Зулкарни - хаджи: Путь к исламу и ради него

Зуркарни –хажи уделяет  огромное внимание изучению основ Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей, повышению их образования.

Зуркарни –хажи уделяет огромное внимание изучению основ Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей, повышению их образования.

Теги:








0
07 Августа 2011г. (07 Рамадан)
Такие имамы, как Зулкарни-хажи Тилов всегда были совестью народа. Именно они своими проповедями, советами помогают людям быть терпимыми друг другу, прийти на помошь ближнему, помочь страждущему, не сломаться в трудный час, сохранить нравственный дух многих поколений своего народа. IslamNews рассказывает читателям о трудном и тернистом жизненном пути Зулкарни-хаджи.



Известный религиозный деятель современной Кабардино-Балкарии имам Зулкарни Тилов родился в 1940 г. в родовом селе Губасанты Баксанского ушелья. В марте 1944 года балкарский народ был выселен и маленький Зулкарни вместе со своими родными попал в Южный Казахстан.



Ислам всегда играл важную роль в жизни балкарцев, в годы депортации исламская идеология оказала особое влияние на мировоззрение репрессированных людей, а неформальные духовные лидеры внесли свою лепту в национальное самосознание балкарцев. Зулкарни с детства отличала особый интерес к исламу, однако он не сразу смог получить богословское образование к которому он стремился. В 1961 г. Зулкарни поступает в Алма-Атинский сельскохозяйственный техникум и в 1964 г. с блестящими отметками оканчивает его и получает диплом землеустроителя.



В течение более трех лет он работает топографом и объездил в составе геофизической экспедиции почти весь Казахстан. В 1967 г. руководство техникума приглашает своего бывшего студента на работу. Зулкарни до 1975 года ведет со студентами занятия по практике , щедро деляcь своими знаниями. Карьера Зулкарни в техникуме складывается удачно: начальство ценит ответственного и грамотного преподавателя, а студенты души не чают в умном , эрудированном и высоконравственном своем наставнике.



Зулкарни, который с детства проявлял большой интерес к исламу и учился в тот период времени, когда такого рода учеба не поощрялась, смог получить домашнее исламское образование: читал Коран и писал на арабском языке. Его целью было получить хорошее исламское образование. В тот период такое образование в СССР можно было получить только в г. Бухаре (Узбекская ССР) в училище медресе «Мир – Араб». Но в это училище поступить было очень трудно, желающих было много, а принимали ежегодно не более двух-трех десятков человек. Настойчивость, огромное желание учиться и знания Зулкарни позволили ему осуществить свою мечту и в 1975 г. в числе 24 счастливчиков он стал студентом медресе «Мир-Араб». Чтобы поступить в него он выдержал трудный вступительный экзамен, который он сдал в числе нескольких сот абитуриентов, желающих учиться в «Мир-Арабе». В 1980 году Тилов завершает учебу в этом престижном исламском учебном заведении и получает приглашение от муфтия Северного Кавказа Геккиева Махмуда, который хотел , чтобы такой грамотный специалист работал на должности кадия в Кабардино-Балкарии.



Однако приехать в Кабардино-Балкарию в тот раз не удалось, несмотря на то, что Зулкарни был готов приехать и даже купил билет на самолет.



Зулкарни предстояло два года после окончания медресе отработать по направлению в Казахстане, где он жил. Он был направлен для работы в Джамбульскую область и стал имамом двух районов: Меркенского и Лугового.



Приехав на место, Тилов увидел, что мечети как таковой нет, а есть полуразвалившийся домик, который был построен в 40-ые годы депортированными в эти края чеченцами. Мечеть эта была в полуразваленном состоянии и нести там службу было небезопасно для жизни прихожан, т.к. в любой момент крыша могла обвалиться. В тот период времени молодые люди в мечети практически не ходили, религиозные обряды выполняли старики, завоевать у них авторитет молодому имаму было не просто. Следует сказать, что чеченцы, ингуши, балкарцы, турки-месхетинцы, которые были депортированы в Казахстан в 40-ые годы ХХ века имели высокую степень привязанности к исламу и степень религиозности у них был выше, чем у самих казахов. Несомненно, это обстоятельство определяло и более высокую степень доверия прихожан к имамам из числа депортированных народов, к которым относился и Зулкарни Тилов.



Зулкарни решил, что необходимо построить новую мечеть, но сделать это без разрешения из Москвы было рискованно, но Тилов поговорил с прихожанами и все пришли к мнению, что надо строить новую мечеть. Это начинание получает всенародную поддержку и каждый житель населенных пунктов Меркенского и Лугового района считал своим долгом внести посильный вклад в объявленный сбор средств на строительство новой мечети. Имам Тилов заключает договор подряда с одной из строительных организаций Меркенского района и строительство мечети идет быстрыми темпами, но это строительство не остается без внимания властей. В один из дней Тилова вызывают в райком партии и интересуются, чем он там занимается. Зулкарни объясняет, что по воле народа начал строительство мечети, однако власти не одобряют это начинание и грозят снести стройку.



Тилов обращается за поддержкой к прихожанам мечети и люди организуют дежурство. Прихожане мечети, в основном люди пожилого возраста (казахи, узбеки, турки-месхетинцы, чеченцы, киргизы), многие из них участники Великой Отечественной войны, ветераны труда не дают бульдозеристу приблизиться к строящейся мечети. Тилов понимает, что оборона мечети не решит всех проблем с властями и пишет письма в ЦК КПСС и в обком партии Казахской СССР. Под этими письмами подписываются несколько сот человек, в конечном счете разрешение на строительство мечети было получено. После строительства мечети в райцентре Мерке авторитет имама Тилова еще больше возрастает, а мечеть становится центром религиозной жизни не только этих двух районов, но фактически всей Джамбульской области. Новая мечеть не может вместить всех желающих , которые прибывают на пятничную молитву в Мерке. В 1982 исполняется еще одна заветная мечта Зулкарни совершить хадж в Мекку.



Имам Тилов Зулкарни в конце 80-х –начале 90-х годов ХХ века становится одним из самых почитаемых, уважаемых и авторитетных религиозных лидеров в Казахстане. В числе членов официально делегации от Казахстана он встречается в 1989 г. с М. Горбачевым и получает разрешение на открытие в Казахстане Духовного управления мусульман.



Однако с годами в нем просыпается непреодолимая любовь к горам Кавказа, к своей земле и в 1992 г. он решает вернуться на родину, а так как его родового гнезда Губасанты нет, то он поселяется в сел. Былым.



В Кабардино-Балкарии начало 90-х годов ХХ века – время значительных перемен в общественно-политической и религиозной жизни. Такому знатоку ислама как Зулкарни –хажи в Кабардино-Балкарии находится непочатый край работы. Он был назначен имамом сел. Былым, где не было мечети, а многие не знали основные каноны ислама. Зулкарни –хажи с энтузиазмом приступает к любимому делу- исламскому просвещению людей, привитию исламских нравственных норм. И вновь Зулкарни хажи приступает к строительству мечети- второй уже раз в своей жизни. Несмотря на ряд серьезных трудностей со сбором средств на новую мечеть (глубокий экономический кризис в экономике сказался на материальном уровне жителей села, галопирующий рост цен на строительные материалы), в сел. Былым благодаря энтузиазму, упорству, вере имама Тилова мечеть была в скором времени построена. Ему также удалось построить при своей мечети прекрасное медресе, которое очень быстро приобрело статус одного из лучших в республике. В течение около 10 лет это медресе окончили около двухсот мальчиков и девочек из Быллыма и окрестных населенных пунктов.



В эти годы Зулкарни –хажи уделяет особое внимание исламской обрядности, ее очищению от чуждых ей явлений, много сил и времени отдает вопросам нравственности. Советы и замечания прихожанам высказывает ь открыто с трибуны, но без указания имен, или лично, без свидетелей. К имаму приходят решить самые разные вопросы: семейные, имущественные, духовные. И каждому он находит ответ, помогает советом, поддерживает морально, оказывает в случае необходимости материальную поддержку прихожанам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.



В конце 90-х годов Зулкарни-хажи становится имамом Эльбрусского района. В эти годы он самой большой и ответственной частью своей деятельности он считает идеологическую работу через СМИ. Постоянно выступает с проповедями по телевидению, радио и на страницах периодической печати. А вскоре благодаря спонсорам начинает издавать газету «Ислам и общество». Эта газета получает в республике широкое признание, т.к. в ней были даны ответы на вопросы, волнующие мусульман республики, в ней освещалась религиозная жизнь республики, порой критиковалось руководство ДУМ КБР за недостаточное внимание к проблемам мусульман республики, пассивность, авторитаризм в работе.



Зуркарни –хажи уделяет огромное внимание изучению основ Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей, повышению их образования. Он написал несколько десятков статей по проблемам ислама, а его хутбы стали настолько популярны, что в последние годы их тиражируют и слушают и в других мечетях республики.



Автор: С. Аккиева, доктор исторических наук

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика