Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Автопробег в честь Рамадана. День первый

Головная машина автопробега с «командующим колонной» казыем Фатыхом Гарифуллиным

Головная машина автопробега с «командующим колонной» казыем Фатыхом Гарифуллиным

Теги:

1
01 Августа 2011г.

Российско-казахстанский автопробег «Дружба Тюмень-Кокшетау», стартовавший 25 июля, в ночь на пятницу благополучно вернулся на место постоянной прописки участников акции.



Под знаменем ислама



Автопробег стартовал в семь утра в понедельник, после краткого инструктажа у молитвенного дома Казыятского управления мусульман Тюменской области.



- Палатки, спальные мешки все взяли? – спросили напоследок участников.

- Да, - отвечало старшее поколение.

- Нет, - говорила молодежь, - спать будем в машинах.

Утро 25 июля. Проверка готовности к автопробегу возле молитвенного дома Тюменского казыята Утро 25 июля. Проверка готовности к автопробегу возле молитвенного дома Тюменского казыята




После такбира (восхваления Всевышнего), автоколонна под разноцветными знаменами выдвинулась в направлении южной границы. В потоке машин на улицах Тюмени водители быстро растеряли друг друга, и уже на трассе по мобильной связи узнавали, кто где едет и кому следует надавить на газ.



- Что за праздник сегодня, почему с утра с флагом? - поинтересовался водитель попутной машины, когда наша «десятка» застряла почти на час в автомобильной пробке, образовавшееся в результате ремонта моста между городами Ялуторовск и Заводуковск.



- Автопробег в честь Рамадана, - просветили мы земляка.



Ветер хлестал зеленое знамя так, что распустил нитки на краешке полотна, но это обнаружилось лишь когда, преодолев на скорости триста километров, мы прибыли в город Ишим. Daewoo Nexia Зуфара Мухамедшина, руководителя отдела спорта Тюменского казыята, и вовсе подкатила к месту сбора с торчащим из окна, как копье, голым флагштоком. Он и экипаж не заметили, на каком километре ветер сорвал с древка бело-сине-красно-зеленый флаг Тюменской области с изображением оленьих рожек. Далее колонна пошла под флагами России, Казахстана, и зелеными знаменами Тюменского казыята и Духовного управления мусульман Азиатской части России, без главного символа области.



Южный форпост



Ишимцы встречали автопробег у въезда в город, на пересечении трех дорог, ведущих в Тюмень, Омск и Петропавловск. Здесь к колонне присоединилась Toyota Camry из Курганской области с Ахмадуллой Хабибуллиным из села Юлдус (заместителем главы Курганского казыята) и мусульманским активистом из города Шадринск Колой Байдашевым. Всего в автопробеге участвовало 25 человек. Старшему, пенсионеру Фариду Баязитову, 68 лет, младшему - Евгению (Яхье) Кондратову – 18.



Когда все экипажи были в сборе, заиграл гимн Российской Федерации, затем к участникам акции обратился председатель комитета по культуре Ишима Данил Султанов.



- Я рад от имени главы города Сергея Путмина приветствовать вас на ишимской земле, - сказал он. – Неслучайно сейчас звучал гимн России, потому что Ишим – это последний город, который вы минуете, прежде чем пересечь государственную границу.



Председатель Ишимской мусульманской организации Жамиля Мурзанова по казахскому обычаю осыпала гостей конфетами.



- Счастливой дороги, дорогие мусульмане! Со священным Рамаданом вас, пусть крепнет дружба России и Казахстана, мы должны быть всегда вместе, - сказала она.

Встреча на ишимской землеВстреча на ишимской земле




Глава Казыятского управления Фатых Гарифуллин в ответном слове поблагодарил ишимцев за теплую встречу. После торжественной части разговор продолжился во дворце культуры Ишима, где комитет по культуре организовал угощение для участников автопробега - приготовил восточный плов.



В Ишиме, бывшем уездном город Тобольского наместничества, сегодня действует одна небольшая мечеть, построенная в конце 90-х на средства фонда «Дар уль Бир» (ОАЭ), имамом ее служит пенсионер Бекен Садуп. Находится мечеть на окраине города, в поселке Стрехнино. Несколько лет назад администрация предоставляла мусульманам большой участок в центральной части города для строительства соборной мечети, однако дело из-за отсутствия спонсоров не сдвинулось дальше проектной документации. По словам Жамили Мурзановой, мусульмане добровольно отказались от земли, поскольку сложно было платить арендную плату за неиспользуемый участок.



После Ишима машины уже не отрывались друг от друга и шли единой колонной до государственной границы. Пограничный контроль мы прошли легко, без пристрастного досмотра, как это было раньше, когда на границе действовал таможенный контроль.



Петропавловск-Кызылжар



Тюменский казыят заранее уведомил органы власти Акмолинской и Северо-Казахстанской областей об автопробеге в честь Рамадана, поэтому на казахстанской стороне нас уже ждали две полицейские машины с мигалками для дальнейшего сопровождения по территории Казахстана. Вместе с полицией приехал и представитель управления внутренней политики областного акимата - молодой мужчина по имени Сабыржан. После приветственных слов он проинформировал, что в Казахстане закон не допускает разъездов по дорогам с флагами иностранных государств, поэтому знамена пришлось положить в салоны машин.



Дорога на Петропавловск была пуста, ни одного встречного транспорта, лишь стоящие на обочине трассы автомобили различных марок. Машины стояли в траве у края дороги, поэтому сначала нам подумалось, что это транспорт грибников, и только через десяток километров дошло, что автомобили съехали на обочину при виде нашего кортежа.



- У нас в Тюмени так бы не уступали дорогу, - удивлялись парни в салоне.

На улицах Петропавловска водители сигналили, приветствуя колонну, прохожие махали руками. Возле соборной мечети «Кызылжар» нас также ждали. Старейшины, весь мусульманский актив во главе с имамом Касымханом Исаевым пришли чествовать участников необычного автопробега. После приветственных речей и обмена подарками гости совершили намаз, затем состоялось угощение в дамхане при соборной мечети, ничем по интерьеру не уступающей хорошему ресторану.

Встреча возле мечети Петропавловска «Кызылжар»Встреча возле мечети Петропавловска «Кызылжар»




Дамханы – хороший источник для бюджета мечетей Казахстана. В них регулярно проводятся мероприятия, в основном поминального характера, суннат-тои (праздники в честь обрезания) и другие значимые в жизни верующих события. Пригласить домой 200-300 человек не каждому под силу, арендовать кафе и рестораны не всем по карману, поэтому дамханы при мечетях с их недорогой арендной платой хороший выход из ситуации.

Бешбармак для почетных гостей в дамхане мечети «Кызылжар»Бешбармак для почетных гостей в дамхане мечети «Кызылжар»




Имам мечети «Кызылжар» Касымхан Исаев, он же главный имам Северо-Казахстанской области, рассказал, что соборная мечеть в Петропавловске была построена в 2005 году. Всего в городе насчитывается три мечети, четвертая строится.



- Есть ли в Петропавловске татарская мечеть? – поинтересовался кто-то из нашей делегации и получил утвердительный ответ: да, есть в городе и «татарская» мечеть. Позже в Кокшетау мы посещали «ингушскую» мечеть. В культурной столице Казахстана Алмате, например, есть «уйгурские», «чеченская» мечети, где проповеди ведутся на соответствующих языках, но все они являются филиалами Духовного управления мусульман Казахстана.



Петропавловск возник в 1752 году в местечке Кызылжар, как крепость Новой линии Российской империи на южных границах Сибири. Прежняя пограничная линия, за которую кочевникам запрещалось переходить, проходила через Ишим. Об этом, в частности, свидетельствуют записки военного инженера, исследователя Ивана Андреева (18 век): «…границы сего народа (казахов - Авт.), со времени взятия Сибири и по совершенном покорении татар, от реки Ишима, где ныне город Ишим, на реку Тобол, где город Курган, и на рекуж впадающую в Тар, где город Тара. Но в последующие времена, по учреждении и заведении Иртышской линии до крепости Устькаменегорской, отнесены так же и отграничены в 1752 году Новой линиею от Звериноголовской чрез Тарскую, Ишимскую и Тобольскую дистанции на крепость Омскую, то сии киргизы или, по тогдашнему названию, Казачья орда, отошли далее в степи».



Новая линия состояла из 11 военных укреплений, одним из которых стал Петропавловск. Первые мечети были построены в 18 веке местным баем Касымовым и татарскими купцами. Всего до революции в городе насчитывалось девять мечетей, здания некоторых сохранились до наших дней.

Мусульманам Петропавловска пришелся по душе главный девиз автопробегаМусульманам Петропавловска пришелся по душе главный девиз автопробега




В Петропавловске мы обменяли рубли на тенге. Как оказалось, за год со времени последнего приезда в Казахстан курс тенге существенно понизился, сейчас 1000 российских рублей равны 5200 тенге, год назад за одну тысячу давали 4800 тенге.



Следующим пунктом остановки автопробега «Дружба Тюмень-Кокшетау» был город Щучинск Акмолинской области. На границе двух областей наш кортеж перешел под команду других полицейских.



В вотчине ханов и атаманов



К соборной мечети Щучинска наш кортеж подкатил, когда на величавые горы Казахской Швейцарии опускались сумерки. Мы подоспели как раз ко времени вечернего «акшам» намаза.

Прибытие в Щучинскую мечетьПрибытие в Щучинскую мечеть




- Вы находитесь в центральной мечети Бурабайского района Акмолинской области, открытой два года назад, - начал свой рассказ имам Щучинской мечети Токсанбай Шарипов, когда, после намаза и чаепития в дамхане, гости расположились вкруговую перед михрабом. – В Казахстане сегодня насчитывается более двух с половиной тысяч мечетей, они работают на основе единого устава и являются филиалами центральной мечети ДУМ Казахстана в городе Алмате. 75 % населения Казахстана являются мусульманами, 20 % составляют православные и 5% - приверженцы иных христианских конфессий. Религия в Казахстане, как и в России, отделена от государства, и мы не предоставляем трибуну ни одной политической партии, как это происходит в России, где перед выборами представители некоторых политических партий посещают мечети и щедро раздают обещания.



О ситуации в России имам Токсанбай Шарипов знает не понаслышке. Он родом из Омска. 16 лет проработал имамом в омских мечетях «Кожа Ахмет» и «Хайр Ихсан». Три года назад, приняв казахстанское гражданство, пройдя аттестацию в Духовном управлении мусульман Казахстана, стал главным имамом Бурабайского района Акмолинской области. Я поинтересовался, не сожалеет ли он о переезде в Щучинск.



- Я жалею только о том, что не сделал этого раньше, - отвечал имам. – Поймите меня правильно. Говорят, не хлопай дверью, из которой вышел. Я ничего плохого не хочу сказать о России, проблема в самих мусульманах. Как-то по приезде сюда я говорю здешним мусульманам: «Все у вас хорошо, но нет того, что есть у нас в Омске». Они спрашивают, что же такое особенное есть в Омске. Я отвечаю: «У нас солнце пять раз восходит, и пять раз заходит». «Как это?» - не понимают они. Я говорю, что по одному расписанию намазов солнце в Омске восходит в 5.00, по второму расписанию в 5.02, по третьему - в 5.05. Расхождения порой в российских мечетях не только во времени молитв, но и в окончании времени поста или наступлении дня праздника жертвоприношения.



По мнению Токсанбая Шарипова, до тех пор, пока нет единства, работа имамов российских мечетей будет напоминать «бег белки в колесе». В Казахстане, считает он, единство достигнуто благодаря личности муфтия ДУМ Казахстана Абсаттара Дербисали, ученого-востоковеда и дипломата, являющегося также председателем совета муфтиев центральноазиатских государств.

В белых чапанах имам Токсанбай Шарипов и его наиб-имамы (заместители)В белых чапанах имам Токсанбай Шарипов и его наиб-имамы (заместители)




Щучинск, как и Петропавловск, возник в результате продвижения отрядов Сибирского казачьего войска вглубь степи. В 1850 году казаки основали станицу Щучинскую рядом с живописными горами и озерами, где некогда находилась ставка самого влиятельного казахского хана Абилмансура (Аблай-хана). Как и в Петропавловске, большинство населения Щучинска составляют русскоязычные казахстанцы. В последние годы этнически облик северных городов заметно меняется за счет притока репатриантов, этнических казахов, в основном из Китая, Монголии, южных областей Казахстана. Меняется и архитектура населенных пунктов севера Великой степи, вырастают минареты, звучит азан, призывая правоверных на молитву, и никто не требует с пеной у рта запретить азаны, которые «нарушают покой», никто также не против звона колоколов на церквях, которых немало в бывших станицах и крепостях.



Далее наш путь лежал в курортную зону Боровое, где планировалось разбить палаточный лагерь.



Продолжение следует.



Практически каждая фирма может предложить услуги по авто выкупу автомобилей. В основном выкупаются внедорожники. Можно заниматься реализацией машин, которые побывали в аварии, неисправны. А можно просто сбывать машины, скидывая их изначальную цену. Многие компании, которые занимаются такой услугой как срочный автовыкуп, о которой вы можете на сайте http://vykup-avto.skymotors.com.ua/, сами приобретают машины по выгодным ценам. Если человек обращается в такую компанию за покупкой авто, то его цена будет гораздо ниже рыночной. В настоящее время эта услуга получила большое распространение среди населения. Скорость проведения всех необходимых операций тоже приятно удивляет.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (1) Версия для печати

Добавить комментарий

BERGMAN ★★
02 Августа 2011г.
Ответить

Интересное предложение, !