Большая игра продолжается

news-RwuaKk3pxW
Россия боролась с Западом на Востоке в течение двух столетий. Нынешнюю же конкуренцию между нашей страной и США за Центральную Азию следует рассматривать как продолжение того давнего противостояния, напомнил недавно Михаил Леонтьев в телевизионной передаче «Большая игра».

После распада СССР произошло резкое ослабление позиций России в Средней Азии. Однако в последние пять лет наметился радикальный перелом на восточном направлении благодаря значительному укреплению государственной мощи и обороноспособности России, повышению ее международного авторитета и усилению ее роли в мировых делах.



Сближение РФ с партнерами по СНГ способствует тому, что диалог Москвы с соседями по Содружеству становится более конкретным и предметным. Дополнительный мощный импульс приобрела деятельность таких организаций, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС. В повестку дня переговоров включаются новые взаимовыгодные проекты в области энергетики, транспорта, создания крупных объектов инфраструктуры.



Важным направлением восточной политики России стал саммит лидеров прикаспийских государств в Тегеране, состоявшийся в октябре нынешнего года. В Каспийском регионе, как известно, сосредоточено не менее 10 процентов мировых запасов нефти и газа. При этом страны Южного Кавказа обладают довольно скромными нефтегазовыми богатствами. На долю Азербайджана (единственного в регионе обладателя нефтегазовых ресурсов) приходится всего 0,6 процента разведанных мировых запасов нефти и 0,8 процента мировых запасов газа. Встреча глав пяти стран Каспия – России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана завершилась подписанием итоговой декларации. И хотя от переговоров в Тегеране не стоит ждать ответов на все вопросы, тем не менее на них проявился наступательный динамизм внешней политики России. При нашем активном влиянии президентам прикаспийских государств удалось обозначить внешнеполитические цели на ближайшую перспективу. Принятая в иранской столице декларация – по сути дела, политическая платформа, определяющая фарватер развития сотрудничества в Каспийском регионе на ближайшие годы.



В российской политике учитывается, что в ближайшей перспективе на постсоветском пространстве Туркменистан будет оставаться ключевым наряду с Россией игроком на рынке энергоресурсов. В мае этого года президент Путин стал первым мировым лидером, прибывшим с визитом к президенту Гурбангулы Бердымухаммедову. Главы России, Туркменистана, Казахстана поручили правительствам подготовить договор о строительстве Прикаспийского газопровода /ПКГ/ в обход Каспийского моря на север. По оценкам экспертов, реализация данного проекта позволит увеличить доставки туркменского газа в Россию с теперешних 50 до 90 млрд. кубометров в год.



Зависимость Европы от Москвы в энергетической области давно является предметом спекуляций политических элит ЕС и США. Не случайно, что после смены руководства в Туркменистане США реанимировали идею поставок энергоносителей из Центральной Азии на рынки Запада. Евроатлантическая концепция энергетической безопасности предусматривает налаживание экспорта газа в Европу из Центральной Азии в обход российской территории. Важным элементом энергетической стратегии ЕС в Брюсселе считают проект строительства Транскаспийского газопровода /ТКГ/, который проляжет по дну Каспийского моря, после чего газ с месторождений в Туркменистане и Казахстане пойдет по маршруту Баку – Тбилиси – Эрзурум /Турция/. Гипотетическое сооружение ТКГ даст гарантии загрузки газопровода Nabucco из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. В ближайшие годы будет идти упорная борьба за пути транспортировки углеводородов из региона Центральной Азии на европейские рынки.



Предлагаемый Россией проект строительства газопровода является самым оптимальным транзитным коридором доставки туркменского газа внешним потребителям, принимая во внимание как экономические, так и политические аспекты взаимодействия Москвы и Ашхабада. Лоббируемый же США и ЕС план сооружения ТКГ через Турцию и проамерикански настроенные страны Закавказья сопряжен со значительными издержками.



Слабым звеном проекта ТКГ является прежде всего нерациональность с технической точки зрения предполагаемого маршрута его прокладки. Как может быть разумным путь строительства этого газопровода, если он определяется сугубо политическими факторами? Игнорирование географических условий и в первую очередь рельефа местности при планировании маршрута приумножит стоимость этого проекта. Ведь чтобы не вести линию трубопровода по суше через территорию находящегося в немилости у Вашингтона Ирана, его предполагается проложить по дну Каспийского моря.



Другая, и не меньшая трудность – коридор транзита «голубого топлива» пересечет территории Азербайджана и Грузии, раздираемой внутриполитическими конфликтами. Дальше труба тянется в Турцию, в том числе в районы проживания курдского населения. Ситуация с новым витком курдской проблемы, имеющей давнюю историю, в комментариях, очевидно, не нуждается. Этот конфликт не так давно пересек границу Турции, чьи вооруженные силы проводят армейскую операцию с привлечением разных видов войск в приграничных районах на севере Ирака. Фактор перманентной политической нестабильности по предполагаемому маршруту газопровода делает весьма маловероятным сооружение, а тем более функционирование и стабильное обслуживание газопровода.



Сама идея прокладки трубопровода по дну Каспийского моря вызывает множество вопросов. О каких крупных инженерных проектах здесь может идти речь без определения правового статуса Каспия? До консенсуса в позициях сторон по всему комплексу проблем – по делимитации (установлению границ) дна, использованию морских ресурсов, разграничению водного пространства еще далеко, особенно когда речь идет о Южном Каспии. Кроме того, чрезвычайно важны вопросы, связанные с охраной экологической среды. «Экологическая безопасность должна стать мерилом безопасности всех проектов, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов», – так в Тегеране обозначил позицию своей страны президент Путин. Подход России был одобрен партнерами по саммиту и нашел свое отражение в итоговой декларации, где важное место отведено экологии Каспия.



В целом возможная интеграция Туркменистана и Казахстана в столь крупные проекты по поставке энергоносителей в Европу транзитом через Турцию способна поставить Ашхабад и Астану в политическую зависимость от состояния турецко-европейских связей. Глубокие культурно-исторические разногласия между Турцией и ЕС в подходах к ключевым проблемам государственного развития в ХХI веке, в частности, по вопросам соблюдения прав человека, проблеме Северного Кипра, историческим оценкам геноцида армян, делают весьма вероятным превращение трубопровода в «разменную карту» в спорах Анкары и Брюсселя.



Втягивание Ашхабада в план сооружения Транскаспийского газопровода приблизило бы США к созданию выстроенной под себя мировой энергетической модели, которая предусматривает установление вашингтонского контроля за основными районами добычи углеводородов, транзитными коридорами их доставки и реализацией энергоресурсов. Важным звеном этого проекта является концепция «Большой Центральной Азии» (БЦА), установление Соединенными Штатами своих правил добычи и распределения энергоносителей, предполагающих в том числе и создание системы газопроводов и нефтепроводов в обход России. Достижение таких целей возможно лишь при создании в районах их добычи и зонах транспортировки проамерикански настроенных режимов.



Концепция БЦА предусматривает также установление плотного военного присутствия американцев в регионе. В последнее время со стороны США предпринимались неоднократные попытки «поучаствовать» в организации военно-морских сил Азербайджана якобы под предлогом обеспечения безопасности трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Также делались предложения по развитию военно-технического сотрудничества Туркменистану и Казахстану. Президент Назарбаев дал резкий ответ Бушу и его команде: «На нашем общем море не должно быть стороннего военного присутствия». Такой подход был зафиксирован в итоговой декларации «пятерки». Но это сейчас, а что будет завтра?



В ХХI веке Россия совершила прорыв на международной арене. Сегодня она, сплачивая южных соседей по СНГ, налаживая конструктивные связи с Китаем, продолжая плодотворное сотрудничество с Индией и ведя диалог с нефтяным гигантом Ираном, вышла на совершенно иной геополитический уровень. Россия и прикаспийские страны посылают ясный и недвусмысленный ответ Вашингтону: все стоящие перед этим регионом проблемы: включая вопросы безопасности и социально-политического развития, а также экономического взаимодействия и совместного использования природных ресурсов, они намерены решать самостоятельно.

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика