного политика, – это отмена процентных ставок в экономике, совершенствование законодательства, защищающее частную собственность, и разумная налоговая система."Необходимость изменения финансового устройства мира уже никто не оспаривает. Европа начинает строить социалистическую финансовую систему, национализируя банки, ограничивая заработную плату сотрудников частных компаний и регулируя деятельность инвестиционных и хедж фондов", – пишет в своем блоге Жанна Немцова. Таким образом, деятельность финансовых структур становится не только малоприбыльной, но и бесполезной, считает эксперт.



"В том, что США вогнали весь мир в глубочайший финансовый кризис, тоже никто не сомневается. Экономика США, в отличие от европейской, построена исключительно на удовлетворении интересов крупного бизнеса и регулируется процентной ставкой Федеральной Резервной Системой (ФРС). И это не удивительно. Что нужно для развития крупному бизнесу: занять подешевле, вложить подороже, основную часть прибыли забрать себе, остатки отдать кредиторам. Такой механизм перераспределения денег в пользу очень богатых работал бесперебойно много лет", – пишет Жанна. И если, по ее мнению, отстроенная и выгодная крупному бизнесу система дала сбой, ее нужно менять.



Виной сбоя являются крупные банки с высокими инвестиционными рейтингами. В погоне за повышением процента прибыли, банки, пользуясь своей призрачной надежностью, привлекали под очень низкие проценты депозиты и размещали привлеченные средства в особо рискованные активы под очень высокие проценты. "В нашей стране, идущей по американскому пути развития, ситуация с банками еще более комичная. Мелкие банки занимались сбором денег под проценты и перераспределением их своим дочерним структурам, как правило, занимающимся высокодоходным девелопментом, в частности строительством коттеджей и домов. Крупные, на самом деле, кредитовали экономику, но предпочитали опять больший процент доходов оставить себе, а не делиться со своими вкладчиками", – сообщает автор блога. И приводит пример: типичная ситуация для банка: процентная ставка по депозиту значительно недотягивает до инфляции, а эффективность вложений самих банков ее существенно превышает. Вкладчики же привлекаются исключительно обещанием гарантированно выплачивать проценты. А нужна ли такая экономически неэффективная для вкладчика гарантия? – задается вопросом Жанна Немцова. И отвечает: Нет, так как деньги все равно обесцениваются.



Автор делает вывод, что нужно менять финансовую архитектуру, фундаментом которой служат процентные ставки. "Необходимо обратить внимание на принципы, на которых базируется исламский банкинг. Переложение его основ на ценности демократического общества может существенно изменить экономические отношения. И изменить их исключительно в лучшую сторону", – утверждает Жанна. И далее разъясняет основной принцип исламского банкинга – запрет процентов.



Банк и заемщик организуют общий фонд (типа ПИФа из двух учредителей) который покупает имущество и сдает его в аренду заемщику, к примеру так осуществляется аренда дома, купленного банком. Арендные платежи поступают обоим учредителям "фонда" и заемщик постепенно выкупает долю банка в этом фонде. Здесь, как и в наших ПИФах, запрещено привлекать деньги за счет имущества фонда (закладывать его). Получается, что заемщик делит с банком и риск и доходность. В европейской же системе и риски и доходы сосредоточены в банке, что несправедливо.



Основной проблемой исламской экономики эксперт считает, по ее выражению, "божественную власть правителей и государства", где якобы "частная собственность не священна, неприкосновенна только госсобственность". "Это сильный тормоз развития исламского банкинга. Сочетание же его с демократическими принципами развитого общества даст серьезный результат", – сообщает автор. И предлагает рассмотреть пример экономических отношений в исламе.



"Если у человека есть сбережения и он хочет их приумножить, он вкладывает деньги в кредитный фонд (разновидность ПИФа), инвестиционная декларация которого его устраивает. Например, этот фонд вкладывает деньги в малые и средние предприятия, занимающиеся торговлей. Когда такому предприятию нужен кредит на три года, оно приходит в фонд и предлагает ему часть своих акций или долей. Фонд анализирует деятельность предприятия, его бизнес-модель и бизнес-план и, если все устраивает, покупает его часть. Предприятие в течение 3-х лет выплачивает собственникам и фонду дивиденды, а потом собственники выкупают у фонда проданную три года назад часть по заранее установленной цене. В этом случае человек, разместивший свои деньги в фонд, получает всю заработанную предприятием на его деньгах прибыль. Вы спросите, где же банки? А их и нет. Они просто становятся ненужными. Фонды их полностью заменят. Нужна только расчетная система, уже созданная нашим Центральным Банком. Отсутствие процентных ставок, как таковых, позволит и с инфляцией бороться, и марджин-колов избегать", – сообщает автор.



Жанна Немцова резюмирует, что отмена процентных ставок в экономике, дальнейшее совершенствование законодательства, защищающее частную собственность, и разумная налоговая система позволят России занять место Америки и стать мировым финансовым лидером.



"Для Россия идея интересная и новаторская, где учтены российская ментальность и исламские ценности. Для ее воплощения необходимы специалисты с двух сторон – российские представители традиционной экономики и исламские экономисты, владеющие нюансами исламского банкинга", – прокомментировал IslamNews предложение Жанны Немцовой председатель Асоциации культурно-просветительских и общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов.



Однако, по его мнению, автор идеи некорректно интерпретирует положения шариата в отношении частной и государственной собственностей. "В исламе все принадлежит Аллаху, а человек только Его наместник", – говорит Мухамед Саляхетдинов. Он замечает, что согласно шариату, любой вид собственности, в том числе и частная, является неприкосновенной, "как если бы это была рука обладателя этой собственности".



В свое время праведный халиф Умар бин Хаттаб вознамерился расширить пределы самой почитаемой у мусульман мечети – Каабы. "Но даже в этом случае правитель уговаривал жителей Мекки предоставить свои земли на наиболее для них выгодных условиях. Кто-то не соглашался, и Умар попытался надавить на несогласных. Его остановил другой сподвижник пророка – Али, заявив, что халиф не имеет права таким образом требовать у людей их личную собственность", – рассказывает глава "Собрания".



Уже в настоящее время в Исламской республике Иране государство, выступившее с инициативой строительства мавзолея аятоллы Хамейни в предместьях Тегерана, выкупило земли значительно выше рыночной стоимости, поскольку хозяин земельных участков долгое время не соглашался продать свою собственность. "Возможно, Жанна Немцова наблюдала в некоторых мусульманских странах иную ситуацию, где шариат используется не в полную меру или где происходят злоупотребления", – замечает руководитель "Собрания".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика