Татарстанская экспедиция «По следам мамлюков» достигла Египта

Сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ с профессором Каирского университета Гамалем Абд Рехем

Сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ с профессором Каирского университета Гамалем Абд Рехем

Теги:



1
25 Декабря 2022г. (01 Джумада ас-сани)

Делегация из Татарстана во главе с Миргалеевым Ильнуром Мидхатович руководителем Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш.Марджани АН РТ посетила Египет.

Сотрудники Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Ш. Марджани АН РТ встретились с профессором Каирского университета Гамалем Абд Рехем.

22 декабря 2022 г. сотрудники Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова в сопровождении профессора Каирского университета Гамаля Абд Рехем посетили средневековый некрополь города Каира. Профессор показал мавзолей и рассказал о захоронении золотоордынской принцессы Тулунбай, просватанной в XIV веке за египетского султана ан-Насира.

Делегация посетила и другие мавзолеи и мечети мамлюкских султанов, которые осуществляли тесные дипломатические контакты с Золотой Ордой. В ходе обмена мнениями было решено продолжить исследования в данном направлении при сотрудничестве ученых Каирского университета и Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

С мамлюками в Египте связано множество реальных исторических событий и архитектурных памятников.

Знаменитый средневековый мыслитель Ибн Хальдун назвал мамлюков поборниками веры и защитниками мусульман, сохранившими «нрав кочевников, не испачканный дурными качествами, не перемешанный с грязью наслаждений, не испорченный благами цивилизации...», остановили продвижение крестоносцев и были единственной военной силой, способной противостоять монгольским войскам, стремившимся после захвата Багдада на запад, в Сирию и Египет. Государство, созданное мамлюками, просуществовало около двухсот пятидесяти лет.

История возникновения дипломатических отношений между Египтом и Золотой Ордой напрямую связана с именем мамлюкского султана Бейбарса.

При султане Бейбарсе были установлены тесные взаимоотношения с золотоордынским ханом Берке. Главной целью такого союза явилось желание двух государств нивелировать роль Хулагуидского государства на международной арене. Важной составляющей дружественных взаимоотношений явился и тот факт, что по происхождению сам Бейбарс был из кыпчакских племен. Согласно данным его основного биографа Абд аз-Захира Бейбарс происходил из рода Барлы. Бейбарс оставил свой след не только в истории мамлюкского Египта, но и во всемирной истории мусульманского мира. В отношении взаимосвязей Бейбарса с золотоордынским ханом Берке большую роль сыграло как продвижение своих политических интересов, так и сохранение культурной идентичности.

Между ноябрем 1261 года и октябрем 1262 года (660 г.х.) султан Бейбарс поручил аланским купцам отвезти свое письмо хану Берке. Султан поздравлял хана с его недавним обращением в ислам и призывал его бороться с Хулагу во имя джихада.

После укрепления позиций Золотой Орды во времена правления Узбек хана, мамлюкские султаны еще больше стали упрочивать свои взаимоотношения с Золотой Ордой. Одним из значимых шагов в сближении двух стран был династический брак между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной из чингизидского рода по имени Тулунбай.

В XIII-XIV вв. культура в Египте достигла наивысшего расцвета в силу сложившихся исторических условий и покровительства мамлюков, выступивших защитниками ислама, сумевших превратить это государство в центр арабо-мусульманской культуры. Мамлюкский Египет занимал важное место не только в арабо-мусульманской, но и во всей культуре человечества.

В государстве, и в первую очередь в Каире, благодаря огромным сокровищам, собиравшимися мамлюками, развернулось блестящее строительство. Изменились сами здания и их формы. Здания отличались грандиозными размерами.

Благодаря покровительству мамлюков искусству и наукам XIII-XIV вв. стали периодом расцвета культуры в Египте и Сирии. Каир превратился в важнейший культурный центр. В XIII-XIV вв., в эпоху воин с монголами Египет стал главным убежищем для мусульман со всего света. В Египте появилось много мусульманских ученых и философов, ремесленников и учителей, чья безопасность была гарантирована военной мощью Мамлюкского султаната. И конечно же, представители науки и искусства способствовали расцвету культурной жизни Египта.

В мамлюкском Египте создавались всеобщие истории (Абу-ль-Фида, 1273-1331; аз-Захаби, 1274-1353 или 1347; Ибн Касир, около 1300-1373 и др.).

Ведущее место в арабской историографии занимали египетские историки, авторы трудов по истории мамлюков, исторических энциклопедий (Ибн аль-Фурат, 1334-1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364-1442), аль-Айни (1361-1451), оставившие многотомные сочинения по политической, социально-экономической и культурной истории Египта. С 1381 г. до смерти (1406 г.) в Египте жил Ибн Халдун – один из величайших историков средневековья. Одним из лучших летописцев своего времени, запечатлевших и историю мамлюков считается историк Абд ар-Рахман ибн Исмаил абу-Шам (1203-1267), автор сочинения «Китаб ар-раудатайн фи ахбар ад-дуалатайн» («Книга двух садов об известиях двух династий»). Мухия ад-дин ибн абд аз-Захир (1223-1292), создавший ценнейший источник по мамлюкам Египта. «Ар-рауд аз-Захир фи сира аль-Малик аз-Захир» («Цветущий сад жизни Ясного Государя»), был личным канцлером султана Бейбарса. Значительные материалы по истории мамлюкского Египта содержатся в труде сирийского ученого Шамс ад-дина Абу Абдуллы ас-Суфи ад-Димашки «Нухбат ад-дахр фи-аджаиб аль-бар ва-ль-бахр» («Отрезки времен о чудесах суши и моря»). 31-томное сочинение сына каллиграфа, а впоследствии величайшего энциклопедиста Востока Шихаб ад-дина Ахмеда ан-Нувайри «Нихайат аль-араб фи фунун аль-адаб» («Предел желаний в отношении отраслей образованности») считается лучшей биографией мамлюков. Следующий автор, полное имя которого Шихаб ад-дин абу-л-Аббас Ахмед ибн Али аль-Калкашанди, создатель 14-томного энциклопедического труда «Субх аль-агша фи сина аль-инша» («Прозрение незрячего в искусстве письма»), заслуживает более подробного представления. Этот египетский историк, чиновник и педагог преподавал в Александрии историю государства и права. Начав там сочинять вышеназванный труд, он проработал над ним всю жизнь и завершил его незадолго до своей смерти в 1418 г.

Что касается искусства, то наиболее ценные памятники были созданы в области архитектуры. Мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел. Строительный бум охватил двор и придворные круги: строили дворцы и усыпальницы, караван-сараи и бани, школы и общественные фонтаны, лавки и постоялые дворы. Так, у подножья холма Яшкур сложился аристократический квартал, хотя большая часть мамлюков предпочитала жить в цитадели. Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Высота стен достигала 10 м, а толщина 3 м. Мамлюкские султаны украсили Каир мечетями, такими как мечеть султана Бейбарса (1267-1269); мечеть и ма-ристан султана Калауна (1284-1285); великолепная мечеть султана Хасана (1356-1363); минареты ан-Насира в цитадели (1318) и др. Процветало также художественное ремесло и прикладное искусство.

В стране, и в первую очередь в Каире, благодаря огромным сокровищам, собиравшимися мамлюками, развернулось блестящее строительство. Изменились сами здания и их формы. Здания отличались грандиозными размерами, служившие одновременно и демонстрационным целям – могуществу мамлюков. Мамлюкские султаны возводили здания, которые призваны были их прославить. Архитектурные ансамбли носили имя построившего их властелина.

Благодаря покровительству мамлюков искусству и наукам XIII-XIV вв. стали периодом расцвета культуры в Египте и Сирии. Каир превратился в важнейший культурный центр; другим подобным центром оставался Дамаск . Важно и то, что в XIII-XIV вв., в эпоху воин с монголами Египет стал главным убежищем для мусульман со всего света. В Египте появилось много мусульманских ученых и философов, ремесленников и учителей, чья безопасность была гарантирована военной мощью Мамлюкского султаната. И конечно же, представители науки и искусства способствовали расцвету культурной жизни Египта. Государство мамлюков теперь стало центром арабо-мусульманской культуры. Мамлюки существенно способствовали развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Мамлюкские султаны и эмиры были опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы.

Громадный расцвет науки, литературы и искусства приходится на период господства династии мамлюков. В Египте продолжали свою творческую и общественную деятельность поэты и писатели: Махмуд Ибн Фатшах Сараи (1374 г.), Руки ад-Дин Аль-Крыми (1377 г.), Саиф Сараи (1396), Ибн Мухаммад Аль-Крыми (1377 г.), Шихабеддин Сараш (известен как Маулана Заде Аль-Аджами 1398 г.), Махмуд Сараи Гулистани (1398 г), Махмуд Сараи Аль-Кахири (1399), Берке Факих и многие другие. Всем известный цикл сказок «Тысяча и одна ночь» появился в Каире в период правления мамлюков. Как считают исследователи, в этот цикл вошли новеллы, повествующие о временах правления мамлюкских султанов.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Гыйният Юсупов 26 Декабря 2022г.
Ответить

Киләчәктә уңышлар телим.

Яндекс.Метрика