Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Борьба с исламом на духовной почве невозможна - Святейший Синод

К.П.Победоносцев

К.П.Победоносцев

Теги:

2
25 Июня

Среди прочих последствий рокового для царского самодержавия дня 9 января 1905 г. оказалась необходимость осуществлять обещанное еще в 1903-1904 гг. «расширение» пределов религиозной терпимости. Это ускорило обсуждение в Комитете министров соответствующего законодательного документа.

Как полный крах дела всей своей жизни воспринимал его подготовку некогда всесильный, а ныне заметно утративший былой авторитет и влияние обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев. Он всегда с тревогой относился к процессам, происходящим в мусульманском мире. Он постоянно подчеркивал особое значение в деле укрепления «устоев монархии» деятельности православного миссионерства и церковных школ в мусульманских районах империи, подготовки «полемической антикораники» для «состязания с исламом».

Оценивая с горечью теперь все происходящее, Победоносцев в марте 1905 г. писал: «Задумывается предоставление свободы мусульманской пропаганде. Это дело страшное. Ислам – страшная сила, ни на минуту не опускающая своего оружия… Мусульманская религия не имеет себе подобной по интенсивности веры и фанатизма,… объединению ее во всем мусульманском мире. Борьба с ней на духовной почве невозможна… У нас, особенно на восточных окраинах и в восточных областях наших,… лет 30-40 тому назад основаны были крещено-татарские школы… Школы эти [теперь – Д.А.] должны погибнуть под напором мусульманской пропаганды, когда ей представлена будет свобода – и тогда вся масса инородцев, [отпав от православия – Д.А.] мало-помалу омусульманясь, составит… громадную мусульманскую силу… Мусульманство… растет, имея ряды проповедников… и постоянные связи с азиатскими и африканскими центрами мусульманства».

Развитие революционных событий не позволило, однако, самодержавию медлить с принятием решения о расширении «религиозных свобод». 17 апреля 1905 г. появился указ о «веротерпимости», где был обещан ряд уступок нехристианским, в том числе мусульманским подданным империи. В частности, предполагалось: упростить вопрос об открытии новых мечетей, мусульманских учебных заведений – мактабов и мадраса, изменить порядок избрания и назначения лиц высшего и низшего «магометанского духовенства», учредить особые духовные управления для мусульман Северного Кавказа, Степного края и Туркестана.

Наконец, Манифест 17 октября 1905 г. легализовал свободу обсуждения насущных вопросов русской жизни, в том числе «мусульманского дела». Теперь допускалось существование целого ряда мусульманских общественных организаций и собраний (мусульманские съезды, мусульманская фракция в I-IV Государственных думах и т.д.). Однако реального желания обсуждать вместе с мусульманами проблемы ислама в России у царского аппарата не было. Наибольшей поддержкой со стороны имперских властей в последнее десятилетие существования монархии пользовались наиболее традиционалистски настроенные, выступающие против каких-либо преобразований и реформ круги российской мусульманской общины («кадимы»).

Автор: Дмитрий Арапов

Советский и российский историк-востоковед

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (2) Версия для печати

Добавить комментарий

харон
26 Июня
Ответить

Ислам принимали народы, фонетика которых совпадает с арабской фонетикой, при этом изменения в фонетике предшествовали принятию ислама. К принятию ислама народы были подготовлены волей Всевышнего, и подготовка заключалась, в том числе, в приведении фонетики их языков в соответствие с арабской фонетикой.И выбор христианства, при крещении Руси, был определен отнюдь не волей князя Владимира и соображениями выгоды или большей приемлемости обрядов и т.п., а особенностью русской речи, то есть фонетикой русского языка. Да и не было, по сути, выбора. Ни один народ со славянской или схожей фонетикой - ...
Читать дальше

Гамлет
25 Июня
Ответить

С Исламом бороться не нужно, нужно бороться за мусульман, чтобы освободить их от заблуждения и привести к спасению. Для этого самому нужно познать Божественную любовь.