Мазхабы разные, халяль общий. По следам круглых столов

Круглый стол

Центральный муфтият совместно с Московским представительством международного университета «Аль Мустафа» в канун Рамадана провел круглые столы, посвященные актуальным вопросам халяльного питания. Представители разных исламских правовых школ рассказали о позиции своих мазхабов относительно мяса и морепродуктов. На очереди, уже после Рамадана, встреча по обсуждению дозволенности/недозволенности пищевых добавок и ГМО – что говорят факихи разных мазхабов об этом явлении современности?

Видеозаписи круглых столов, размещенные в сети Ютуб, пока набрали небольшое количество просмотров, хотя тема очень актуальная, волнующая тысячи правоверных мусульман. Не будет преувеличением сказать, что тема жизненно важная, поскольку от того, что употребляет человек в пищу зависит его духовное и физическое состояние, его иман и его здоровье.

Небольшое количество просмотров объясняется тем, что Центральный муфтият – еще очень молодая централизованная религиозная структура, ей только три года, и некоторые наши единоверцы могут перепутать ЦМ с ЦДУМ из-за сходства в названиях. Но, благодаря своей позиции: «Пусть будет выслушана каждая сторона», Центральный муфтият под руководством Анара Рамазанова может быстро стать узнаваемым, ведь мусульманам сегодня очень не хватает открытого доверительного разговора, когда представители разных мазхабов собираются за одним столом (не для галочки ради по инициативе сверху) и обсуждают общую проблему. За свое четвертьвековое наблюдение за жизнью российской уммы автор строк впервые видит, чтобы общую актуальную тему за одним столом обсуждали вместе представители ханафитского, шафиитского мазхабов суннизма и джафаритского мазхаба шиизма. Для полноты картины не хватает участия представителя ханбалитского мазхаба, получившего распространение в РФ, благодаря процессам глобализации и исламского ренессанса в 90-е и нулевые годы.

Еще одним плюсом организуемых Центральным муфтиятом круглых столов является привлечение к разговору мусульманских научных экспертов. В частности, ваш покорный слуга, благодаря словам на круглом столе врача-хирурга Сергея Зязина, исполнительного директора научно-просветительского центра «Аль Васатыя – Умеренность», утвердился во мнении для чего Всевышний создал животных и дозволил человеку умерщвлять их.

Хотя в моей семье потомственных скотоводов, овец, бычков, коней и птицу резали с тех пор, как помню себя, лично меня с возрастом это дело стало сильно угнетать. Есть мясо нравилось всегда, а вот смотреть как режут было тяжеловато. Поэтому за свою жизнь я не умертвил ни одно крупное животное. Птицу резал, но потом плохо спал. По юности не раз пытался перейти на вегетарианскую пищу, но больше чем на неделю меня не хватало. А ларчик открывается просто: белки и жиры животного – это строительный материал для человека, его незаменимый конструктор, особенно в детском возрасте. Поэтому и создал Всевышний живые рогатые и безрогие конструкторы с хвостами и копытами, лишив их руха, коим одарил только одно Свое творение – человека.

Сергей Юрьевич также коснулся вопроса чрезмерности в употреблении мяса. Незаменимые мясные белки и жиры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека, могут стать разрушительными при чрезмерном увлечении ими. В свое время, десять лет назад, книга шейха Мухаммада Садыка по здоровому питанию стала, по словам Зязина, последней каплей к принятию им ислама. Спустя два года врач-хирург выпустил свою первую книгу на насущную тему.

Интересно было послушать Сергея Юрьевича по части адабов питания, которые несут разную смысловую нагрузку: духовный адаб – упоминания имени Всевышнего, социальный – делиться пищей с нуждающимся, гигиенический – есть правой рукой, противоэпидемиологический – есть из общей посуды то, что ближе к тебе и т.д.

Еще одним экспертом на встрече выступил директор научного центра религиозного питания Алимжан Галеев, имеющий немалый опыт борьбы с контрафактом, и опыт судебной тяжбы с производителями фальсифицированной продукции, выдаваемой за халяль. Эта тема, как и вопрос дозволенности/недозволенности механического способа забоя на птицефабриках, волнует, повторюсь, тысячи и тысячи мусульман, поэтому полезно будет услышать из первых уст, какие существуют инструменты для противодействия производителям фальсификата и контрафакта, а также мнения относительно механического забоя. Кстати, в скором времени Алимжан Галеев с коллегами планируют запустить сайт «Харам-контроль», где будет размещаться информация о недобросовестных предпринимателях и организациях, обманывающих корысти ради доверчивых мусульман.

С позицией ханафитского, шафиитского и джафаритского мазхабов по вопросам что считать халяльным мясом и какие морепродукты являются дозволенными участников круглых столов ознакомили имам-хатыб Центрального муфтията Марат Кикматуллин, председатель ЦРО Муфтият Урала и Свердловской области» муфтий Фаузи Сидо и выпускник Международного университета «Аль Мустафа» Айрат Баешев.

Дозволено ли мясо, забитое приверженцем ислама, не практикующим религию, и людьми писания? Обязательно ли поворачивать животное передней частью в направлении Каабы при забое? Какое из насекомых является халяльным? Какие животные являются халяльными, а какие харамными, с точки зрения шафиитов, джафаритов и ханафитов?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить посмотрев следующие видеозаписи:

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика